НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г. И ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ Рачипа А.В.,Бурьков В.В.,Алексеева А.В.

Южный федеральный университет


Номер: 11-1
Год: 2016
Страницы: 108-112
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

историческая память, Отечественная война 1812г, идентичность, фальсификация истории, historical memory, Patriotic war of 1812, identity, a falsification of history

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируется историческая память об Отечественной войне 1812г. как ценностной основы национального самосознания, духовного потенциала и идентичности наших граждан. В краткой ретроспективе акцентируется внимание на некоторых наиболее значимых идеях, сохранивших свою актуальность для современной России.

Текст научной статьи

Проблема изучения фундаментальных особенностей исторической памяти и исторического сознания молодежи - предмет многочисленных историко-социологических, историко-философских исследований. Находясь на междисциплинарном исследовательском поле, проблемы изучения образов прошлого, исторического сознания и исторической памяти оказались особенно востребованными и привлекают все большее число специалистов в области истории, социологии, философии и т.д. Отметим, что историческая память удерживает образы событий и лиц с отчетливой позитивной или негативной окраской. Они превращаются в символы идентичности. Одной из функций исторической памяти, как социально обусловленного феномена, является то, что она способствует интеграции социальных групп в обществе в настоящем, выполняет необходимую функцию самоидентификации как индивида, так и всего общества в целом. Учитывая сохраняющуюся потребность в современном российском обществе в ответе на вопрос «Кто мы?», идентификационная функция исторической памяти является чрезвычайно востребованной и значимой. Во многом растущий интерес к прошлому в современном российском обществе обусловливается стремлением определить свое место по отношению к опыту бывших поколений. Особое место в нашей исторической памяти занимает Отечественная война 1812. Она продолжалась всего несколько месяцев, а последовавшие за нею Заграничные походы русской армии - менее полутора лет, но эти события значительно повлияли на общественные настроения и навсегда остались в народной памяти. И хотя историки до сих ведут дискуссии о целях вторжения Наполеона, нет сомнения в том, что Россия вела с ним борьбу за выживание и за сохранение страны как таковой. По словам А. де Коленкура, Наполеон утверждал: «Я пришел, чтобы раз навсегда покончить с колоссом северных варваров» [1]. Война вызвала беспрецедентное сплочение власти, дворянства и народа. Ее судьбоносный характер признавали представители различных поколений и течений русской общественной мысли. Отметим, что 2012г. Указом Президента РФ был объявлен Годом российской истории. Прошедший 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года вызвал к жизни огромный поток литературы, посвященной различным вопросам литературы той эпохи - военным, политическим, общественным, экономическим, религиозным. Исследовались не только сами события, явления и процессы, но и их отражение в общественном сознании, наконец, сама историческая память народа. Юбилей как бы подвел итоги многолетнего изучения Отечественной войны 1812 года в России и показал наличие неистощимого потенциала современной исторической науки. Отметим, что празднование 200-летнего юбилея победы России в Отечественной войне 1812 года сопровождалось выходом в свет многочисленных научных публикаций. Общественный интерес к событиям 1812 г. показал, что этот период нашей истории составляет один из базовых элементов национального самосознания. Накануне знаменательной даты в отечественной историографии особенно остро ощущался недостаток научных работ, посвящённых изучению эволюции исторической и культурной памяти, формированию "образа прошлого". Заметный "историографический пробел" был восполнен в юбилейный год коллективной монографией «Отечественная война 1812 года в культурной памяти России» [2]. В монографии подчеркивается, что вооруженный "спор" двух цивилизаций важен и с точки зрения толкования слова "Отечество": в рамках различных "историко-культурных систем" оно воспринималось по-разному. Один из аргументов наполеоновской пропаганды заключался в том, что у крепостного "раба" в России не могло быть Отечества на том основании, что он не обладал свободой личности и не имел собственности. Прямая историческая аналогия возникла спустя много лет, когда советскому поэту К. Симонову удалось, как некогда В.