«ЧЫСХААН» - ОТ ТОПОНИМА К ТУРИСТИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ Романова Л.Г.

Северо-Восточный федеральный университет


Номер: 12-2
Год: 2016
Страницы: 149-151
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

топоним, образ, Якутия, туризм, предание, toponym, image, Yakutia, tourism, legend

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируется слово «Чысхаан» в качестве старого топонима Оймяконского улуса Республики Саха (Якутия) на материале этнографических данных, а также успешного туристического образа, подчеркивающего уникальный суровый климат Якутии.

Текст научной статьи

Якутское слово «чысхаан» происходит от междометия «чыс», обозначающего ощущение холода и понимается как «холодный, пронзительный», высшая степень холодов. Слепцов С. В. определил «чысхаан» как «самый жестокий мороз при безветрии» [3: ст.3729]. Изначально использовалось в качестве прилагательного, как например, «чысхаан тымныы» - лютый мороз; «чысхаан тыал» - пронзительный ветер. Образование топонима «Чысхаан» связано с первыми якутами, достигшими территорию современного Оймяконского улуса. Между тем, свидетельства об этом топониме сохранились только в исторических преданиях, которые излагают две следующие версии о его возникновении. Первая легенда рассказывает о кузнеце на белом быке, который назвал Чысхааном земли, находящиеся на истоке реки Индигирка. По словам информатора, «та земля, которую мы называем Оймякон, на самом деле носит название Чысхаан. Индигиркой… ее привыкли называть тунгусы, а якуты всегда называли и продолжают называть местность, где они жили, землю, долину - Чысхаан» [1: 6-7]. Легенда записана и под другим названием «Лэбэрэ-Уус»: «Кто сначала разыскал Оймякон, точно неизвестно, хотя и рассказывают, что первым побывал здесь Лэбэрэ-Уус (Лэбэрэ-кузнец). Когда этот кузнец, побывав здесь, возвратился к себе на родину, многие люди выезжали в этот край и по возвращении рассказывали, что мол приехали из Оймякона. Слыша эти рассказы, Лэбэрэ-Уус говорил: «Как они могли бы в два-три месяца съездить в Оймякон? Они, вероятно, бывали поближе, в той местности, которую я наименовал Чысхаан» [2: 171]. Так, согласно этой легенде, якутский кузнец назвал Чысхааном современный Оймякон, а Оймяконом называется озеро. Из этих легенд выходит, что а) Чысхаан - это топоним якутского происхождения; б) Чысхаан - это ойконим и в) данный топоним не исключает существование топонима Оймякон, с той разницей, что Оймякон - это гидроним и в пространственном отношении находится дальше, чем Чысхаан. В другой легенде о прибытии якутов говорится следующее: «Сейчас жители сих земель называют эту реку Индигиркой, а Колыму-реку - Куулой. Но прежде говаривали, что Индигирка в старину называлась Чысхаан, а Оймяконом называли озеро, находящееся на истоке реки Куулы [...]. Рассказывают, что три сестры - старухи, то ли люди, то ли черти, отправились с Северного Ледовитого океана по трем рекам: одна пошла по Индигирке, другая по Кууле, а третья - по Яне. Встретились две из них на истоке рек Индигирки и Куулы, рассудили, что река Индигирка - очень холодная, от нее веет стужей, «чысхаан тыыннаах», да будет она названа Чысхаан. Однако, по якутскому поверью, не было принято называть эти земли по названию, данному старухами - Чысхаан» [1: 10-11]. Из этой легенды следует, что а) Чысхаан - это гидроним, б) Чысхаан - это второе название реки Индигирки, в) причиной образования данного топонима послужил исключительный холод, характерный в долине данной реки, г) наличие некоего табу на употребление в речи данного топонима, связанное с его происхождением от старух, которые по неизвестным причинам вызывали страх у якутов и, наконец, д) Оймякон - это название озера. Таким образом, анализ этих двух сюжетов якутских легенд приводит к следующим выводам. Топоним Чысхаан якутского происхождения и появилось во время заселения территории современного Оймякона якутами из Центральной Якутии. Название было дано по причине особых холодов данной местности. Это подтверждает и другая, весьма распространенная, легенда об эпидемии оспы, от которой в течение 17-19 веков умерли представители многих местных родов Якутии. В ней оспа представлена в образе женщины: «Ехала из Якутска абаасы1 оспы, да отморозила себе ноги возле реки Тарын и сказала «слишком холодно здесь, не зря называют это место Чысхаан, не вернусь я сюда больше» - с тем и ушла. И действительно, миновала нашу землю эта страшная болезнь» [Там же]. Если топоним Чысхаан был распространен только среди якутов, которые считали грешным говорить вслух название земли, рек и т.