ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА Бирюкова Е.А.

Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана


Номер: 12-3
Год: 2016
Страницы: 7-9
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

власть, политика, государство, личность, общество, government, politics, state, person, society

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется путь возникновения и развития такого понятии как политика от первобытного общества до наших дней. Дается оценка взаимосвязей политических отношений и личности. Раскрывается смысл и сущность взаимосвязи появления государства, политической власти и управления обществом.

Текст научной статьи

В периоды потрясений, воин проблема власти и государственности всегда становилась главной и острой. Это потому, что общество, расколотое на враждебные группировки, растерзанное нищетой, преступностью, унижением личности ищет выхода и защиты от постигнувших его бед и трагедий, ищет покровителя для себя. Так было в древности, было во все времена до сегодняшнего дня. Разумеется, что история во многом повторяется, но уроки её, к сожалению, мало кого трогают из-за их давности или забывчивости учеников. Историческое прошлое быстро забывается и слабо воздействует на основную массу населения индивидуально-психологически и на её поведение. Человек, прежде всего, поглощён сиюминутными заботами повседневной жизни, которые ему кажутся только его сегодняшними и личными. Поэтому опыт истории не воспринимается всерьёз, как имеющий значение для сегодняшней жизни, так устроена природа человека, его психика. Очевидно, как каждый отдельный человек учится быть человеком вновь сам, также и общество вновь и вновь готово повторять свои ошибки. Всё происходит от непонимания, незнания и неумения. Мудрые цари, императоры, короли, любые государственные деятели, несомненно, несли в себе мудрость истории, её опыт и её ошибки, иначе история человечества была бы сплошным провалом и трагедией. Историческая память сегодня нам необходима более чем когда-либо, здесь на первое место выступает проблема власти в её историческом звучании. Как отмечают многие исследователи, власть - самый непостижимый феномен общественной жизни людей, мы сталкиваемся с ней повсюду, постоянно, она глубоко влияет на нас и определяет наше поведение. И в то же время очень трудно показать, в чём она состоит, как она возникает и практически действует. Власть - это влияние, воздействие, давление одного человека на других людей с целью подчинить их себе, своей воле в своих интересах. В идеале же, власть - это управление отношениями между людьми с целью установления и сохранения хотя бы необходимого элементарного порядка в коллективе. Желаемый результат действия власти - это нормальные, прочные отношения между людьми. Но с этого может только начинаться понимание власти, главным образом, абстрактно, когда ещё не ставятся конкретные вопросы: чья власть, над кем и в чьих интересах? Поэтому естественно, что вначале, в первобытно-родовом обществе организация всей жизни была основана на власти нравственно-религиозного авторитета, традиций, коллективного мнения. Действие такого типа власти было эффективным, т.к. распространялось на небольшой коллектив соплеменников, связанных родственными узами и борьбой за выживание. Однако, вся достаточно хорошо известная история человечества, так сказать, "письменная" его история основана на иных формах и типах власти. Это связанно с необходимостью возникновения и существования государственной, политической власти. Существует множество различных подходов к определению понятия власти. Это: религиозный, марксистский, экономический, нравственно-психологический, договорной, нормативный и пр. В специальных исследованиях, посвященных проблемам социальной организации и политической власти, отмечается, что дальнейшее развитие родового общества связанно с появлением малой моногамной семьи, которая стала носителем частнособственнических отношений и стимулировала тенденцию к накоплению богатства в рамках семьи и рода. Всё это привело к становлению военной демократии, ставшей чем-то вроде протогосударственной организацией - переходным этапом к возникновению государства. Создание государственной машины шло сознательно, целенаправленно. Но имена первых организаторов такого социально-политического института не были зафиксированы в истории из-за отрицательного отношения современников. Так, в древних Афинах формирование внутренней функции государства началось с создания полиции регулирования отношений между территориями полиса, население которых уже составляли выходцы из разных родов и племён. Задачей полиции было поддержание порядка. Это дело в те времена считалось недостойным свободного гражданина, позорным для война и поручалось