АКТУАЛЬНОСТЬ ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛОЙ СРЕДЫ (опыт различных стран мира) Наурызбаева А.С.,Иманкулулы М.

Казахская национальная академия искусств им. Т.Жургенова


Номер: 10-2
Год: 2016
Страницы: 171-176
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

жилище, пространство, организация жилой среды, традиционные методы и подходы в проектировании, дизайн интерьера, house, space, organization of dwelling place, traditional methods and approaches in design, interior design

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья направлена на исследование опыта проектирования и подходов в организации жилого пространства разных народов. Предпринимается попытка осмысления характерных особенностей традиционных жилищ, на примере Малайзии, Японии и Казахстана. Анализируются методы и способы проектирования жилой среды народов этих стран. Выявляются характерные черты, которые остаются наиболее актуальными и могли бы применяться в современном дизайне интерьера.

Текст научной статьи

Пространство как таковое не поддается точным ментальным измерениям. Оно как макромир окружает нас повсюду, создает условия для существования всего живого, дарит чувство свободы и комфорта. Тем не менее, все живые существа на планете пытаются создать всевозможные убежище и укрытия, очертить свой микромир. Также и человек, сооружает, строит, планирует и благоустраивает пространство, принадлежащее ему. Понимая, что только организовав и обустроив предметное наполнение в пространстве, можно получить среду для существования. Люди, находясь в этом пространстве, производят необходимые предметы и всю окружающую предметную среду, тем самым, формируя свой быт, собственную жизнедеятельность, следовательно, и самих себя. Полноценная среда обитания человека становится не только условием и средством, но и самоценным результатом деятельности человека. Человек как бы овеществляет себя в созданной им окружающей предметной среде, а эта среда, в свою очередь, формирует и развивает создавшего ее человека, определяет образ его жизни, формы деятельности, культуру поведения, эстетические вкусы и представления [1, 296]. Здесь вполне уместно напомнить известную банальность, что процесс формирования человека от рождения и до зрелости существенно отличается от формирования других видов живых существ. Человек не создается человеком в полном смысле этого слова, а становится им под влиянием окружающей предметно-пространственной среды [2, 8]. Понятие пространства достаточно емкое представление. А представители различных этносов воспринимают по-разному и соответственно имеют отличные друг от друга подходы в его обустройстве. Разбирая термин, многие философы и ученые разных лет давали ему свое определение. Так, к примеру древнегреческий философ Демокрит говорил: «пространство - это «вместилище» тел». По мнению Аристотеля, пространство - это совокупность мест, занимаемая определенными телами, т.е. местом их расположения [3, 153]. Ньютон разделяет пространство на два вида: абсолютное и определенное. Каждое из этих определений имеют право на существования в современном понимании пространства. Но, определение относительного пространства наиболее подходящее для наших чувств по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Немецкий ученый ХIХ века Г.В. Лейбниц, формируя свои представления о пространстве в целом, определяет его как порядок сосуществований [4, 123-126]. Таким образом, можно заключить, что пространство - это результат упорядочения организации предметов и проходящих процессов с помощью ограждающих форм и плоскостей в определенном порядке, несущее в себе некую смысловую нагрузку. Пространство - это порядок взаимного расположения материальных объектов, выражаемый словами "ближе-дальше". Пространство выражает сосуществование, протяженность и структурность любых взаимодействующих объектов, создающее среду. Только благодаря рационально расположенным предметным формам, огражденное пространство можно назвать средой для жизни и деятельность человека. Жизнь - одно из сложных явлений на земле. Протекающие процессы, время и, конечно же, атмосфера замкнутого пространства, оказывают огромное влияние на ее формирование. От рождения и до заката жизни человек пребывает в среде, которое формирует его виденье мира, а впоследствии он сам принимает непосредственное участие в создании и управлении данной средой. Жизненные этапы, проходящие в течении жизни каждого индивида, в определенном этническом обществе оставляют свой отпечаток в его сознании и восприятии предметно-пространственной среды. Так, в последствии человек организовывает свое местообитание посредством тех представлений, которыми овладел в процессе становления Себя. Каждая культура не появляется из неоткуда, а произрастает на месте предыдущих культурных сообществ. Вбирая частицы наиболее приемлемых на тот момент, впоследствии характеризующие их как стиль. Стиль и стилеобразующие элементы культуры дают неограниченные возможности при оформлении той или иной среды, грамотное использование декоративных, композиционных, цветовых, конструктивных моментов могут создать благоприятную атмосферу и психологический комфорт. Современный рынок дизайнерских услуг вкупе с инновационными технологиями, широчайшим выбором строительных и отделочных материалов, безграничной палитрой цветовой гаммы, может предложить варианты оформления любого внутреннего или внешнего средового пространства. Несомненно, придерживаясь определенных требований, стандартов и систем, которые впрочем никоим образом не могут ограничить полет фантазий дизайнера. Применение традиционных элементов и систем при проектирования жилой среды становятся все более актуальными. Совмещая технологические новинки и традиционный подход, дизайнер архитектурной среды может добиться более интересного результата, которое в свою очередь раскроет новые грани проектного мастерства. Рассмотрим несколько вариантов традиционных систем проектирования жилой