ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ ОРЛОВСКОГО КРАЯ Черникова С.М.

Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева


Номер: 10-2
Год: 2016
Страницы: 176-179
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

орнамент, вышивка, солярная символика, Орловский «спис», цветная перевить, бранки, pattern, embroidery, solar symbols, Orlovsky spis, cvetnaya Perevit, Branca

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются вопросы понимания и значения солярной символики русского народного орнамента на примере вышивки. Автор приводит примеры выполнения и построения орнаментики народной вышивки Орловского края «Цветная перевить» и «Орловский спис».

Текст научной статьи

Примерно до начала ХХ века народное искусство называлось крестьянским, свое летоисчисление оно ведет еще со времен языческой культуры. Именно в эту пору и складываются основные мотивы и символы народной орнаментики, которая несло не только декоративную нагрузку, но и служила оберегом для крестьян. Свое мироощущения и понимание своего присутствия на земле крестьяне выражали в языческих культах, которые частично потом перекочевали в христианство, в фольклоре, в украшениях бытовых предметах, в домоустройстве… С дохристианских времен орнаменты донесли до нас знаки аграрно-магической символики, занимаясь земледелием, крестьянин радовался солнцу, дождю, обильному урожаю, пытаясь огородить себя от «гнева природы» оберегал и защищал себя солярными знаками и символами. Так в предметах домашнего быта, в одежде, убранстве избы везде присутствовала защитная сила солярных знаков. Особенно богато декорировалась одежда крестьян. К производству тканей относились женщины с особенным трепетом и любовью, труд и работа от выращивания льна и до конечного производства и отделки одежды был долгий и трудный. Поэтому изношенную одежду никогда не выкидывали, ее перешивали для детей, а когда ткань совсем изнашивалась уцелевшие кусочки вырезались и из них составлялись лоскутные одеяла, шились покрывала на кровать… Крой в одежде крестьян был прост, зато в декоре женщины показывали все свое мастерство и умение. Искусство вышивания было известно уже в ХI-ХIII в. в. Расшитые части одежды, полотенец найдены археологами в землях Новгорода и Рязани, Смоленска, Чернигова, Киева и Владимиро-Суздальской княжеств. В вышивке предстает перед нами народное осознание мира и природы, своего рода народная поэтическая мифология. И эта крестьянская символика может быть то простой, то сложной, но всегда вызвана к жизни мировоззрением крестьянина, его верованиями, взглядами на мир, на жизнь, и никогда не воспроизводит окружающую действительность. Образы русского узорочья, имеющие большое сходство с вышивкой восточных, южных и западных славян, на наш взгляд, олицетворяют древние представления народов индоевропейской семьи, когда земледелие стало главным средством их существования. Но если взглянуть на русские народные узоры со стороны чисто художественной, эстетической, то нельзя не найти здесь любопытные и полные вкуса образцы такой игры линии, такой точной распорядительности с самим узором и с его промежуточными формами, которые свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности. Расшитые полотенца являлись частью народных обрядов, им приписывали магическую силу. Младенца после крещения заворачивали в расшитое полотенце, чтобы жизнь была яркой и красочной. Такое же полотенце дарили крёстному отцу, в благодарность за покровительство ребёнка. Самую большую роль рушники играли в свадебном обряде. В их узорах был заключён магический смысл. После сговора между двумя семьями, дом невесты украшался вышитыми полотенцами. По количеству предметов приданного определялась самая завидная невеста на селе. По нему определяли её мастерство и трудолюбие. Приданное девочки начинали расшивать сами с пятилетнего возраста. В дальнейшем ни один этап свадебного обряда не обходился без полотенца. Ими одаривали родню жениха, украшали дуги и сбрую лошадей в свадебном поезде. В церкви во время венчания на пол стелили вышитое полотенце. Дружки жениха были перевязаны через плечо рушниками. После венчания, возле дома, родители благословляли детей иконой, которую поддерживали узорчатым полотенцем. На свадебном пиру, мать невесты связывала руки молодым рушником, чтобы жили долго и счастливо. Для народной вышивки Орловского, Курского, Тамбовского, Пензенского, Воронежского края, а так же Тульской, Рязанской, Смоленской, Калужской области характерным является геометрический многоцветный орнамент. Выполнялся он счетной гладью и цветной перевитью, иногда белой строчкой, набором и росписью. На полотенцах вышивка шла широкой полосой с повторяющимся узором из ромбов. Располагались они цепочкой друг за другом и сочетались с другими орнаментами