СИМВОЛИКА ПУТИ В ПОЭЗИИ БОРИСА БОРИСОВИЧА ГРЕБЕНЩИКОВА Лукманова И.И.

Уфимский нефтяной технический университет


Номер: 12-5
Год: 2016
Страницы: 24-27
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

символ, символика пути, поэзия, Б.Б.Гребенщиков, symbol, symbolism of path, poetry, B.B.Grebenshchikov

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается понятие символа в поэзии в целом и раскрывается символика пути в поэзии одного из современных российских поэтов Б.Б.Гребенщикова.

Текст научной статьи

Образы-символы являются неотъемлемой частью литературы, они используются как в лирике, так и в драме и эпосе. Само слово «символ» происходит от греческого symbolon, что в переводе на русский означает «знак, сигнал». В современном понимании символ - это образ, основанный на подобии каких-либо предметов или явлений. По своему происхождению символ тесно связан с такими иносказательными средствами, как, например, метафора, аллегория или параллелизм - устойчивые средства выразительности часто приводят к формированию символа. К примеру, символом поэзии испокон веков является лира - античный музыкальный инструмент. Этот символ, в свою очередь, берет начало от древнегреческого бога Аполлона - покровителя искусств. На существование этого символа также указывает сама этимология слова «лирика». Однако, несмотря на некоторые сходства, понятие символа все же отличается от остальных иносказаний. Во-первых, символ многозначен. Чаще всего его смысл нельзя раскрыть до конца, и читатель может только догадываться, что в действительности скрыто за этим понятием. Символ - это некая тайна, намек автора на истинное значение. Как указывает В.Брюсов, символ есть намек, отталкиваясь от которого, сознание читателя должно самостоятельно прийти к тем же невысказанным идеям, от которых отталкивался автор [2, 432]. Во-вторых, символ более сложен по своей структуре, в то время как метафора или аллегория в большинстве случаев указывают на прямое уподобление предметов или явлений. «Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления» - такое определение слова дает И.В.Лехин в словаре иностранных слов [1, 590]. В-третьих, один и тот же символ в разных контекстах может принимать разные образы, разную оценку - положительную или отрицательную. Например, символ солнца традиционно считается образом положительным - это символ света, тепла; однако по замыслу автора солнце может стать отрицательным символом - солнце может опалить, сжечь (таким, например, предстает солнце в песне группы Кино под названием «Звезда по имени Солнце»). Образы-символы раздвигают смысловые границы произведения и позволяют читателю выстроить некую последовательность ассоциаций, которая связывает различные жизненные явления. Разрушить иллюзию жизнеподобия, подчеркнуть смысловую глубину образов, которые создаются поэтами - вот цель символизации в поэтических произведениях. Символы приближают лирику к романтизму, углубляют ее духовную составляющую. В данной работе я решила обратиться к материалу современной поэзии, а именно - к лирике Бориса Гребенщикова. Борис Борисович Гребенщиков - небезызвестный советский и российский поэт и музыкант; он являлся основателем, вокалистом и гитаристом группы «Аквариум». Его причисляют к пионерам российской рок-музыки. Личность Бориса Гребенщикова в наше время считают легендарной, а его вклад в современную музыку и поэзию поистине неоценим - пусть и далеко не всеми он был принят как поэт. Конечно, многие были недовольны, что в его творчестве «высокая материя» переплелась с миром массовой культуры. Так или иначе, в его лирике можно найти обращение как к социальным, так и к философским проблемам, а его приверженность буддизму на одном из этапов жизни позволяла обращаться не только к русским, но и японо-китайским мотивам и образам. Один из ярчайших символов в поэзии вообще, и в поэзии Бориса Гребенщикова в том числе, - символ пути. Этот образ красной нитью проходит через большинство произведений поэта. Прежде всего, следует упомянуть, что лексема «путь» может выражаться общеязыковыми или контекстуальными синонимами - «дорога», «тропа», «путешествие» и т.д. Также путь зачастую выражается глаголами движения, поскольку слово имеет семантику движения, - это глаголы «идти», «плутать», «плыть», «возвращаться» и т.д. И, наконец, образы путника, перелетной птицы, коня и пр., проделывая некий путь, также являются косвенным выражением данного символа. Таким образом, все эти сходные по значению, семантике и сути слова представляют собой один общий символ - путь. Данный символ имеет несколько смыслов. Прежде всего, это одна из составляющих пейзажа, то есть «дорога» в прямом значении. Однако чаще всего «прямой» образ используется для создания некой параллели с путем жизненным. Отсюда вытекает второй смысл символа - жизнь как таковая, жизнь как дорога от рождения к смерти. Оба образа сталкиваются, к примеру, в песне «Электричество»: Мой путь длинней, чем эта тропа за спиной... «Путем» здесь называется непосредственно сама жизнь, а вот тропа - это уже образ реальный, это элемент пейзажа. Здесь просматривается прием антитезы: длинный, извилистый путь в данном случае противопоставлен узкой, короткой тропе. О пути как о жизни Гребенщиков говорит в произведении «Красная река», в котором «красная река» течет «поперек пути» лирического героя. Река, преграждающая путь, - это жизненные трудности и препятствия, а символика красного цвета намекает на кровь, огонь, смерть - т.