АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ Талипова З.Р.,Шакирова М.Г.

Башкирский государственный университет


Номер: 12-4
Год: 2016
Страницы: 91-93
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

активные формы обучения, урок технологии, игра, «мозговой штурм», the active forms of training, the technology lesson, the game, "brainstorming"

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются и обосновываются вопросы использования в учебном процессе активных форм обучения, предлагаются примеры использования игры и коллективной формы мыслительной деятельности на уроках технологии.

Текст научной статьи

Современное технологическое образование нуждается в разработке новых обучающих технологий, основанных на активных методах обучения. Использование активных методов обучения направлено на то, чтобы развить у школьников способность мыслить, находить новые пути решения проблемы. В последние годы в школьной педагогике происходят изменения в практике и методике работы, это объясняется тем, что все больше стали внедряться не пассивные, а активные методы и формы обучения. Необходимость повышения уровня культуры общения обучающихся в дидактическом процессе объясняется следующим образом: нужно повысить познавательную активность учащихся, стимулировать их к изучаемым предметам. Активные формы могут быть использованы на самых различных этапах обучения. К таким методам относятся игра и коллективная мыслительная деятельность. Разные виды игр в учебном процессе необходимо использовать для решения ряда задач: 1. Игра - это средство воспитания умственной активности учащихся. 2. Игра - стимулирующее средство на психические процессы. 3. Создание положительной мотивации на уроке, непосредственного интереса к самому процессу познания. Как уже говорилось выше, игры и ее элементы можно использовать на разных уроках технологии, но не стоит забывать о том, что процесс обучения - это не игра [1, 37ܰ]. На уроке технологии незаменимыми являются как ролевые, так и деловые игры. Учащимся дается возможность испытать на себе роль представителя любой профессии. Это необходимо, так как профориентация является главной задачей уроков технологии. Среди ролей в играх можно выделить профессора, кулинара, дизайнера, менеджера, и даже президента, но этот список является бесконечным. При групповой игре на занятиях необходимо применять игровое проектирование. Одну задачу различные группы решают по-своему: - создают замок из консервных банок, - создают маскарадный костюм, - готовят пищу, - создают украшения для интерьера квартиры и пр. При игровом проектировании также необходимо присутствие соревновательного элемента. На занятиях по технологии целесообразно использование следующих форм игры. 1. «Аквариум». 1 группа должна разыграть ту или иную ситуацию в круге. Задача: наблюдение и анализ ситуации. Целесообразно использовать эту форму при изучении правил этикета. 2. «Дерево решений». Класс необходимо разделить на 3-4 группы по 5-7 человек. В каждой группе обсуждается вопрос, и делаются записи на «дереве» (ватман), затем группам необходимо поменяться местами и дописать на «дереве» соседей свои мысли. Эту форму можно использовать на уроке в блоке «Экономика. Бюджет семьи». 3. «Займи позицию». Необходимо зачитать какое-либо утверждение, на которое ответы должны быть «да» или «нет». Целесообразно использовать во время изучения темы «Гигиена». Разными видами игр затронута практическая и теоретическая стороны изучаемого предмета [2, 11ܰ]. В качестве коллективной мыслительной деятельности можно использовать метод мозгового штурма. «Мозговой штурм» (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных проектировочных задач. Метод основан на предположении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег. Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Этот подход предполагает применение некоторых правил: Критика на этом этапе исключается. На стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям. Идей должно быть много. Каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей с целью их дальнейшего комбинирования и усовершенствования. На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Коллективная форма взаимодействия способствует корректной формулировке мыслей на профессиональном языке, владению устной речью, навыкам грамотного спора и пониманию собеседников. Основой коллективной мыслительной деятельности является диалогическое общение, которое формирует у школьников интерес к иной точке зрения, умение сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию и формулировать собственные обоснованные выводы. В данных формах учебной деятельности школьники получают опыт работы в коллективе, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, тем самым превращая информацию в знания, а знания в личные убеждения и взгляды [3]. Мозговой штурм можно использовать при изучении практически всех разделов образовательной области «Технология». Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие выводы: 1. Дидактическая специфика активной и интерактивной формы обучения - это умение учителя заставить учеников активизирования внимания и мышления. При этом активность поддержана вне зависимости от желания учеников. 2. Эти методы обучения характеризуются высокой степенью проявления обратной связи от учащихся к учителю. Форма, интенсивность проявления учебной деятельности учеников - это контрольный инструмент учителя, чтобы качественно управлять их познавательной активности. 3. Выбор и специфика применения активных форм обучения должны строиться на базе характера уроков.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.