геометрическими мотивами: крестом, звездой… Полотенце 272х36. Полотенце 235х36. Конец XIX - начало XX вв. Конец XIX - начало XX вв. Урицкий р-он, дер. Бунино. Акулина Арсеньевна Яшина (1883), Хотынецкий р-он, дер. Булатово. Цветная перевить выполнялась по сетке из продернутых нитей. Орнамент обвивался столбиком по сетке мягкими нитками, и создавало видимость ненарушенной ткани. Вышивки цветной перевитью отличались сложностью узора, многоярусностью композиции, сочетанием с переборным ткачеством, нашивками из лент, тесьмы, блёсток и бисера. В народной вышивке Орловщины особое место занимает спис. Слово спис означает списывание. Вышивальщицы списывали узоры с разукрашенных морозом окон, с цветов и трав, придавая им фантастический вид. Каждая форма узора заполнялась мелкими геометрическими разделками, вышитыми швом набор. Эти разделки называются бранками. Смысловую нагрузку несёт не только контур общей вышивки, но и рисунок внутри него. Бранки создают фактуру в виде зигзагов, сеточек, шашек и называются они «вороний глаз», «сосна», «штоф»… Списом расшивались кокошники, полотенца, рубахи, использовались нити красного, оранжевого, желтого, зелёного цвета. Классическими считались сочетания красного цвета с введением синего. Вышивка Орловской области Орловский спис родилась в небольших, просторных и светлых деревеньках, среди холмов Золотарево, Домнино, Карпово, что в Орловском районе. Ограничивалась родина Орловского списа этими местами, или распространялась на другие села и деревня в настоящее время точно не известно. Конец полотенца 39х36. Полотенце 272х40. Конец XIX - начало XX вв. Начало XXв. Урицкий р-он, дер. Погорелец. Александра Григорьевна Куликова Урицкий р-он, дер. Большое Сотниково. Большой пышный рисунок, геометрический орнамент, использование красных и холодных синих цветов являются особенными чертами этой вышивки. Для вышивания брали тонкую льняную или пеньковую отбеленную домотканую холстину. Нитки - льняные или шерстяные своего изготовления, окрашенные специально приготовленным красным красителем из самок «червец», собранных летом на траве зверобое. Шов красной нити - первичная линия крестьянской бытовой графики. Главный и первый художественный принцип этого искусства нити линейная трактовка. Исключительным линейным ритмом пронизана вся сложнейшая орнаментика, остро выразительная, решительная и твердая линия побеждает и владеет всеми темами, она необычайно изменчива, неожиданна. Откуда же появились мотивы, о чем повествуют нам и где их истоки. Смысловое значение Орловского списа весьма разнообразно. В ходе нашего исследования при ознакомлении с материалами фондов краеведческого и художественного музеев мы выделили несколько версий расшифровки узора. Вот некоторые из них: 1. Одна из них берет начало от средневековой вышивки золотом и серебром. 2. Крестьянские девушки брали узоры с «разрисованных» морозом окон, от сюда и название вышивки «спис» Одной из любимых тем Орловских мастериц было изображение «Древа жизни». Дерево от корня растет, затем разветвляется и развивается так, как в жизни генеалогические корни. Разные части его расшивались различными рисунками и не были симметричны, потому, что женщины вышивали своих родственников: невесток, свекровей, тестей и вышивали их различными элементами для отличия. Так выстраивалось «Древо жизни» каждой крестьянской семьи. 3. Еще одним часто встречающим мотивом Орловской вышивки является «культ роженицы». Представление о Вселенной в женском облике. Особое значение в вышивке Орловского списа играет ромб. Ромб соответствовал солнечному кругу. Встречаются так же и его разновидности. Ромб с крестом, с солнцем рождающим, ромб с ровными краями - «круги». В языке народной символики цвет играет одну из главных ролей в осмыслении орнамента. Орловский спис насыщен красным цветом, это связано с представлением об огне и свете, понимался как «благовидный и прекрасный». Одна из основных ролей в вышивке отведена технической стороне. Швы не только воссоздают образ, но и выражают его сущность. Техника Орловского списа относится к счетной, где для каждого стежка отсчитывают нити ткани. Контур узора вышивается стебельчатым или тамбурным швом. Заполняется рисунок «бранками», которые представляют собой счетные швы набор (брань). Наборы бывают горизонтальные и вертикальные. Геометрический узор выполняется движением иглы с рабочей нитью по всему узора то справа налево, то слева на право. В соответствии с узором вышивальщица делает стежок, затем пропуск, снова стежок и т.д. Таким образом, она набирает нити ткани до конца узора по принципу шва вперед иголка. Выполнение шва набор можно сравнить с движением челнока в ткачестве. На изнанке получается негативный узор орнамента.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.