к. красный цвет перекликается с символикой ада, - а также здесь стоит вспомнить реку Стикс из древнегреческой мифологии, по которой умершие попадали в царство Аида. С темой смерти связан путь в стихотворении «Я не могу остаться…»: Я не могу остаться здесь - душа моя в пути. Задуйте свеч дрожащий свет и дайте мне уйти. Еще один пример - песня «Уйдешь своим путем»: Но я стоял и смотрел, как горит звезда того, кто ушел в свой путь. Еще один смысл - движение куда-либо в физическом смысле. Очень часто путь лирического героя Гребенщикова символизирует путь домой или, напротив, уход из дома. В стихотворении «Поезд в огне» говорится о возвращении домой с фронта: И если мы хотим, чтобы было куда вернуться - То время вернуться домой… На сходное толкование пути указывает название стихотворения «Возвращение домой» («возвращение» здесь имеет семантику физического движения: возвращаться домой - идти домой). Часто дорога связана с развитием или постижением чего-либо - духовный путь личности или, к примеру, путь развития чувств, взаимоотношений. К примеру, таково переносное значение пути в вышеупомянутом стихотворении «Возвращение домой»: Они шли так долго, Что уже не знали, куда… Здесь же следует привести строки из песни под названием «Серебро Господа моего»: Как будто бы есть еще путь, Старый прямой путь нашей любви... Наряду с этим концепт пути в лирике Гребенщикова может включать и религиозную подоплеку - путь к Богу. Причем, речь здесь может идти не обязательно о постижении Бога в христианском смысле, но и в буддистском (как ранее было указано, Б.Гребенщиков некоторое время считал себя приверженцем буддизма). Но куда бы ты ни шел До самого конца своих дней, Обещай, что будешь помнить одно - Господу видней. Эти строки из композиции 2008 г. «Господу видней» означают, что жизненный путь, который проделывает человек, создает Господь, и это - наставление ему помнить об этом, не жаловаться и верить в Бога, ведь «пути Господни неисповедимы». «До самого конца своих дней» человек проделывает путь не только к своей смерти, но и к Богу. Символ «пути к Богу» в ироничном смысле содержится в названии стихотворения «Диагностика кармы или мой путь к Богу» - лишь в названии, потому что лирический герой ищет его намеренно, по объявлению в газете, но в конце концов ни к какому Богу не приходит. На путь к Всевышнему намекает и уже упомянутое стихотворение «Серебро Господа моего»: Как будто бы есть еще путь… - возможно, лирический герой задумывается о пути к самому себе или пути к познанию истины, Бога. Также, как уже было сказано, наряду с образами тропы, дороги и т.д. символ пути включает в себя и косвенные образы - это могут быть образы птиц, которые покидают родные гнезда и улетают в далекие края. Например, подобный образ (образ птицы, связанный с образом пути) встречается в уже упомянутой песне «Электричество»: Если бы я был малиново-алой птицей, Я взял бы тебя домой... Интересен сам образ малиново-алой птицы. Если обратиться к китайской мифологии, то можно встретить символ Красной птицы - это дух-покровитель юга. Принимая во внимание увлеченность поэта восточной культурой, можно утверждать, что он вполне мог прибегнуть к подобному символу в стихотворении (взять домой - на юг, в южные страны). Могла также иметься в виду и птица Феникс, связанная с символикой огня и бессмертия. В любом случае, в данном контексте образ птицы связывается с образом путеводителя - птица, которая указывает путь, дорогу. Образ тройки или коней также косвенно связан с мотивом пути. Например, в песне «Кони беспредела»: Запрягай мне, Господи, коней беспредела; Я хотел пешком, да видно, мне не успеть... Образ тройки упоминается в песне «Древнерусская тоска»: лирический герой задает риторический вопрос «куда держит путь» тройка. Отталкиваясь от образов коней или тройки, следует упомянуть и образы различных транспортных средств: песни «Поезд в огне», «Беседа в трамвае». С мотивом пути связаны также исторические образы, символизирующие путь как историю государства или отдельного народа. К примеру, в песне «Древнерусская тоска» проводится параллель между временем прошедшим и временем нынешним - для этого поэт ставит исторических персонажей в современные условия, демонстрируя тот путь, который сделан народом. Очень часто путь героя проходит не по земле, а, к примеру, через реку: так, лирический герой стихотворения «Брод» призывает «перейти реку», а в песне «Пустые места» встречается такая строка: Мы шли через реку, пока нам хватало моста. Путь может проходить и по воздуху - на что указывают образы птиц, используемые автором. Подводя итог, можно сказать, что символ пути в поэзии Бориса Гребенщикова действительно является одним из основополагающих. Автор указывает на него не только прямым текстом (путь, дорога, тропа и т.д.), но и через посредство вспомогательных образов, напрямую связанных с мотивом пути. При всем прочем, сам путь у поэта может быть разного характера: это может быть жизненный путь либо путь «в небеса» (то есть смерть), путь через преграды, исторический путь и так далее. Все это позволяет говорить об уникальности мировосприятия Гребенщикова и о том, что путь как важная составляющая творчества музыканта обретает разные воплощения в тексте песен. Одна из главных причин, по которой я выбрала материалом исследования стихотворения Бориса Гребенщикова - это недостаточная изученность современной поэзии, а особенно текстов таких спорных личностей. Целью данной работы было отразить глубину его творчества на примере одного из аспектов - символики пути. По моему мнению, такие, казалось бы, часто используемые образы, как этот, с течением времени приобретают все новые и новые значения и толкования. И современная поэзия наглядно это демонстрирует.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.