АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В СВЯЗИ С КУЛЬТУРНЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ В ИЗРАИЛЕ И РОССИИ Рабовская А.Е.

Российский государственный социальный университет


Номер: 11-2
Год: 2016
Страницы: 138-140
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социальные стереотипы, гендерные роли, социальные ожидания, семья, стресс, social stereotypes, gender roles, social expectations, family stress

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье описаны краткие результаты анализа гендерных стереотипов в России и Израиле на период 2016 г., связанных с культурным и общественным развитием этих стран.

Текст научной статьи

Для проведения анализа гендерных особенностей в России и Израиле необходимо обратить внимание на положение женщин в современном обществе этих стран. В настоящий момент в России 43 % руководящих должностей занимают женщины (согласно данным исследования International Business Report). По данным статистики среди высших органов власти в Госдуме работают 13 % женщин; в партии Единая Россия женщины занимают 19 % должностей, в партии КПРФ 4 % женщин, в партии Справедливая Россия 12 % женщин, ЛДПР 4 % женщин. В Совете Федерации 17 % должностей занимают женщины. Среди Кабинета министров процент должностей, занимаемый женщинами - 6,5 %. Среди заместителей министров 13 % женщин. Также женщины назначены губернаторами (3 %). В общественной палате 26,5 % должностей занимаю женщины. Так же в настоящий момент в России женщины успешны в должностях судей Конституционного суда (16 %). Если мы рассмотрим положение женщин в современном обществе Израиля, то увидим немного иную картину. В Израиле принципы равенства установлены на законодательном уровне, в Декларации независимости 1948 года закреплено полное равенство «социальных и политических прав всех жителей страны, независимо от религии, расы или пола». В настоящее время в Израильском парламенте 23% женщин. Стоит обратить внимание, что в кнессете (Думе) существует специальная парламентская комиссия по статусу женщин; эта комиссия имеет цель достижения полного равноправия независимо от гендерных ролей во всех общественных сферах (в том числе трудовой). В соответствии с данной целью комиссия занимается предотвращением гендерной дискриминации и продвижением общественного статуса женщин, а также борется с насилием против женщин. В Израиле около 30% женщин ежегодно подлежат призыву в возрасте 18 лет, с правом отсрочки по причинам учебы, беременности, религиозных соображений и т.д. По данным пресс-службой ЦАХАЛа в израильской армии 34 % личного состава составляют женщины, а в числе кадровых военнослужащих - 23 %. Благодаря «Закону о равенстве трудовых прав» женщины составляют 48 % от всех работающих граждан страны, и 58 % сотрудников гражданских служб и государственного сектора составляют женщины (данные Международного института исследований IMD). Среди выпускников израильских высших учебных заведений доля женщин составляет 57 %. Чтобы рассмотреть гендерные особенности в странах, стоит начать с понимания различий в гендерных ролях и стереотипах этих стран. Эрлих рассматривал этнические стереотипы как часть социального наследия общества. [1, 112] То есть, на его взгляд, гендерные стереотипы являются одной из составляющих частей социального сознания. Гендерные стереотипы зачастую раскрывают социальные ожидания общества от индивида, как представителя гендерного пола. С одной точки зрения, воспитание ребенка в соответствии с гендерными ролями (стереотипами) частично ограничивает развитие ребенка. [2, 97] Так для мальчиков считаются «подходящими» такие занятия как футбол, хоккей, боевые искусства, плавание, силовые тренировки и т.д., и «не подходящими» - танцы, изобразительное искусство, хор и тому подобное. При воспитании девочек родители стараются привить им любовь к изобразительному искусству, музыке, пению, рукоделию, танцам; и нередко девочки получают родительское и общественное неодобрение при интересе к точным наукам, «мужским» видам спорта, таким как карате, тайский бокс и т.д. [3, 86] Самое время напомнить о всемирно известных модельерах мужского пола - В. Юдашкин, В. Зайцев, П. Гарден, Х. Живанши, К. Диор; о солистах балета - М. Барышников, В. Чабукиани, Д. Ричардсон, Б. Мильпье; о женщинах Героях военных действий (разведчицы, летчицы, танкистки и т.д.); о многократных чемпионах Олимпийских игр женского пола - Л. Латынина, Б. Фишер, Д. Томпсон, В. Чаславска, М. Бьерген и т.