РОЛЬ ЦЕРКВИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ БРОДЯЖНИЧЕСТВА (НИЩЕНСТВА) В КОНЦЕ 19 - НАЧ. 20 ВВ Брежнев И.А.,Страшко А.Н.,Ершов Б.А.

Воронежский государственный технический университет


Номер: 12-3
Год: 2016
Страницы: 152-155
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Русская Православная Церковь, бродяги, благотворительность, приют, пожертвование, Russian Orthodox Church, tramps, charity, shelter, donation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье даётся характеристика благотворительной деятельности Русской Православной Церкви в конце XIX -начале XX вв. Определяются основные направления благотворительности РПЦ. Обращается внимание на особое внимание Церкви по отношению к детям-сиротам. Авторами отмечается, что благотворительность в конце XIX-начале XX века в России стала традицией.

Текст научной статьи

Нищие и бродяги как социальное явление в обществе появились еще в эпоху средневековья. Бродяжничество характеризуется отсутствием определенного места жительства и существованием на нетрудовые доходы. Невозможность ведения нормального образа жизни из-за отсутствия собственности, материально-денежных средств, навыков трудовой деятельности, сбор подаяния определяется как нищенство. В психологии русского человека было особое представление о нищих, которое образовалось в обществе с принятием христианства. Подать милостыню нищим - значит выразить чувство человеколюбия и быть прощеным Богом, о чем свидетельствуют народные пословицы и поговорки. Конец XIX века в России ознаменовался бурным ростом производства, возникновением новых фабрик и заводов, модернизацией техники и средств производства. Однако рост технического прогресса имел и негативные последствия: происходило понижение заработной платы рабочих, росла безработица, для простых людей стала недоступна покупка предметов первой необходимости, происходило обнищание народных масс. Все это не способствовало политической стабильности общества. Подобный процесс происходил в деревне. Появлялись зажиточные крестьяне, другие же наоборот разорялись, лишались земельных наделов и пополняли ряды нищих. Обедневшие крестьяне нанимались батраками к сельским богатеям, отправлялись в город, где выполняли черную работу, или становились нищими. Нищенство и бродяжничество являлось питательной средой для преступности, алкоголизма и неизлечимых болезней. В начале XX века в одной только Москве насчитывалось около миллиона нищих. Жизнь босяков показал в своей пьесе «На дне» М. Горький (1902г). Русская православная церковь всегда оказывала помощь нищим. Благодаря активной деятельности церкви раздавались пособия и содержались приюты и ночлежные дома для бродяг и детей-сирот. Готовность помочь ближнему, подаяние нищему становились одной из основ русской жизни. Оказание материальной помощи бедным из милости всегда занимало важное место в учениях Русской Православной Церкви. Духовенство заботилось о людях, нуждавшихся в уходе и сострадании. Церковь помогала разным слоям населения, но большее внимание Церкви и общественной благотворительности было направлено на детей. При помощи земских учреждений дети-сироты передавались на воспитание имевшимся в губерниях благотворительным обществам. Плата за каждого ребенка составляла 84 рубля в год, а с 11 декабря 1874 г. была увеличена до 120 руб. в год. Главным направлением в работе РПЦ с несовершеннолетними было исправление малолетних правонарушителей, наряду с оказанием медицинской и материальной помощи. Малолетние преступники (10 -17 лет), передавались для исправления в монастыри. Это воспринималось обществом как доброе дело, спасающее детей не только от негативного влияния преступного мира, но и способное приобщить к духовным ценностям. Существовал список монастырей, в которые по направлению вышестоящего церковного начальства могли направить на исправление малолетних правонарушителей. Важной сферой социальной деятельности Русской Православной Церкви всегда являлась область трудовой занятости населения, развитие различных форм оказания материальной помощи бедным из милости и пропагандистской деятельности, воспитание нравственности народа. Социальное служение Русской Православной Церкви проходило по двум направлениям: Церковь сама образовывала и опекала благотворительные учреждения или воздействовала на общественные и государственные учреждения, направленные на оказание помощи нуждающимся. Законодательство о церковных братствах регулировало оказание Церковью материальной помощи бедным. При каждой новой обители во второй половине XIX века обязательно открывались благотворительные и воспитательные заведения. За три года было учреждено 10 монастырей со школами, богадельнями и приютами. В 70-80х. годах появилось 37 монастырей, занимающихся благотворительностью. [2, с. 83]. Вследствие пастырской деятельности св. Иоанна Кронштадтского в конце XIX века активизировалась церковная благотворительность. Так, в 