ФЕНОМЕН ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИИ И «ПЛОСКИЙ МИР» ТОМАСА ФРИДМАНА: ПОИСК ВНУТРЕННИХ СВЯЗЕЙ Гаршин Н.А.

Воронежский государственный университет


Номер: 12-6
Год: 2016
Страницы: 33-35
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Феномен деидеологизации является, пожалуй, одним из новейших процессов, получившим стол пристальное внимание со философской общественности, и это крайне важно, поскольку по нашему мнению, проблему кризиса идеологического можно решить лишь при условии полноценного системного анализа, выходящего далеко за рамки конктретных дисциплин, таких как социология, политология, экономика, и именно поэтому, на наш взгляд, совершенно необходимым является использование социальной философии, как наиболее фундаментальной и системной социально-гуманитарной науки для решения проблемы существования идеологии в контексте информационного общества и постмодернической массовой культуры. Последствием такого социокультурного дискурса стало появляение, по выражению такого американского исследователя, как Томас Фридман, такого феномена социальной реальности как «плоский мир» [1, 13]. Данное явление появилось не сразу и не вдруг а при наступлении, опять-таки определенного системного эффекта - когда сразу 10 «выпрямителей» мира сошлись воедино, образовав систему, в рамках которой объемный и иерархичный мир стал попросту невозможен и обвалился внутрь, став плоский. Таким образом, предметом нашей статьи является анализ и доказательство взаимодействия процессов «упрощения», «выпрямления» мира, с одной стороны и феномен деидеологизации социального пространства, с другой. На наш взгляд, идеология не может существовать в условиях плоского мира, поскольку она, как особая система ценностей, взглядов и норм, которая сама со временем начинает продуцировать эти самые ценности и нормы, и, таким образом, являет собой диалектически сложную конструкцию, не может существовать в рамках отсутствия возможности построения иерархических лестниц и определенных механизмов, указывающих, с одной стороны на желательное для общества поведение, которое поощряется, и, с другой стороны, на нежелательное, которое подвергается наложению санкций, формальных или неформальных, однако выбор поведения всегда остается за конктреной личностью, но следует помнить, что идеология вместе с тем, остается некоей точкой отсчета, которую личность может и не принимать и не реализовывать, однако вынуждена учитывать при построении моделей своего поведения и его последствий. Постановка вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач: • Анализ положения идеологии в современном обществе • Феномен плоского мира, как один из факторов деидеологизации в конце 20 начале 21 веков • Моделирование последствий сложившегося положения дел в социальной реальности. Данный набор задач, на наш взгляд, позволит наиболее полно и точно раскрыть объективно сложившуюся ситуацию и достичь поставленной цели. Основным методологическим приемом будет системный анализ, кроме того мы будем использовать принцип историзма, диалектику, и функциональный анализ. Итак, мир, стал плоским под влиянием определенных факторов, или, выражаясь в терминологии Фридмана «выпрямителей». Перечислим их и укажем значения некоторых из них. 1. падение Берлинской стены, в результате чего, по мнению Фридмана, открылся путь для полной ценной демократизации стран посточной Европы. Однако от себя мы можем добавить, что это же дало толчок к уходу иерархичности из международных отношений, оставив лишь экономическое и военное различие, открыло путь к глобализации, вестренизации и так далее. Иными словами, это важнейший фактор с точки зрения социокультурного анализа ситуации, особенно в контексте последующего распада СССР. 2. рост значения интернета и его распространение сделало мир воистину сплетенным сетью воедино, причем специфика сети состоит в том, что у нее нет чего-то главного, некоего центра управления, а значит опять таки наносится удар по иерархическим структурам 3. создание языка XML 4. создание электронных энциклопедий, что мы можем увязать с демократизацией и распространением знания, что привот к уходу в прошлое экспертов, или как минимум снижает их роль, ведь в мире, где каждый автор такой «видипедии» экспертам уже не верят 5-7 объединение усилий людей для создания единого продукта, увеличение рода разного рода ТНК и перевод производства привели к тому, что само понятие места занятости стало все более обтекаемым, люди могут и вовсе не видеть работодателя, и мир становится плоским. 8-10 быстрая доставка, интернет магазины и интернет поиск вкупе с беспроводной коммуникацией сделали любой товар и информацию доступной в любой точке мира. В такой ситуации, где нет места иерархии, все доступно, нет выделенного места для экспертов идеологии не место, потому ее роль все сужается, некоторые ученые даже говорят об эре постидеологии, что требует особого исследования. Важно и то, что в таких условиях имеет место проблема синтеза научного знания, о чем пишет профессор Смышляев: «Наряду с этим, необходимость объективного освоения научной мыслью сверхсложной социальной реальности потребовало существенного пересмотра базовых принципов и содержательных структур науки. Поэтому общая теория социальной самоорганизации выходит к открытой, динамичной среде, функционирующей как множество горизонтальных связей и сетевых структур.» [2, 104] и от нас, как от ученых творящих в этой новой динамичной социальной реальности требуется особая осторожность в выводах, так как в условиях глобального мира они могут привести к непредсказуемым последствиям. Подводя итог данной статьи хотелось бы подробнее коснуться статуса и судьбы идеологии в сложившейся обстановке. На наш взгляд, идеология необходима обществу в той или иной форме как некая точка отсчета, которая при этом не должна быть тотализирующим началом, закабаляющим человека. Однако, каждый должен иметь выбор принять идеологию или нет, ибо полный отказ от идеологии, подчас принудительный, через неформальные санкции - тоже своего рода идеология. На наш взгляд. Будущее идеологии в рамках плоского мира состоит в том, что она локализуется и будет функционировать в определенных рамках, как то: профессиональная идеология, научная идеология, итп, поскольку старые классические идеологии слишком неповоротливы для нового быстротекущего мира.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.