среды. Один из древних принципов проектирования и линейных измерений внутренней среды появился более IV тысяч лет назад на территории Древнего Египта и Месопотамии, который является наследием грандиозной системы, имеющее легкоузнаваемый характер. Для этого использовалась локтевая кость человека, как базовая часть тела. Данная система линейного измерения было создана как некая необходимость, способствующая в проектировании и конструировании храмовых построек и наземных сооружений [5, 33]. Рис. 1. Египетские и шумерские единицы измерения, базирующиеся на частях тела На южных островах Индийского океана, жители Малайзии, придерживаются своей традиционной, но также на человекоцентричной измерительной системе (размеры пальцев и рук). Они подразделяются от малого до большого и называются так: “jary” - это размер четырех пальцев; “jenkal” - размер ладони с вытянутым большим пальцем; “hasta” - расстояние от кончиков пальцев до локтевого сгиба; “depa” - расстояние между двумя руками вытянутыми в стороны. Рис. 2. Малазийская система измерения с помощью пальцев и рук. При проектировании традиционного жилого дома в Японии используются маты «татами», приблизительный размер которых составляет 3 фута на 6 футов (это размер одного спального места ≈ 90 см х 180 см). Эта единица измерения матами может использоваться при компоновке в любой последовательности и направлении: 3-х; 4½ -; 6-ти; 8-ми; 10-ти или 12-ти матовая комната. Эта система позволяет визуально представить будущую комнату в масштабном соотношении и с учетом пропорций человеческого тела [6, 84]. Рис. 3. Обмеры японского традиционного жилища В возведении традиционного жилого дома у кочевых народов Средней Азии (казахов, киргизов, алтайцев, монголов), лежит целая философия мировоззрения всего народа. Начиная с середины II тысячелетия до н.э. древние обитатели среднеазиатских степей переходят к полукочевому и кочевому ведению хозяйства и быта. Частые перекочевки привели людей к строгой организации всего быта и рациональному использованию жилого пространства. Неподъемные и громоздкие предметы мебели, хрупкие виды утвари, малоиспользуемые вещи остались в стационарных домах оседлых земледельцев. На смену им пришли многофункциональные, трансформируемые вещи, подобные по форме, стилю и удобству, но гораздо легковесные. Все материалы, применяемые в изготовлении предметов быта, природного происхождения, большая часть которых - животного. В дело шло все - шерсть, шкура, рога, кости, сухожилье и т.д. Возведение дома и организация его внутреннего пространства требовало особого подхода и учета многих факторов. Выбор участка, способ возведения, материал для сооружения, декоративно-прикладные изделия для отделки, семантика применяемых цветов и орнаментов - все это виденье мира, культура кочевых племен Великой степи, огромный опыт предков. Юрта - это вид переносного, сборно-разборного жилья кочевников. Юрта представляет модель мира в представлении древних кочевников. Сборка и разборка ее при перекочевках символизировали наступление Хаоса и возрождение Гармонии. Сфера юрты является маленькой копией сферы небосвода над степью. Это архетип Мировой Горы. Остов кереге ограничивает земной круг. Через очаг, который находился в центре юрты, душа усопшего уходит в царство мертвых. При этом она проходит обряд очищения. Бакан - длинный шест, который держит шанырак - мотив столба, подпирающего небосвод, железный кол от земли до неба, который начало берет от центра земли, а вершиной упирается в Полярную звезду. Уыки - куполообразный небосвод. Их бесконечный ряд по окружности создает иллюзию кругового движения звездного неба вокруг неподвижного центра - Полярной звезды, символически находящейся в «неподвижном» центре шанырака. Шанырак - вершина - верхний мир - символическое небо [7, 119]. В организации интерьера юрты было обязательным разделение зон на входную (табалдырык) и гостевую (тор), мужские (правая сторона от входа, в этой зоне вешались конская амуниция, наборные пояса и оружие) и женские (слева от входа, стоял шкаф, где хранились посуда и продукты - кебеже) половины, почитание природных стихий (огня, воздуха, земли, воды) [8, 23]. Рис.4. Схематическое расположение внутренних зон юрты и внешний вид В конце 40-х годов ХХ века французский архитектор Ле Корбюзье (наст. имя Шарль-Эдуар Жаннере-Гри (1887-1965 гг.)) разработал систему пропорций «Модулор», и описал ее как «набор гармонично сочетающихся пропорций, соразмерных масштабам человеческого тела и математических чисел, универсально применимых к архитектуре, механике, предметам быта, электроприборам, мебели и в дизайне». Данная система с успехом применяется во всем мире и по сей день. Наиболее точные расчеты архитектора дали возможность организовать любое пространство, расставляя мебель и предметы декора с максимальным комфортом для всех членов семьи. Соразмерность мелких деталей относительно общего, одного предмета по отношению к другому, обтекаемой формы в противовес прямым линиям - все эти и другие вопросы исследуются дизайнерами. Подводя итог сказанному, можно заключить, что организовывая предметно-пространственную среду жилых интерьеров с использованием традиционных систем разных народов мира, необходимо понимать их культуру и мировоззрение. Как говорилось выше, мировосприятие и отношение к средовой организации у всех разные. К смешению нескольких направлений и стилистических концепций в одном ограниченном пространстве необходимо подходить с особой осторожностью. Эклектичные по стилю интерьеры требуют более ответственного подхода и адекватности, каждого предмета и элемента декора. Невозможно, а порой и дико, смешение в одной системе нескольких направлений, не имеющего общих стилистических, культурных и ценностных ориентиров. Каждый предмет должен быть задан средовой необходимость и нести в себе объединяющее единство с окружающей средой. Не оставляя зрителю и мысли о своей отчужденности.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.