ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА Бирюкова Е.А.

Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана


Номер: 12-1
Год: 2016
Страницы: 165-167
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

история, наука, политика, государство, общество, history, science, politics, state, society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье дается характеристика политической истории как составной части исторической науки в целом. Исследуются пути становления и закономерности ее развития. Дается характеристика политической истории нашего государства как самостоятельной отрасли общественного знания.

Текст научной статьи

История политической жизни России занимает важное место среди других общественных наук, являясь составной частью истории нашего государства с древнейших времен до наших дней. В нем изучаются проблемы социально-исторического значения в конкретно-историческом периоде. В течение этого времени в России было отменено крепостное право, зародились политические партии, свершились три революции, произошли две мировые войны, пало самодержавие, буржуазная республика сменилась властью Советов, зародился, достиг пика и пал тоталитарный режим, образовался и распался Союз Советских Социалистических Республик, Отечество пережило множество мелких и крупных реформ, вынесло на своих плечах трагическую по последствиям гражданскую войну и около десяти других военных конфликтов. Все эти и другие события оказали огромное влияние на судьбы народов всего шара, ввергли в активное участие миллиарды людей. Анализ происходящих процессов, выяснение их причин и следствий требуют особых подходов, основанных на принципах научности, объективности, историзма и творчества. Недостаточный учет этого требования как раз и был причиной искажения исторического прошлого в угоду господствующей политической идеологии, классовости, конъюнктурным соображениям тех, кто стоял у власти. Но без необходимого уяснения наиболее распространенных политических терминов в их научном понимании здесь не обойтись. Например, слово «политический» часто употребляемо как синоним слова «государственный» в смысле политических реформ, политических организаций, политическом господстве, политической власти. В более же общем понимании слово «политический» характеризует деятельность, обслуживающую «политику», - понятие, пришедшее к нам из античного прошлого. Древнегреческий мыслитель Аристотель так назвал свой труд, посвященный рассмотрению государственности современной ему Греции. В древнегреческом языке это слово имело значение - «искусство управлять гражданами, государством». Если речь идет об управлении гражданами, следовательно, можно говорить о способах достижения согласия между ними на условиях мира и справедливости. Поскольку у каждого человека вырабатывается свой взгляд на справедливость, в обществе людей появляется потребность согласования взглядов и интересов. Эту потребность реализует само общество через государство. Длительное время в нашей стране по известным причинам господствовало понимание государства, как выразителя воли только господствующего класса. В.И. Ленин, исходя из этого, писал: «Политика - это область отношений различных классов и слоев к государству и правительству», или в другом месте у него читаем: «Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научаться за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» [1; 392]. Существуют и иные взгляды на государство, кроме марксистско-ленинских. Замечательный русский философ И.А. Ильин, характеризуя большевизм как «вторжение разбоя в политику, и в то же время превращение внутренней и внешней политики государства в уголовщину», как «максимализм и терроризм», пишет: «Поэтому большевизм по самому существу своему отвергает государство, ибо государство есть начало сверхклассового мира, солидарного сотрудничества, твердого правопорядка и справедливости. Большевизм отвергает и само право и пытается построить на принуждении» [2; 43]. Столь же феноменально и другое политическое понятие, непосредственно связанное с государством, - власть. Вот почему ее природе посвящены размышления и научные изыскания философов древности и ученых наших дней: - политико-философские диалоги Платона и трактаты Аристотеля, «Философия права» Г.Гегеля; - политические концепции Плутарха и Макиавелли; - утопико-художественные от древнерелигиозных до «Утопии» Т. Мора и «Нового прекрасного мира» О. Хаксли; - анархо-социалистические представления М. Бакунина, П. Кропоткина до Нестора Махно «Воспоминания»; - коммунистические идеи от Маркса-Ленина до Третьей программы КПСС; - новые концепции в русле социально-психологической ориентации Ч. Мерриама, Г. Лассуэлла, бихевирального представления Р. Даля, Д. Истона, Д. Трумена и другие. Можно в особую категорию выделить взгляды русских просветителей государствоведов, ученых и политиков современности. Перечислением лишь подчеркивает сложность, многообразие и проблемность природы власти. Западная политология создала самостоятельную науку о власти - кратологию. С этим понятием связано другое, не менее сложное, как демократия. В переводе с греческого это означает власть народа - народовластие. По-русски наиболее полно выражает суть слово «народоуправление». Политическую жизнь общества невозможно понять без характеристики его политической системы, куда входят государственные учреждения, политические партии, общественные организации и господствующие нормы, определяющие осуществление государственной власти. Из сказанного можно определить предмет политической истории как специальную историческую дисциплину, изучающую объективные закономерности развития политической жизни, характер, структуру и изменения в политической системе, а также политические учения. Перечисленные политические понятия нельзя рассматривать изолированно от экономических категорий, среди которых центральной является понятие собственности. Если обратиться к марксистско-ленинскому освещению мира политики и власти, нетрудно заметить, что оно взаимно увязано с уяснением социальной роли в обществе частной собственности, общественным разделением труда, расслоением общества на классы. Классики марксизма коммунизм подразделяли на различные формы: утопический, рабочий, стихийный уравнительный, аскетически суровый (спартанский), грубый-казарменный, доктринерский, фразерский, аграрный (крестьянский) и в последней стадии, научный. В работе «Святое семейство» К. Маркс предсказывает превращение «казарменного коммунизма» в практическую реальность ХХ века. Анализируя фазы коммунистического совершенствования, он видит сущность как «положительное выражение упразднения частной собственности». Исторический опыт, прежде всего России, доказал как раз обратное - без частного интереса, без предпринимательства, без сочетания всех форм собственности общество неизбежно идет к кризису. Перечень политических понятий, важных для правильного восприятия политических процессов общества, можно продолжить - гражданское общество, правовое государство, право и правопорядок, политические свободы, классы, партии, вожди и т.д. Следует отметить, что в Отечестве нашем политическим наукам сейчас посвящено немало материалов, а они имеют глубокие исторические традиции. Наши ученые активно сотрудничают с Международной ассоциацией политических наук, что имеет положительное влияние на определенные политические науки как самостоятельной отрасли общественного знания. В предыдущие годы политика, политические системы, политические отношения исследовались в разделах философии, юриспруденции, политической экономики, страноведении, истории. Большинство современных ученых склонны считать, что корневым понятием политической науки является политическая власть, политические системы в отдельных обществах и их взаимодействие с мировым сообществом. Любая наука, не исключая политическую, имеет свою историю, как имеют историю политические процессы, происходящие в обществах. События и люди, в них участвующие, политический олимп России XXI века - круг интересов нашей дисциплины, памятуя поучение великого русского историка С. Соловьева: «... в истории ничто не оканчивается вдруг и ничто не начинается вдруг; новое начинается в то время, когда старое продолжается» [3; 635]. Его заслуга состояла в том, что он не дробил историю России на множество эпох, выделив лишь четыре раздела: 1. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского; 2. От Андрея Боголюбского до начала XVII века... 3. Вступление России в систему Европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII века. 4. Новый период истории России - от середины XVIII века до... великих реформ 1860-х годов. Примечательно, что неисторичным он считал, когда деятельность одного исторического лица отрывалась от исторической деятельности целого народа: «в жизнь народа вводилась сверхъестественная сила, действовавшая по своему произволу, причем народ был осужден на совершенно страдальческое отношение к ней» [4; 417, 418].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.