1882 году им был построен «Дом Трудолюбия». В этом учреждении оказывали материальную помощь неимущим и вели просветительскую работу. Здесь нуждающиеся имели возможность получать помощь в качестве награды за труд, а не как милостыню. В «Доме Трудолюбия» были различные мастерские для мужчин. Работа в них не требовала специальной подготовки, но сразу же предоставляла средства, достаточные для пропитания. В «Доме Трудолюбия» появились народная столовая и ночлежный приют. Возможность получения работы, дающей заработок, пищи и ночлега в одном месте стало новаторским решением социальной помощи в России. Для желающих поступить в прислуги при «Доме Трудолюбия» открылось агентство по найму слуг. Дома призрения приобщали к трудовой деятельности нищих и бродяг. В данных учреждениях размещались благотворительные учреждения, которые давали возможность нищим не только работать, но и учиться, получать медицинскую помощь, отдыхать, получать денежные средства, иметь ночлег. В «Доме трудолюбия» врачи бесплатно помогали пациентам, выдавались обеды и пособия. Столовая, работавшая каждый день, отпускала около 1000 обедов. В 1891 при Доме трудолюбия был построен Странноприимный дом с платным и бесплатным отделениями. [1, с. 11]. Нищие и бродяги получили возможность самим обеспечивать себя, а не ждать подаяния, воспитывались коллективным трудом, этот процесс явился важным шагом на пути правовых норм социального служения Русской Православной Церкви. Благодаря О. Иоанну Кронштадтскому появилось учреждение, оказывающее помощь неимущим, это был первый в стране центр, который давал работу нищим и бродягам, занимался воспитанием, помогал материально. Опираясь на постулаты милосердия, нищелюбия и материальную помощь прихожан, попечительство РПЦ имело возможность оказывать финансовую помощь неимущим, организовывать бесплатное питание и лечение. Церковно-приходские школы занимались обучением бедных слоев населения. Богадельни реабилитировали инвалидов. Новым направлением в работе по оказанию помощи бродягам и нищим стало появление благотворительных обществ под патронатом Церкви при городских больницах, например, в Обуховской больнице. Эта деятельность получила широкое распространение. Современники считали, что деятельность благотворительных обществ при городских больницах осуществляется из христианской любви к ближнему. В большинстве своем приходские церкви и обители организовывали приюты для обездоленных, больных и престарелых. На приюты для неимущих выделяли денежные средства монастыри, общины и частные лица. На пожертвования известного сибирского промышленника Базанова был открыт приют при Селенгинском монастыре. В начале XX века на средства прихода и пожертвования прихожан были открыты приюты православного ведомства во многих селах Забайкальской епархии. При православных обителях России к началу XX в. открылось 152 приюта для неимущих. Не обходила своим вниманием Русская Православная Церковь военных инвалидов, участников войн и их семей. Благотворительная помощь оказывалась социально не защищенным слоям населения, неимущим, нищим, сиротам, погорельцам, пострадавшим от различных стихийных бедствий. Деятельность приходского духовенства была направлена на любую возможную помощь народу в периоды тяжелых испытаний, потери урожая и крайней нужды. Был установлен специальный сбор пожертвований по решению с. Синода при богослужениях; монастырям и храмам, имевшим достаточные средства, рекомендовалось выделять из своих средств денежные пособия для нуждающихся. Под председательством архиерея организовывались специальные Комитеты, состоящие из духовенства и частных лиц, для сбора и распространения пожертвований, открывались бесплатные столовые, специальные приюты для бездомных детей. «Церковные Ведомости» печатали развернутые отчеты Комитетов о расходовании всех средств. Также одной из форм сбора пожертвований от частных лиц были выпуск и продажа специальных благотворительных марок. Активное участие в этом принимала РПЦ. Чтобы контролировать использование средств, выпускали специальные боны, которые принимались как платежное средство хозяевами торговых заведений за приобретенные товары, продукты и оказанные услуги [3, с. 30]. Русская Православная Церковь до 1917 года активно занималась проблемами сострадания и социального служения. В обществе формируется теория человеколюбия, поддерживаемая благотворительной деятельностью, как отдельных лиц, так и союзов, церкви и государства по призрению нищих, увечных, бродяг, сирот и других неимущих слоёв населения. Таким образом, Русская Православная церковь не подменяла собой социальные функции государства, но способствовала смягчению остроты социальных проблем. Опыт совместной работы Русской Православной Церкви и государства, общества может помочь в решении острых вопросов социальной сферы России в современных кризисных условиях.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.