АКТУАЛЬНОСТЬ ИДЕИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ А.С. МАКАРЕНКО В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ Балан Д.А.,Носова А.М.,Янковская О.И.,Кузнецова А.Я.

Новосибирский государственный педагогический университет


Номер: 12-4
Год: 2016
Страницы: 17-19
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

труд, воспитание, образование, педагогика, актуальность, work, training, education, pedagogy, relevance

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье подробно рассматриваются идеи трудового воспитания А.С. Макаренко, их актуальность в современной системе образования. В том числе, в статье говорится о философском смысле педагогических взглядов А. С. Макаренко.

Текст научной статьи

В каждую эпоху есть деятели, имена которых определяют основные течения данного периода и задают темп дальнейшему развитию. Период XX века можно охарактеризовать, как особо насыщенный для России в целом, и для её педагогической науки. Одним из тех, кто определил ход педагогической мысли в ХХ век, без сомнения, стал Антон Семенович Макаренко. Основные труды великого мыслителя и педагога А.С. Макаренко были написаны после Великой октябрьской социалистической революции, в социалистический период, поэтому его педагогические труды посвящены трудовому воспитанию в коллективе. Несмотря на то, что с тех пор прошло почти столетие, научная деятельность Антона Семёновича актуальна и в современный период, во время новейших образовательных технологий. В современном образовании понятие «трудовой коллектив» не вызывает никаких вопросов, так как данный термин широко используется федеральным государственным стандартом об образовании и многими ведущими педагогами. Все, кажущееся элементарным сейчас, когда-то было недосягаемым ранее. А.С. Макаренко был именно тем человеком, который в 20-30-е годы объяснил сущность и важность трудового коллектива в воспитании и образовании молодого человека. Существует такое выражение: «Без хорошего труда не видать плода». Следовательно, без определенных усилий мы не увидим результата. Результат или конечная цель достигается только постоянным трудом.Учитывая данную взаимосвязь труда и формирования целостной личности, А.С. Макаренко сформулировал свою теорию трудового и идейно-эстетического воспитания. Труд является сильнейшим двигателем при достижении качественных изменений в образовании личности. Труд не будет оказывать преобразующее действие, если отнять у него всю нравственную, эстетическую, умственную, эмоциональную, творческую и физическую идейную направленность. Труд ради труда - рабская повинность. Когда же воспитанник осознает цель своей деятельности, важность своей работы, то труд из простой обязанности превращается в формирующую личность часть воспитания. Трудясь, воспитанник может осознавать себя как гражданин. Трудясь, человек осознает, что может реализовать не только физический потенциал, но и умственный. Включаясь в труд человек встает на путь саморазвития и самореализации [6, 189]. Чувство значимости, чувство востребованности заставляет воспитанника двигаться вперед, воодушевляет на нелегкий труд, который будет делать из человека гражданина. Рефлексия трудовой деятельности позволяет отыскать и обозначить гражданскую, идейную часть труда. Философское осмысление воспитанником многогранного смысла трудового воспитания закладывает в его сознание основу формирования гармоничной личности [1, 274]. Гармоничность труда и воспитания и их рефлексивное осознание на основе воспитания, полученного трудом, представляет собою определенную педагогическую целостность [2, 32]. Большую роль в жизнедеятельности воспитанников Антона Семеновича занимал труд, в котором дети могли видеть плоды своей работы. В то же время, А.С. Макаренко писал, что труд, без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом [7, 480]. Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете воспитывать его политически нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата. Труд, как воспитательное средство возможен только как часть общей системы. Оценивая роль производительного труда в воспитательной системе Антона Семеновича, важно отметить, что педагог разделял «трудовое обучение и практику» и «трудовую школу» в процессе воспитания личности. Процесс обучение детей в школе был подкреплен работой в современных, на тот период времени, производствах [4, 23]. Результат детского производительного труда показывал, что школьники с легкостью овладевали различными непростыми навыками, причем не только на станках, но и на производстве в целом. Основной частью воспитания детей, по мнению А.С. Макаренко, должен быть максимально сложный производительный труд, который требует технической точности и больших усилий, как умственных, так и физических [5, 132]. Согласно А.С. Макаренко, не просто труд стал основой нравственности в воспитании, а именно творческий труд, к которому нужно подходить с интересом увлеченностью. Такой труд развивает потенциал личности ребенка [3, 324]. Когда работа не кажется чем-то неприятным, чем-то рутинным, то она становится именно творческой, в ней раскрываются нравственные аспекты воспитания. В трудовой деятельности детей А.С. Макаренко придавал наибольшее значение тем параллельным педагогическим результатам (навыкам, умениям, знаниям, чертам характера и другим качествам человеческой личности), к которым эта деятельность приводит, результатам его было и максимальное развитие, и совершенствование их естественных сил и способностей. Приобретение организаторских навыков, воспитание чувства соревнования, взаимопомощи, воспитание стремления к рационализации и совершенствованию производства, - все это достигается и воспитывается в детях через участие их в труде. Труд всегда был основанием человеческой жизни, поэтому ее истинным стимулом можно считать перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость, ведь радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми [8, 97]. Труд был всегда основой для человеческой жизни и культуры. Конституция Российской Федерации говорит о праве на труд и защиту от безработицы в разделе первом, главе 2, статье 37: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». А.С Макаренко воспитывал у ребят умение мечтать, и поддерживал лишь те их мечты, которые побуждали именно творческую деятельность воспитанника. Он соединял романтику мечты с прозой труда, чтобы дети были способны сделать самую смелую их мечту замечательной явью. И труд должен быть не только творческим, но и производительным, так как в создании материальных ценностей заключается сила его воспитательного воздействия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.