рабам. Субъективный фактор в формировании государства быстро возрастал, целенаправленно совершенствовались способы и приёмы организации власти в корыстных целях. Оказалось, что конструкцию и механизм действия государства можно вносить такие изменения, которые резко увеличивают возможности господства управляющих сил и слоёв, которые наделяются властью и богатством, над управляемым населением. Со временем политические деятели достаточно умело и успешно с помощью изменений и совершенствований в законодательстве, с умелым целенаправленным использованием силы религии и искусства, силы права и традиций обеспечивали на достаточно длительных этапах существование самых различных типов государства (от рабовладельческого до сегодняшнего) известную лояльность масс по отношению к политической власти. Процесс возникновения политических отношений является весьма длительным. Но очевидно, что этот процесс необходимый, внутренне присущий развивающемуся человечеству, а потому через массу случайностей, разнообразие форм и конкретно-исторических условий он пробивает себе дорогу. Постепенно складываются все элементы, вся структура политики: политические организации, деятельность, отношения, сознание, теории. В исследовании В.В. Ильина и А.С. Панарина политическая жизнь понимается как политосфера. "Политическая жизнь, во всём её богатстве, ветвлении по аналогии с биосферой образует на планете некую оболочку - политосферу. Она структурирована - представлена сообществами различной степени организованности, сложности. "Политическое вещество" - конгломерация общностей разных типов, конкретное пространство (от географического до ценностного) и осуществляющий так характерный для них способ влияния. Сплошная политическая плёнка Земли распадается на участки, уровни, фиксирующий вариации масштабов, явлений, принципы их упорядоченности, взаимоотнесённости" [1; 6]. Таким образом, политика - сложнейшее социальное явление, она включает в себя всю совокупность явлений жизни общества, которые прямо и непосредственно связанны, прежде всего, с удержанием и использованием государственной власти, с борьбой групп и классов, с регулированием отношений между ними и управлением обществом в целом. С появлением государства начинают действовать новые принципы управления обществом и регулирования отношений между ними, вся жизнь общества становится политической. Естественно, что объективно в центре всех отношений становится борьба за государственную власть и политическое государство, за которым стоят, несомненно, и экономические интересы. И вся организация общественной жизни строится таким образом, чтобы удержать эту власть, распространить её на все сферы жизнедеятельности в необходимых и доступных размерах. Идеологи господствующих групп и сил осознанно или неосознанно приходят к мысли, что делать это лучше завуалировано, когда государство объявляется вечной надчеловеческой организацией. В связи с этим возникает необходимость воздействия не просто на класс или группу в целом, а на каждого человека в обществе, на личность. Следовательно, одной из важных функций государства становится функция экономическая. Именно для воздействие на личность создаётся и активно используется сложная и развивающаяся государственно-политическая, государственно-экономическая системы, используются нормы права, традиции и обычаи, способы и методы управления, закреплённые законодательно. Можно сказать, что политика в той или иной форме проникает во все клетки общественного организма. Все формы деятельности и отношения между людьми приобретают в той или иной степени политический характер, часто завуалированный или маскирующийся под общечеловеческие отношения. Таким образом, неизбежно само сознание людей становится в значительной мере политически насыщенным независимо от того, осознаётся или не осознаётся это самим человеком. Любая личность имеет какие-либо потребности, интересы, стремления, а значит - и взгляды. В них объективно будет выражаться экономическое положение личности, её жизненный статус, её часто не осознанное отношение к данному "порядку" жизни, т.е. к существующей политической власти. Любое сознание в обществе, организованном политически, не может быть политически нейтральным, в конце концов. Не случайно Аристотель, абсолютизируя рабовладельческий строй, утверждает, что человек по природе своей есть существо не только социальное, но и политическое. Он убеждён в неразрывной связи человека и политики, и приписывает человеку политическое общение как его неотъемлемое природное свойство. А тот, кто не способен вступать в такое общение, - утверждает Аристотель, - уже не составляет элемента государства, становится либо животным, либо божеством [2; 484, 489, 509].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.