А. Жуковскому, дать разъяснение "иррациональному" понятию Родины: "Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, // Да, можно голодать и холодать, // Идти на смерть... Но эти три березы // При жизни никому нельзя отдать [3]. Следует отметить, что ожесточение обеих сторон в войне 1812 года явилось прямым следствием того, что в Россию вторглась армия, воины которой совершенно иначе осознавали свою идентичность: "объединенные не этническими и христианскими узами, не территорией и монаршей властью, не общей историей", а универсальными правами человека и гражданина, сформулированными Декларацией 1789 г. Парадокс в этом конфликте, что со всей очевидностью явствует из приводимых источников, заключался в том, что французы, считавшие варварами россиян, в свою очередь, оказались варварами в глазах последних: "В большинстве своем равнодушные к собственной религии, они, как правило, не церемонились с национальными традициями русского народа". Конфликт цивилизаций привёл к тому, что исход "русской кампании" воспринимался французами гораздо болезненнее, чем простое военное поражение. Это был крах идеологии, в рамках которой французы называли себя "великой нацией", а своего императора - Наполеоном Великим. Культурная память относительно недавно стала объектом внимания историков, однако значение этого феномена очень велико. По справедливому замечанию Я. Ассмана, "этническая идентичность и устойчивость - вопрос культурной памяти и ее организации [4]. Дискуссионными стали некоторые проблемы монографии к.и.н. О.В. Соколова: "Битва двух империй"[5].В его работе подчеркивается, что в планах Александра I "никакой оборонительной войной с целью защиты российских рубежей от коварного агрессора и не пахло, речь шла ни больше ни меньше, как о внезапном нападении на французские войска"[6]. Как считает г-н Соколов, в 1812 г. была вовсе не Отечественная война, а "русско-французская". Казалось бы, планы Наполеона в отношении России давно известны: разгромить русскую армию, захватить Москву и Петербург, принудить царя к миру, отчленить от России обширные территории и, как говорилось в Прокламации французского императора к Великой армии, положить "конец пятидесятилетнему кичливому влиянию России на дела Европы" [7]. Однако О.В.Соколов считает вышеназванные планы позднейшими выдумками. По его мнению, Наполеон не собирался двигаться в исконно русские земли, а уж тем более идти на Москву"[8]. Отметим, что 12(24) июня 1812 г. французская армия перешла через Неман и вторглась в пределы Российской империи, а уже 25 июня (9 июля) Наполеон объявил ближайшему окружению, что "имеет намерение наступать на Москву и Петербург" [9].Наполеон рвался именно в Москву. Завоеватель ясно отдавал себе отчёт в том, что Москва - это сакральное сердце России. План Наполеона был прост: разбить русскую армию, войти в Москву и короноваться там как новый русский царь. Именно для "коронационных торжеств" в Москву везли "Комеди франсез", итальянскую оперу, две статуи самого Наполеона работы скульптора А.-Д. Шодэ, одна из которых была поставлена на Красной площади, а другая предназначалась для Дворцовой в Петербурге. Для этого в древнюю русскую столицу везли со всей Европы ювелиров, поваров, официантов, дорогую посуду. Для этого же везли коронационные одежды и корону Наполеона [10]. Идя походом на Россию, потерявший голову от самоуверенности Наполеон заявлял: «Меньше чем через два месяца Россия запросит мира"[11]. Однако пройдёт четыре месяца, и в сожжённой Москве, в условиях приближающейся зимы, за тысячу километров от Парижа, Наполеон трижды будет униженно просить мира у русского царя: «Я веду войну с Вашим Величеством безо всякого озлобления. Простая записочка от Вас, прежде или после последнего сражения, остановила бы моё движение, и, чтобы угодить Вам, я пожертвовал бы выгодою вступить в Москву. Если Вы, Ваше Величество, хотя отчасти сохраняете прежние ко мне чувства, то Вы благосклонно прочтёте это письмо» [12]. Презрительное молчание было ответом на эти письма. Наконец Наполеон, не выдержав губительного для своей армии "сидения" в Москве, наглумившись над святынями нашего Отечества и приказав взорвать Кремль, вышел из Москвы. Возмездие настигло Великую армию: сотни тысяч людей нашли себе могилу в снегах России. Из 600 тыс. человек, перешедших 24 июня Неман, возвратились только 30 тыс.[13] Следует отметить, что в современной Франции воскрешаются те сюжеты истории, которые способствуют формированию идеи величия французской нации. В связи с этим оживает интерес и к эпохе Наполеона I. Среди публикаций, посвященных войне 1812 г., обращает на себя внимание статья А.