ОБЩНОСТЬ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ТЮРКОВ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ Орунбаев У.Б.

Ошский государственный университет


Номер: 11-3
Год: 2016
Страницы: 65-69
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социализация, формирования личности, народная педагогика, общность педагогических культур, общность народной педагогики и причины их возникновения, этническое сознание, толерантность, формирование толерантности, socialization, formation of personality, folk pedagogy, generality of pedagogical cultures, community of folk pedagogy and reasons of their origin, ethnic consciousness, tolerance and formation of tolerance

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются социализация и формирования личности, общность народной педагогики, факторы влияющие на возникновения общности в народной педагогике кыргызов и узбеков, национальные особенности педагогической культуры, социализации подрастающего поколения и формирования толерантной личности в народной педагогике, зависимость содержания социализации от содержании педагогической культуры народа, роль общности народной педагогики в формирование этнического сознания и толерантности, а также общие традиций социализации личности у кыргызов и узбеков, проблемы формирования социальной и этнической толерантности средствами педагогической культуры кыргызского и узбекского народов.

Текст научной статьи

Социализация - это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. «Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного быта …, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий» [5.165]. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемый в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1.267]. Основная задача социализации и формировании личности состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились в собственные высокие нравственные принципы каждого человека, такие как: гуманизм, толерантность, долг, совесть, достоинство и так далее. В формировании личности подрастающего поколения огромное место занимает народная педагогика. Так как в народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народный педагогический опыт сложен, многогранен и богат. Поэтому в формирование личности важное место занимает использование традиций и средств народной педагогики: во-первых, каждый народ располагает прогрессивными традициями и идеями и методами педагогического воздействия на подрастающего поколения; во-вторых, многими веками опробированные традиции и средства педагогического воздействия на детей и ныне являются эффективной воспитательной силой; в-третьих, прогрессивные традиции и средства народной педагогики положительно влияют на формирование личности школьника и повышают эффективность нравственного воспитания в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. по формированию культуры межэтнических контактов положительно влияют на формирование этнической толерантности в современных условиях [2.6]. Каждый народ имеет свои образ жизни, нормы общения, выработанные в ходе исторического развития. Поэтому каждый человек, исходя из этнических норм образ жизни, культуры общения, строит свои отношения с другими людьми, устанавливает межличностные контакты с другим человеком. С развитием контактов и взаимосвязей между народами происходят сложные процессы взаимообогащения культур, взаимной адаптации между представителями различных народов в различных социальных условиях жизни. Одним из результатов контактов и взаимосвязей между народами является формирования общности в психологической и педагогической культуры народов. По мнению Г.Н.Волкова, общность педагогических культур объясняется следующими факторами: а) Общностью исторических условий развития разных народов; б) Общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями; в) Общностью основ народной психологии; г) Общностью географических условий; д) взаимовлиянием педагогических традиций разных народов. Эта общность проявляется в представлениях народа [2]. В формировании личности тюркских народов огромную роль играет общность народной педагогики. Подробно остановимся на формирования общности в народной педагогике кыргызов и узбеков. На формирование общности педагогических культур народов сильно влияет история развития народа. По мнению большинства ученых историков, формирование народов Центральной Азии имеет общую историю. Предки соседних и этнически взаимосвязанных народов - кыргызов и узбеков - с давних пор жили и живут на своей исконной территории, называвшейся государством Давань (древняя Фергана) [6]. Поэтому в историческом развитии кыргызы и узбеки испокон веков в долгом историческом развитии жили в тесных политических, экономико-культурных взаимосвязях и взаимоотношениях, в результате уклад жизни, традиции, обычаи, культура, язык и отдельные элементы образа жизни у них близки. Об общности происхождения кыргызов и узбеков свидетельствует следующий этнографический и исторический факт. По мнению большинства историков и этнографов, в состав узбекского народа вошли 92 узбекских племени даштикыпчакского происхождения. Во всех вариантах преданий о 92 узбекских племенах представлены в том или ином числе названия, общие с кыргызскими этнонимами, а также часто фигурирует и этноним “кыргыз”. Так, в одной из родословных среди 92 племен были названы: катаган, сарай, конгурат, найман, кыпчак, кытай, кушчу, арлай и ардай, мангыт, меркит, кыргыз, мундуз, тубай, уйгур [4]. Общими ценностями для кыргызов и узбеков является уважение к старшим, не ссориться с соседями, с приезжими, с гостями, уважать мужа (жену) и его (ее) родственников, взаимопонимание, но эти ценности формируются у подрастающего поколения по разному. Общности народной педагогики тюркских народов дают большой материал по формированию толерантности у подрастающего поколения: терпимости человека к людям другой веры и национальности, добросовестного отношения к людям, уважения к старшим, отрицательного отношения к ксенофобии и.т.д. Мы на примере формирования толерантной личности попытаемся рассмотреть проблемы использования общности народной педагогики тюркских народов на практике социализации личности в современных условиях. В настоящее время практически все страны являются по составу полиэтническими. Полиэтническими обществами принято считать такие государства, в которых существует множество (больше двух) этнических групп с выраженной численностью, вне зависимости от того, как долго они проживают на данной территории, являются ли “коренными” или мигрантами (переселенцами), “титульными” или “нетитульными”. Одним из видов социальных отношений являются межэтнические отношения, в которые вступают этнические группы (нации, народности, племена) и отдельные индивиды как представители этих групп. Нетерпимость в полиэтничной и многокультурной среде приводит к насилию и конфликтам. Поэтому задачей любого многонационального общества является формирования толерантности у людей, снижение социально-психологической напряженности путем формирования толерантного поведения его членов. В Резолюции №5.61 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. сказано, что “толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека”(3.272). Исследованиями Д.