АНАЛОГОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ДИЗАЙНЕ: МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ ДЕ СТЕЙЛ Вековцева Т.А.

ЮУрГУ


Номер: 12-3
Год: 2016
Страницы: 120-123
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

дизайн мебели, аналоговое дизайн-проектирование, художественный стиль в дизайне, furniture design, analog design, design, artistic style design

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме дизайн-проектирования и использованию различных исторических стилей в современном процессе проектирования дизайн-объектов.

Текст научной статьи

Дизайн сегодня - не просто модное слово, это деятельность по созданию удобных, красивых, функциональных и эстетичных вещей. К этому выводу специалисты в области дизайна пришли давно, но именно сейчас массовый потребитель стремится к уюту своих домов, заказывая дизайн и мебель в определенном стиле или по своему вкусу. Существует насколько определений понятия дизайн. Дизайн - специфический род проектной деятельности, объединивший художественно-предметное творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере индустриального производства. Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн мебели - это и проектная деятельность по созданию мебельного объекта и процесс художественного конструирования вещи, включающий в себя анализ морфологии объекта, анализ стиля и разработки основных композиционных приемов. Современный дизайн мебели тесно связан с желанием потребителя иметь красивое окружение. Это проявляется во всем - от выбора одеы до оформления интерьера. Подбор мебели не является исключением. В наши дни существует огромный рынок мебельной продукции, где каждый может найти что-то по душе. Однако с каждым годом все большую популярность набирает проектирование индивидуальных предметов интерьера. Эта тенденция вполне понятна - человек стремится отразить свое внутреннее «Я», свой характер, свои предпочтения через предметы быта. Особенно индивидуальная мебель очень актуальна для людей «не стандартных», к примеру, обладающих очень высоким ростом. Современный процесс дизайн-проектирования строится на нескольких методах: аналоговое проектирование, метод целей и задач (функциональный метод), ситуационное проектирование. На практике наиболее часто можно увидеть применение двух подходов к решению композиционной организации формы объектов: 1) проектирование без аналогов. Такой подход предполагает создание объектов принципиально новых объектов и форм, в которых соединяютмся не встречавшиеся ранее технические, пространственные и образные параметры. Такой подход как правило использует различные типы анализа: анализ функциональных особенностей объекта, анализ целевой аудитории, анализ формы, анализ материальных частей объекта и т.д.; 2) проектирование по прототипам (аналоговое проектирование). Такой подход включает в себя использование новых качеств в облик или техническое решение объектов и систем, уже знакомых потребителю. По сути - это совершенствование и модернизация зарекомендовавшего себя приема организации среды, приспособление отработанной технической или пространственной схемы к новым вкусам или обстоятельствам. Аналогом в проектировании может служить как реальный объект из окружения человека, так и определенный стиль с его закономерностями и характерными чертами. В дизайн-концепции любого объекта дизайна лежит именно образное решение аналога, его переосмысление дизайнером, при сохраннее общей композиционной структуры. Современное понятие «дизайн-концепции» рассматривается как основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, выражающая художественно-проектное суждение дизайнера о явлениях более масштабных, чем данный объект. [1, 29]. Массовых и популярных стилей 20 века очень много. И многие из них сегодня, в 21 веке, переживают новое рождение и новое звучание. Используя композиционные приемы этих стилей, современные дизайнеры создают предметы мебели из современных нетрадиционных материалов - пластика, стекла, металла. Стиль «Де Стейл», именуемый неопластицизмом, не является исключением. Данное течение в искусстве существовало в 1917 - 1932 гг. в Голландии и объединяло художников, группировавшихся вокруг журнала «De Stijl» («Стиль») основанным в Лейдене в 1917г. Тео Ван Дусбурго. Именно на страницах журнала Пит Мондриан сформулировал теорию неопластицизма, которым определил свои пластические концепции возведенные