д., то тунгусы, кочевавшие на этих землях задолго до прихода якутов, использовали топонимы Оймякон и Индигирка. Возможно, это и есть причина того, что топоним Чысхаан не сохранился, уступив Оймякону. Данное обстоятельство могло быть связано с приходом русских, которые стали именовать местность Оймяконом и внесли это название в официальные бумаги. Так, первое упоминание об Оймяконе относится к 1642 году: « В прошлом де во 150-м году из Ленского якутцково острогу стольник и воеводы Петр Головин с товарыщи послали их, служилых людей, Михалка Васильева С[т]адухина и ево, Ондрюшку, с товарыщи, всех 15 человек, через горы коньми на Омокон реку, а Собачья тож. А шли они через Алдан реку до той Омокона реки 9 недель с вожи и на той де Омоконе реки зимовье поставили, и на Омоконе де реки на государя ясак с якутов, которые с Лены реки сходили и жили на той Омоконе реке на вершинах, взяли» [4: 4-5]. Из текста этого донесения мы видим, что речь идет о гидрониме Омокон (Оймякон), впоследствии утвердившем одноименный ойконим. Вполне вероятно, что данный топоним остался бы только в легендах и мифах. Однако для него была уготована другая участь. Так, в 2002 году был создан образ Духа холода - Чысхаан, являющийся на сегодняшний день одним из самых узнаваемых символов Якутии. Образ Духа Холода - Чысхаана в Якутии тесно связан с Быком зимы - Дьыл оҕуһа. Вероятно, легенда о Дьыл оҕуһа возникла у древних якутов с нахождением останков и бивней мамонта в мерзлой земле, которых они принимали за останки гигантского быка. Согласно преданиям, он появляется в середине октября из Северного ледовитого океана, чем знаменует приход зимы. Постепенно у быка растут рога, при этом каждый рог отражает похолодание, а, наоборот, потепление происходит от отламывания этих рогов, отваливания головы, передней части туловища, пока, наконец, его останки полностью не растают и он отправится обратно в океан до следующей зимы. Любопытно, что эти этапы связаны с православным календарем. Так, в Покров день, 14 октября Бык выходит из океана, наступает зима; 31 января - в первый Афанасьев день - у него ломается первый рог; 12 февраля - во второй Афанасьев день - ломается второй рог, окончательное его исчезновение происходит в Николин день - 22 мая. Эта последовательность позволяет нам предположить, что легенда возникла после прихода русских, а, значит, и принятия христианства, либо была адаптирована под влиянием новой для якутов религии. Сочетание всех этих обстоятельств, подчеркивающих уникальные холода Якутии - существование Полюса холода в Оймяконе, называемого ранее Чысхаан, легенда о Быке зимы - и родили этот образ властелина холода, активно продвигаемого в целях развития туризма. В октябре 2015 г. вышло положение о деятельности Чысхаана за подписью председателя Совета муниципальных образований Республики. В ней указывается, что Чысхаан - это Дух и Хранитель Холода, резиденция которого находится в с.Томтор Оймяконского улуса [5]. Образ Чысхаана - это пример создания неповторимого и запоминающегося туристического образа: сегодня фестивали «Полюс холода», «Зима начинается в Якутии» и многие другие мероприятия проводятся при непосредственном участии Чысхаана; отечественные и зарубежные путешественники стремятся попасть в Оймяконский улус, чтобы встретиться с Чысхааном и испытать «нечеловеческие» холода. Таким образом, на примере слова «чысхаан» мы увидели, как обыкновенное нарицательное слово проделало длинный путь от топонима до известного бренда, расширив и углубив свое значение. Старый топоним Оймякона, оставшийся в памяти благодаря легендам и обозначающий лютую стужу, сегодня успешно сочетает в себе образ Быка зимы и Полюса холода и является одним из самых узнаваемых символов Якутии, привлекающих туристов со всего мира. *Статья публикуется в рамках реализации проекта РГН № 15-18-20047 «Онтология ландшафта: семантика, семиотика, и географическое моделирование» _ 1Злой дух

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.