ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОКИ МИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Самошкина А.Ю.


Номер: 10-3
Год: 2016
Страницы: 40-42
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Первые попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались еще в античности. Так, у софистов, стоиков, пифагорейцев преобладало аллегорическое истолкование мифологии. Софисты, несмотря на ее отрицание и критику, часто использовали миф как форму утверждения той или иной морали и рассматривали его как необходимый вид творчества (Протагор, Филострат, Антифонт, Горгий, Продик, Критий) [3, 27-29]. Божественная картина стоиков антропоцентрична: мир сотворен для людей. Боги для стоиков - аллегории стихий, являющихся проявлением огненного Логоса, «душа, скрывающаяся в материи» [3, 202]. Эта душа творит мир для людей и богов, наиболее совершенных и разумных воплощений первоогня, она одновременно материальна и «содержит в себе черты разумения, даже промысла…» [3, 181]. Пифагор считал языческую мифологию примитивной, однако не отрицал богов, а, напротив, рассматривал их как часть космического порядка. В культах Диониса и Аполлона он увидел не произвол стихии, а отражение вселенского закона. Человеческий дух, по мнению Пифагора, также содержит в себе гармонию этого закона. В его учении олимпийская традиция выступила как манифестация «человеческого» разумного начала в лице богов [4, т. 4]. Интерпретация мифов, предложенная известным древнегреческим ученым-философом Платоном, является философско-символической: «Это заставляет нас считать их [мифы в изложении Платона], скорее, весьма глубокими символами, которые иной раз даже трудно отделить от объективно-онтологического рассуждения» [3, 665]. Герои и сюжеты мифов не являются у Платона аллегориями, а воспринимаются практически как реальные. Создавая собственные мифы и используя традиционные, он с их помощью излагал свое виденье космического и земного мироустройства. Платон рассматривал богов или как высших представителей космического пространства, или как символы планет [5, т. 3]. Однако само мифологическое мировосприятие, хоть и заменяясь постепенно религиозным, не исчезло полностью, а сохранилось, частично трансформировавшись. Так, А.Г. Иванов отмечает, что христианство ассимилировало некоторые базовые установки данного типа сознания, в народном сознании оно оставалось господствующим, а создание новых мифов подтверждало неиссякаемое стремление народа к мифотворчеству. Важные черты мифологического сознания продолжали проявляться в мировоззрении человека: «части пространства различались по степени своей сакральности, символ замещал реальность, духовному приписывались материальные свойства, а часть могла представлять целое» [2, 29]. Я. Гримм одним из первых предложил лингвистическую теорию мифа. По его мнению, слова возникли как отражения впечатлений о предметах и обладали мифологической образностью [2, 34]. Ф. Шлегель рассматривал мифологию как источник вдохновения для художественного творчества [2, 34]. Ф. Кройцлер рассматривал мифологических богов как символы бесконечного. По его мнению, дошедшая до нас мифология - это знания, переданные жрецами народу в упрощенной символической форме [2, 39]. Ф. Гегель считал миф простейшей по сравнению с высшими чувственной формой постижения истины через символы, «продуктом фантазии, но не продуктом произвола [1, 133]. Наиболее интересная теория мифов этого периода представлена у Ф. Шеллинга. Для него боги - это идеи философии, в мифологии - символика идей. Мифологию, по мнению Ф. Шеллинга, следует воспринимать целостно, не пытаясь выделить частности, форму и содержание. История смены богов, которую он назвал сукцессивным политеизмом, отраженная в мифологии - результат развития творческого мифологического сознания человека [7]. В целом в период романтизма наблюдалась тенденция к идеализации древнего прошлого народов, к созданию поэтическо-философского мировоззрения, опирающегося именно на мифологическое мировоззрение. Наиболее значимым для изучения мифологии в данный период стала замена аллегорического истолкования символическим. Таким образом, миф является важным инструментом познания и восприятия мира с древнейших времен. Господство мифологического мировоззрения сменилось периодом виденья мира через религию, а затем через науку. Однако оно не исчезало полностью, всегда выполняя свою важную роль в объяснении человеком действительности и в реализации его потребности в поиске трансцендентного. Современной науке и философии требуются новые способы познания мира. Не исключено, что часть ответов на стоящие перед ними задачи может дать именно исследование мифа. Интерес к мифу возрождается и популярность художественных сакрально-мистических текстов (главным образом, текстов фэнтези) также об этом свидетельствуют. Их изучение позволяет установить роль мифологического мировоззрения в цельном виденье мира современного человека, а также охарактеризовать его стремление к трансцендентному.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.