в систему и защищаемые группой и журналом «Стиль». Для неопластицизма характерно, по словам его создателей, стремление к «универсальной гармонии», воплощенной в «чистой», геометризованно обобщенной форме (рисунок 1). Для «Стиля» характерны чёткие прямоугольные формы в архитектуре и абстрактная живопись в компоновке крупных прямоугольных плоскостей, окрашенных в основные цвета спектра. Эстетика «De Stijl» была связана с философией математика М. Г. Шунмакерса. Именно он предложил сузить цветовую палитру до трех базовых цветов и обосновал свою позицию в книге «Новый образ мира». В ней он писал, что желтый, синий и красный - «единственные существующие цвета… Желтый - это движение луча (вертикаль)… Синий - контрастный цвет по отношению к желтому (горизонтальный небесный свод)… Красный - соединение желтого и синего» [2]. Рис. 1. Картина в конструктивистском стиле, послужившая композиционной основой стиля Концепцию, предложенную Шунмакерсом, подхватил и развил Пит Мондриан, который вывел в теории и реализовал в своих полотнах два основных принципа формообразования: 1) прямоугольное пересечение линий исключительно по вертикали и горизонтали. Отсутствие перспективных построений, ведь «новый тип созерцания не исходит из какой-нибудь точки и видит везде». 2) разделение трех основных цветов полосами «не цвета» (черного, серого или белого). Это подчеркнет плоскость. Использование в композиции этих принципов, по мнению художника, позволит выйти за рамки индивидуальности, достичь универсализма и, в конечном итоге, создать совершенно новую картину мира. Концепция искусства, названная неопластицизмом, стала определяющей для художественного метода группы «Де Стайл». Свое второе рождение она получила, начав воплощаться в мебельной и архитектурной индустрии [3]. При применении этих принципов в архитектуре и дизайне выявилось общефункциональное правило: постройка выражалась как пластический образ, как бы вздымающийся над землёй. Эстетический и философский пуризм группы «Стиль» оказал огромное влияние на архитектуру ХХ столетия, и прежде всего через Баухаус, где Тео ван Дусбург преподавал в 1921-1923 годах. Особенно ярко проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Эриха Мендельсона, Бруно Таута [1]. В качестве примера мебели можно рассматреть красно-синий стул Геррита Ритвельда (Рисунок 2). Рис.2. Красно-синий стул Геррита Ритвельда Основная идея проекта по созданию мебели в стиле «Де Стейл» - это заимствование основных композиционно-цветовых приемов - прямоугольных девяностоградусных пересечений, использование контрастных цветов (синего, черного, желтого и красного). Данный стиль вдохновил на разработку журнального столика-скамьи, который при всей своей визуальной схожести с прототипами начала 20 века является многофункциональным. Он может быть использован как журнальный столик с коробами, которые служат местом для хранения. А также трансформироваться в дополнительные посадочные места - пуфы. Так же он может быть использован в качестве самостоятельного посадочного места, например в коридоре, где в кубы можно убирать обувь (Рисунок 3). При разработке использованы простые формы (прямоугольники), взятые с полотен Пита Мондриана. Конструкция изделия очень проста, но при этом современна. Особый шарм придает столику пластиковое покрытие. Основной материал данного предмета мебели - деревянные щиты (или МДФ или ДСП), покрытые цветной пластиковой пленкой ярких простых цветов. Соединяются элементы конструкции при помощи шурупов, в качестве дополнительного используется клеевое соединение. Высота - 500 мм, ширина - 1150 мм, глубина - 400 мм. Данный стол-скамья может дополнить собой интерьер любой комнаты (гостиной, спальни, кухни), а также коридора. В силу яркости оформления столик может быть использовании и в детской комнате. Это подчеркивает массовость потребительской аудитории и не ограниченность определенной возрастной группой. Рис. 3. Проект слоника-скамьи в стиле Де Стейл В наши дни предметы мебели становятся универсальными и многофункциональными, что обуславливается темпом и особенностями жизни. Однако при всем этом они также становятся произведениями искусства, так как сегодня создается возможность сделать их индивидуальными, неповторимыми, подчиняющимися вкусам каждого конкретного потребителя, который стремится окружить себя красотой во всех её возможных проявлениях.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.