Берри и М.Плизента по этнической толерантности было установлено, что только уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп и выражение готовности обмена идеями, установками или участия в совместной деятельности. На основе того факта, что позитивная групповая идентичность приводит к толерантности, а угроза этой идентичности - к нетерпимости, к этноцентризму, ученые приходят к выводу: “не может дальше продолжаться такое положение вещей, что выживание определенных групп зависит от уровня их этноцентризма. Реальная уверенность в таком выживании может быть предпосылкой для толерантности, которое может стать антитезой этноцентризму” (2. 219). По мнению Н.М.Лебедовой позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности. Позитивная этническая идентичность понимается как отнесение себя индивидом к данному этносу на основе позитивной оценки его культуры, способствующей укреплению этнического самосознания группы и сохранению ее целостности как этнокультурного организма(3. 219). Исходя из этих положении, можно сказать, что в формировании этнической толерантности главным является формирования позитивной этнической идентичности у человека и на основе этого формирования позитивное отношение к другим этносам. Мы считаем, что в формировании личности, особенно толерантной личности, важное место занимает использование традиций и средств народной педагогики, так как многими веками апробированные традиции и средства педагогического воздействия на детей по формированию культуры межэтнических контактов положительно влияют на формирование этнической толерантности в современных условиях, когда межэтническое напряженность усиливается во многих регионах мира, в том числе и в нашей Центральной Азии. Например, стремление кыргызов и узбеков воспитать поколение, способное жить в дружбе и мире с сородичами и не всегда толерантными соседями, постоянно ориентироваться на образцы толерантного поведения отражается в пословицах и поговорках. Многие пословицы кыргызов и узбеков имеют общее в смысле. Например сравните: “Жылуу-жылуу суйлосон, жылан чыгат ийнинен”( кырг.) - “Нежными словами и змею можно вытащить из норы”, “Яхши гап билан илон ийнидан чикар, яман гап билон пичак кинидан чикар”( узбек.) - “Хорошими словами змею можно вытащить из норы, плохими словами можно вытащить нож из ножен”; “Аганы коруп ини осот, эжени коруп синди осот”(кырг.) - “Каков старший брат, таков и младший- какова старшая сестра, такова и младшая”; “Опани куриб сингли усар”(узбек.) - “Какова старшая сестра, такова и младшая”; “Эшигин коруп торуно от, энесин коруп кызын ал”(кырг.); “Онасини куриб кизини ол”(узбек.) - “Цени порядок в доме по двору, бери в жены девушку, глядя на ее мать”. Эти пословицы имеют одинаковый смысл и выполняют одни и те же воспитательные функции. У многих тюркских народов в ряде пословиц и поговорок отражена традиция уважительного отношения к старикам: “Карынын созун капка сал”-“Помни и храни слова старцев”; “Карысы бардын ырысы бар” - “Счастлив тот, у кого есть старики”. Подобные же слова и крылатые выражения являются общими для большинство тюркских народов. У тюркских народов такие праздники и мероприятия, как Нооруз (Новый год), религиозные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам, а также обычай гостеприимства, традиции терпимости, мягкости и доброты, являясь общими ценностями, составляя их духовность, способствовали воспитанию у подрастающего поколения толерантности к чужому. Эти народные традиции формирования личности тюркских народов необходимо использовать в воспитании этнической толерантности в поликультурной среде, где школа является, пожалуй, самым главным социумом. Богатство педагогической мудрости тюркских народов является материалом для этнопедагогического и этнопсихологического исследования. Перед педагогической и психологической наукой стоят задачи по дальнейшему углубленному исследованию проблем формирования личности подрастающего поколения на основе общности народной педагогики тюркских народов. Поэтому исследования процесса формирования личности подрастающего поколения общими средствами и традициями народной педагогики тюркских народов является актуальным и практически значимым. Сравнительный анализ педагогических достижений тюркских народов позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, исследования такого характера вооружают учителей и родителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой, которая необходима в работе по социализации и формировании личности у подрастающего поколения тюркских народов, обучающихся в одной школе и ВУЗе. Исследования такого характера позволяет: -выявлять и определять роль средств и традиций народной педагогики тюркских народов в структуре педагогически воздействующих факторов в формировании личности подрастающего поколения. -выявлять взаимообусловленность и взаимозависимость народной педагогики между школой и семьей в формировании личности детей. - экспериментально проверять эффективность использования общности народной педагогики в формировании личности школьников. -разработать методические рекомендации учителям школ в эффективном использовании общность народной педагогики в формировании личности школьников. Выводы 1. В формирование личности подрастающего поколения тюркских народов огромное место занимает народная педагогика. Прогрессивные традиции и средства народной педагогики положительно влияют на формирование личности подрастающего поколения и повышают эффективность нравственного, толерантного воспитания в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе, в колледжах и в вузах. 2. Возникновения общности в народной педагогике объясняется многими факторами: общностью исторических условий и географических условий; взаимовлиянием педагогических традиций между народами в результате длительного межэтнического контакта в исторически сложившейся социально-экономической и бытовой близости. 3. Изучение традиционного опыта воспитания детей тюркских народов и использование их в многонациональных школах способствует формированию этнической идентичности и этнической толерантности по отношению к представителям других этносов. Исследование такого характера ценно еще тем, что впервые делается попытка нахождения общего в педагогической культуре тюркских народов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.