ТРАДИЦИОННЫЙ И СОВРЕМЕННЫЙ АСПЕКТ РОДИТЕЛЬСТВА (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) Герич А.А.

Казанский государственный энергетический университет


Номер: 11-3
Год: 2016
Страницы: 103-105
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

родительство, традиции и современность, семья

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируются некоторые аспекты родительского поведения в традиционном и современном контексте на примере Республики Татарстан.

Текст научной статьи

В России, как и в других индустриальных государствах, институты родительского поведения за последние столетие претерпели изменения. Это связано с урбанизацией и последующими социокультурными изменениями в ХХ и ХХI вв. В наше время основными депопуляционными факторами признаются - трансформация ценностных установок в институте семьи и родительства. Тем не менее, важно понимать, что мотивация к супружескому и родительскому поведению происходит сквозь опыт собственных родителей и социального окружения. Автор статьи анализирует традиционный образ супружеского и родительского поведения, отображенный в этнокультуре татар и современный, поддерживаемый государственным законодательством и обществом. Традиционное отношение этноса к супружеству и родительству содержится в фольклоре и этнографических исследованиях и связано с особенностями образами народа. У татар это патриархальная крестьянская община, ислам, который выступал гарантом культурной, этнической и языковой идентичности [1, С. 151 - 153]. В традиционной культуре семья высоко ценилась татарами; вступление в брак считалось естественной необходимостью, и было единственным условием ожидаемого жизненного благополучия и закрепляло статус и мужчины и женщины в обществе. Тогда как родительство - это основная функция семьи и гарант благополучной старости. Эта идея отражена в народном фольклоре: «Лучше иметь одного ребенка, чем сорок родственников». Главную роль в становлении традиционного человека играла религия. Как морально-нравственный ориентир религия учила уважать отца и мать, узы брака, труд и родительство. Выработка названных качеств личности осуществлялась средствами народной педагогики и формировалась, прежде всего, в семье. Патриарх - отец глава семьи и распорядитель имущества, женщина - мать и хозяйка, традиционная культура не оставляла выбора для отдельного человека и жизненные ориентиры задавались с рождения. С 1918 года статус и положение семьи начинает определяться государством. Большевицкой конституцией были унифицированы социальные институты: введен гражданский брак, равноправие в хозяйственном и юридическом отношении между мужчиной и женщиной, обязательная занятость задействовала женщин в общественно-политической и хозяйственной жизни страны. В течение ХХ века происходила существенная трансформация общества, урбанизация. В период индустриализации бывшие крестьяне становились горожанами, успехи медицины (всеобщая вакцинация, потребление антибиотиков, введение контрацептивов, введение абортов и т.д.) - все это привело к сокращению семей: «Средняя численность татарской семьи по данным хозяйственных книг равна в 1939 году - 5,2 человека, а в 1979 году - 4,3 [2, С.199 - 201]. Уменьшение размера семьи происходит путем упрощения структуры семьи и уменьшения числа детей в семьях. В первую очередь из-за сложности совмещения производственной деятельности работающей женщины с осуществлением функций материнства и воспитания детей. Так общеизвестно, что на количество детей влияет уровень образования родителей, а также их отношение к карьере: в двухкарьерных семьях количество детей всегда будет меньше, нежели в семьях, где работает только один родитель, а также общее состояние здоровья репродуктивной части населения, брачность, разводимость и т.д. Но уже в конце ХХ века в России средний размер татарской семьи составил - 3,4 чел. [3, С.10 - 13]. Справедливо упомянуть, что уменьшение детности семей характерно для всех индустриальных государств. Но в России трансформации в демографической ситуации были вызваны, прежде всего, радикальными изменениями, произошедшими в социально-экономической системе страны. Глубокий экономический кризис, низкий уровень развития социальной сферы в постсоветский период привели к многократному снижению основных показателей уровня жизни и быстрому повышению уровня бедности населения к началу ХХI века [4, С. 33-64]. Для повышения рождаемости в стране утверждена Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года - как основополагающий ориентир развития государственной семейной политики [5, С. 152 -154]. В 2015 году среднегодовой уровень рождаемости составил 1,567, в Татарстане - 1,601, тогда как для простого воспроизводства необходимо 2-3 ребенка в семье [6, С.199-203]. Повышаются показатели числа неполных семей, рост так называемых гражданских браков, которым исследователи приписывают отложенные и несостоявшиеся рождения. Семья остается основным на определенном этапе формирования личности институтом социализации. Семья для ребенка носитель близости (эмоциональной, духовной) и возможность постоянно, интенсивно, сознательно и в обычном естественном режиме развиваться. Таким образом, существующие модели супружеского и родительского поведения - традиционная (в рамках национальной культуры этноса) и современная (возникшая в период индустриализации) меняются по форме и содержанию. И если в традиционной культуре вопрос продолжения рода было делом общины и каждой семьи в отдельности, то в индустриальном обществе для поддержания положительной демографии необходимы усилия государства.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.