А. Постниковой «Сражение при Березине в исторической памяти Франции». Автор подчеркивает, что начиная с первых трудов о войне 1812 г., преследовалась единственная цель - возвысить, восстановить честь Великой армии, тем самым сформировав представление у нации о нравственной победе французов на Березине. Уже к концу ХХ века данная концепция вытеснила все другие. Переосмысление событий войны 1812 года во Франции связано с именем Шарля де Голля. Президент акцентировал внимание на отношениях России и Франции. Де Голль признавал: «Наполеон напал на Александра, что стало самой грубой ошибкой, какую он когда-либо совершал, ничего не принуждало его к этим действиям. Эта война становится началом нашего упадка» [14]. В отечественной историографии изначально возобладала традиция возлагать ответственность за ограниченный результат русской армии при Березине на одного П.В. Чичагова. Эта традиция была продолжена и в советское время. Так писали об этих событиях Е.В. Тарле, Л.Г. Бескровный и др. Перемены в отечественной историографии наступили только к концу ХХ века. Историк И.Н. Васильев в своем исследовании поставил цель - «вернуть доброе имя адмиралу П.В. Чичагову в памяти потомков» [15]. Таким образом, отечественная историческая память о сражениях на Березине складывалась из противоречивых мнений - от убежденности в победе русского оружия до критики действий русского командования, которое не смогло обеспечить полного поражения армии Наполеона. Французская память, наоборот, несмотря на резкие политические изменения во Франции в течение двухсот лет, оставалась достаточно статичной. Березина стала достоянием исторической памяти французской нации как воплощение героизма и военного успеха. Это запечатлено на страницах газет, научных трудов, в произведениях писателей. Французы верят в созданную ими легенду [16]. С эпохой 1812 года также связаны развитие реалистичного направления в литературе, изобразительном искусстве и расцвет стиля ампир в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Героическое самопожертвование всех сословий в 1812 г. и проявленные в ходе войны подвиги получили достойное отражение в поэзии, прозе, музыке, живописи, монументальном и декоративно-прикладном искусстве. Прекрасные стихи В.А. Жуковского, П.А. Вяземского, A.C. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, картины П. Гесса, Н. Самокиша, В. Верещагина, Ф. Рубо и многие другие литературные и художественные произведения воспевают Отечественную войну 1812 г. и ее участников. Уже в 1814г. было издано двухтомное «Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812году». В сборник включены произведения Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского и др. Спустя десятилетия, в 1837г. из-под пера М.Ю. Лермонтова вышел подлинный шедевр, как отклик на двадцатипятилетие войны 1812г., стихотворение «Бородино», заканчивающееся словами «Когда б на то не Божья воля, // Не отдали б Москвы!». Во второй половине XIX в. был создан роман Л.Н.Толстого «Война и мир», влияние которого на культурную память России было едва ли не самым сильным. В ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года было поставлено множество памятников и монументов, из которых наиболее известны: Храм Христа Спасителя (Москва); ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной (Санкт-Петербург). Среди мемориальных сооружений, созданных в честь событий войны 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа. Огромное число портретов генералов, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., собранных в одном месте, является уникальным и не имеет аналогов в мире. В небольшом по площади зале находится 336 портретов, основная масса которых написана в 1819-1828 гг. Английским художником Джорджем Доу. Подчеркнем, что одним из самых знаменитых произведений мировой литературы стал роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Поставленный по роману Толстого в СССР фильм режиссера С.Бондарчука «Война и мир» удостоился в 1968году премии Оскар, масштабные батальные сцены в нем считаются до сих пор непревзойденными. В ознаменование 200-летия победы России в Москве был открыт Музей Отечественной войны 1812 года. Ежегодно в первое воскресенье сентября на Бородинском поле более тысячи участников воссоздают эпизоды Бородинского сражения в ходе военно-исторической реконструкции. В заключение отметим, что Отечественная война 1812 года несомненно, является наиболее знаковым событием первой половины XIX в. События войны 1812г. и ее победоносное завершение оказали огромное влияние на развитие российской национальной культуры. Отечественная война 1812 г., во время которой так ярко проявились патриотические чувства народа, стала катализатором переосмысления национальных традиций. Российское общество охватил небывалый ранее патриотический подъем - рост национальной гордости и самосознания русского народа выразился и в проявлении интереса к героическим страницам отечественной истории. В своей речи перед участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» в сентябре 2013 г. президент РФ В.В. Путин отметил: «Мы должны гордиться своей историей, и нам есть, чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед» [17].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.