д. Если посмотреть через призму другой точки зрения, то воспитание детей в соответствие с гендерными стереотипами предоставляет ребенку информацию о поведении, ожидаемом от него обществом, и возможных способах получить социальное одобрение и добиться успешного положения в соответствие с гендерной ролью в обществе. [4, 109; 5, 143] При наблюдении за социальными ожиданиями в рамках ведения домашнего хозяйства в России в настоящий момент, становится очевидным, что женщине отводится роль хранительницы домашнего очага, а гендерная роль мужчины - «добытчик». Вряд ли кто-то из граждан Российской Федерации удивится тому, что зачастую в российских семьях женщина выполняет основную часть домашней работы (причем не в зависимости от ее тяжести и количества), мужчина же выступает в роли помощника, выполняя порученный ему домашний труд. Социальные стереотипы российского общества направленны на ожидание от женщины постоянного поддержания чистоты и уюта в жилище, не зависимо от распорядка, профессиональной деятельности и образа жизни мужчины и женщины. [6, 93] В Израильских семьях принято совместное ведение семейного хозяйства с разделением труда. Мужчины часто выполняют работу, требующую больших физических затрат, такую как уборка по дому, покупка продуктов в магазине по длинным спискам, подготовленных женами. Многие израильские женщины готовят пищу, в том числе к Шабату, стирают и гладят одежду, создают домашний уют. В России понятие семьи часто воспринимается в качестве социальной ячейки общества. Женщина, не находящаяся в браке, считается отклонением от нормы. Данные статистики о расторгнутых и заключенных браках свидетельствуют о ряде изменений социального понятия семьи. Однако, гендерные стереотипы, касающиеся необходимости замужества для представительниц слабого пола, имеют прежнюю популярность и силу. [7, 172] Что касается воспитания детей, то российское общество отводит женщине первостепенную роль в воспитании детей. Это связано как с русскими традициями, так и с формированием семейных ролей в период рождения ребенка, когда женщина находится в отпуске по содержанию ребенка, а мужчина осуществляет трудовую деятельность. Немаловажен тот факт, что 30 % российских детей воспитываются матерями-одиночками, и 1,2 % детей - отцами-одиночками (по данным статистики Министерства Здравоохранения и социальной защиты населения на 2012г.). В Израильском обществе понятие «семья» рассматривается как «наследники кровного рода». Семья для израильских граждан важнейшая и неотъемлемая часть жизни; финансовых, карьерных и иных достижений люди добиваются ради семейного блага. К родственникам старшего поколения относятся с большим уважением и заботой. В Израиле гендерным ролям мужчины и женщины приписано принимать активное участие в воспитании потомства, оберегая, направляя, передавая знания и жизненный опыт. В профессиональной сфере в Израиле женщины работают во всех областях и достигают не меньших успехов, чем представители сильного пола. Уровень оплаты труда также указывает на отсутствие половой дискриминации. О равенстве говорит и тот факт, что женщины в обязательном порядке служат в израильской армии. Благодаря гибкости израильских компаний к своим сотрудницам женского пола, они имеют возможность строить успешную карьеру и вместе с этим воспитывать детей. На сегодняшний день в России присутствуют гендерные стереотипы о более высокой ответственности и широте знаний мужчин, нежели женщин, что нередко отражается в разнице оплаты за аналогичную трудовую деятельность представителей разного пола. Однако в последние годы увеличилось количество женщин на руководящих должностях, что свидетельствует об смещении гендерных стереотипов в российском обществе. Социальные ожидания от гендерной роли российского мужчины успешности и эмоциональной твердости зачастую создает у представителей сильного пола стрессовое напряжение. Многие мужчины в современной России, не достигнув в ожидаемое время прогнозируемого результата, вместо «проведения работы над ошибками» и изменения тактики, испытывают разочарование. По причине социального стереотипа эмоциональной твердости, они пытаются спрятать свои эмоции и чувства, что приводит к эмоциональным срывам и развитию физических проблем. В заключение стоит сказать, что гендерные ожидания оказывают немалое влияние на социальное развитие стран. От части, гендерные стереотипы отражают культурные и социальные традиции народа. При изменении общественного уклада страны многие социальные представления о гендерных ролях развиваются вместе с обществом, однако, некоторые стереотипы сохраняются в прежней форме. Соответствие гендерным ролям вызывает социальное поощрение и дают человеку возможность благополучно устроиться в обществе в рамках гендерной роли. Но стоит осознавать, что стремление соответствовать гендерной роли может способствовать как развитию индивида и улучшению его качества жизни, так и оказывать стрессовое давление на него.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.