ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Смык Н.С.,Кожевникова А.А.,Кузнецова А.Я.

Новосибирский государственный педагогический университет


Номер: 12-4
Год: 2016
Страницы: 87-89
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

саморазвитие, личность, профессиональный становление, образование, самоопределение, мировоззрение

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье представлены мнения учёных по теме. Рассматривается профессиональное образование, как социокультурный институт, влияющий на становлении личности человека, в его процессе.

Текст научной статьи

В течение жизни человек включен во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него системоформирующее воздействие. Личность есть объект и субъектсоциального взаимодействия. Это указывает на необходимость людям, как социальным существам, вступать во взаимоотношения друг с другом и с окружающей средой, что связывает воедино два процесса: влияние на личность окружающих его отношений и среды, и влияние на них самого человека. При таком подходе наследственные и врожденные свойства выступают как предпосылки становления личности, новсе же решающее влияние на усвоение индивидом социально-нравственного опыта оказывают социальные факторы [2, c. 144]. Проблема изучения профессионального самоопределения личности является одной изважнейших научно-практических проблем, поскольку проблема выбора профессии, уточнение этого выбора время от времени встаетна протяжении трудовой жизни человека. Кроме того, как показывают результаты экспериментальных исследований, многие выпускники школы выбирают профессию случайно, оказываясь не в состоянии сколько-нибудь мотивированно обосновать свой выбор. Но даже мотивированный выбор будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения. Это объясняется тем, что о завершенности процесса самоопределения трудно говорить до того, как человек сам, в ходе профессиональной деятельности или в условиях учебно-профессионального труда, максимально ее имитирующих, не подтвердит свои возможности, не сформирует устойчивого положительного отношения к себе как профессионалу. Профессиональное самоопределение, выбор профессии становится особенно актуальной проблемой в эпоху перемен, кризисных моментов развития общественных отношений [3, c. 101]. Выдвигая на первый план идею развития личности, Закон РФ "Об образовании" в решениипроблем непрерывного образования ориентирует на поиск интегративных подходов, на рассмотрение целостного процесса жизнедеятельностиличности как субъекта образования. Образование как социокультурный институт способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества и индивида, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека, эволюции человечества [4, с. 186]. Обращение к личности, как пишут А.Я. Найн и Ф.Н. Клюев, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности, образовательные запросы - характерная особенность современных образовательных систем [7, с. 101]. Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» отмечает: «Структура личности постоянно складываетсяв процессе ее социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека» [1, с. 45]. Далее он пишет: «Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем этого становления. Под влиянием социальной среды ивоспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфере…, вырабатывается сознание, т.е. самая общая структура человека как субъекта познания» [1, с. 51]. Кто такой профессионал? Является ли он личностью? А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и выделил в качестве центрального понятия самоактуализацию, как стремление человека совершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле («черезувлеченность значимой работой»). В его концепции близкими к понятию «самоопределение» являются такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление». Р. Мэй в своей теории исходил из положения о том, что одним из важнейших свойств человеческой психики является способность воспринимать себя как субъекта, и как объект. Эти два полюса сознания задают пространствосвободы воли, под которой Р. Мэй подразумевал свободу выбора одного из двух состоянийи возможность смены одного состояния другим. Процесс становления личности, по мнению Р. Мэя, связан с развитием самосознания, которое характеризуется интенциональностью и осознанием своей идентичности [3, с. 102]. Мы полагаем, что мировоззрение личности влияет на его профессионализм. Мировоззрением обладает каждый субъект исторического развития - отдельный человек и социальная группа, общество в целом. Мировоззрение является результатом познания окружающего мира. Но мировоззрение не сводится лишь к сумме знаний. Оно всегда содержит оценку объективной реальности, взаимодействия человека с природой и обществом, положения личности или социальной группы в окружающем их мире, то есть мировоззрение включает и ценностные ориентации, которыми люди руководствуются в своей деятельности. Формирование мировоззрения представляет для науки проблему, интерес к которой прослеживается практически постоянно. На формирование мировоззрения человека оказывает влияние множество факторов: деятельность системы народного образования, учреждения культуры и искусства, средств массовой коммуникации, а также различные идеологических учреждений [8, с.160]. Как известно, в отечественной науке изучается проблема целенаправленного формирования личности в процессе образования [5]. В формировании личности современного человека отличительной особенностью становится формирование её индивидуального мировоззрения. Оно становится той точкой отсчета, относительно которой человек воспринимает окружающую его действительность. Картина мира индивида строится на основании его профессиональных знаний, составляющих содержание частнонаучных предметных картин мира. Такие предметные картины мира приводят в противоречие познавательно- образовательную деятельность человека с целостностью его личностного развития. В связи с увеличением разнообразия изучаемых явлений в процессе познания растет и число предметных областей, каждая из которых отмечается систематичностью своих утверждений и интегрирует результат своих исследований в предметные картины мира или теоретико-математические модели мира. Объединение предметных картин мира в единую научную картину мира является одновременно методом познания реальности и попыткой создания той реальной целостности, которую последовательно осваивает человек в процессе своего образования и построения своего мировоззрения [6]. Интеллект индивида согласовывает осваиваемую в процессе образования картину мира с внутренней природой самого человека. Человек, создающий свою картину мира и ориентированный на неё, создает и живет в такой реальности, вид которой сильно зависит от деятельности его собственного интеллекта, в том числе от собственных профессиональных знаний.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.