РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА С ПРЕНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА И В ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР ПЕРИОДА НОВОРОЖДЕННОСТИ Гурбо Н.И.

БГПУ им. М.Танка


Номер: 12-6
Год: 2016
Страницы: 78-82
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Новорожденные дети естественным образом реагируют на звуки, т.к. именно звуковая среда была максимально доступна ребенку в пренатальном периоде: ритм сердца и работа органов жизнедеятельности матери, а также звуки, которые доходили к ребенку из среды, окружающей беременную женщину. Руководствуясь исследованиями Е.В. Назайкинского о психологии музыкального восприятия и его теорией о факторах, влияющих на музыкальные вкусы, а также принимая во внимания то, что с 26 - 30 недели беременности женщины у ребенка появляется такая функция памяти как запоминание, можно утверждать, что прослушиваемые произведения в пренатальном периоде ребенком уже запоминаются, а после рождения он может их узнавать, реагируя улыбкой, внимательным взглядом или прерыванием плача. Таким образом, музыкальное искусство помогает облегчить переход от пренатального периода к периоду младенчества, выступая в роли важных составляющих ментального, физического, музыкального и социального развития [2, 47; 5, 179 - 180]. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой признано, что именно музыкальное искусство является одним из лучших источников стимулирования импульсов, а значит, и новых комбинаций активности нейронов, которые образуются в мозге у ребенка. Слуховые ощущения для ребенка в период развития (от 0 до 1 года) становятся одним из способов адаптации к окружающей среде. Опираясь на последние данные Гарвардской школы медицины, слух и слуховые способности человека формируются в первую очередь, а именно, с пренатального периода и до 5 месяцев. По мере взросления ребенка развиваются способности звукового дифференцирования, звукового подражания, слухового внимания [1, 239]. Подтверждением данному тезису и эмпирическим фактам выступает ряд популярных методик с музыкальным сопровождением: М.Л. Лазарев «Сонатал», программа Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», система К. Орфа, методика С. Судзуки и т.д. Пролонгированный педагогический эксперимент, проводившийся с пренатального периода и в период младенчества, позволил выделить возрастные периоды в раннем музыкальном развитии детей. В данной статье мы рассмотрим только два - это пренатальный период и первый триместр младенчества (от 0 и до трех месяцев). Пренатальный период развития ребенка. Данный период охватывает период беременности женщины, т.к. эмоциональное и слуховое восприятие ребенка начинает формироваться непосредственно в пренатальном периоде. Профессор Григорий Брехман утверждает, что плод обладает эмоциональным восприятием и памятью. Впечатления, которые ребенок получает во время эмбрионального (до 8 недели беременности) и фетального (с 9 недели и до родов) периодов, влияют на его мышление, образ жизни и поведение. А клинический опыт французского отоларинголога доктора Альфреда Томатиса, дает право говорить, что в пренатальный период развития ребенка ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека. Процесс слышания - это динамический процесс, в котором участвует каждая клетка тела. А исследования показали, что ухо не просто слышит, но колебания, воспринимаемые им, стимулируют нервы внутреннего уха, где они преобразуются в электрические импульсы, различными путями попадающие в мозг. Некоторые идут в слуховые центры, и воспринимаются как звуки. Другие создают электрический потенциал в мозжечке, который контролирует сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они попадают в лимбическую систему, которая заведует нашими эмоциями и выделением различных биохимических веществ, гормонов, оказывающих влияние на весь организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук является одним из источников энергии мозга, а вместе с ним и организма в целом [6, 147-148]. Именно поэтому следует создавать качественную звуковую среду своему будущему ребенку. А для регулярных прослушиваний следует выбирать музыку, опираясь на следующие условия: 1. Каждая беременная женщина должна выбирать музыкальные произведения, руководствуясь не модой и распространенной информацией, а основываясь на своих индивидуальных предпочтениях: ладовой организации произведения, тембрового и динамического содержания, стилевых особенностей произведения. 2. Прослушивать музыку не превышая временной (не более двух часов в день) и динамический порог (60-80 дБ), а с 15 недели беременности музыкальные прослушивания должны производиться акустической системой. 3. Внимательно наблюдать, начиная с 30 недели беременности за реакцией ребенка во время пассивного музицирования (прослушивания музыкальных произведений), т.к. он уже сможет показать своим поведением нравится ему музыка или нет. Опыт практических наблюдений показывает, что прослушивание классической музыки не вызывает никого дискомфорта у беременной женщины. 4. Необходимо выбирать для пассивного музицирования те композиции, которые по вкусу ребенку и беременной женщине. Их рекомендуется слушать до конца беременности и после рождения малыша. 5. Рекомендовано беременным женщинам заниматься пением, т.к. во время вокального музицирования передаются чувства и положительные эмоции, что полезно для здоровья женщины и для развития плода. Напевать вполголоса, задушевно, чередовать пение песни и ее мелодии без слов, говорить мягко. А также, исполнять во время беременности колыбельные песни (большинство колыбельных, особенно белорусских и русских, написаны в диапазоне квинты), что благотворно воздействует на ребенка в пренатальном периоде. Приветствуются в пренатальном периоде ребенка самостоятельное вокальное или инструментальное музицирование будущей матери. На сегодняшний день в Республике Беларусь создана возможность обучаться музыке во взрослом возрасте и посещать специально созданные группы для музицирования с беременными женщинами. Музыкальные занятия во время беременности не имеют никаких противопоказаний. Прибегнуть к данным методикам может любая беременная женщина на любом сроке беременности. Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев Младенец сразу же после рождения имеет хорошо развитый слух и обладает реакцией на интонацию, темп речи, тембр голоса, различные шумовые и музыкальные звуки. Это выражается в двигательной активности ножек и ручек, поворотах головы, поисках источника голоса или издаваемого звука глазами, замиранием, вздрагиванием, прислушиванием, плаче при резких и пугающих звуков. Создавая музыкальную атмосферу или активную музыкальную среду для ребенка после рождения, желательно пользоваться произведениями, которые прослушивались еще в пренатальном периоде, т.к. эти музыкальные композиции уже знакомы ребенку и будут оказывать наиболее эффективное воздействие на развитие памяти и интеллекта, особенно эмоционального интеллекта младенца. Знакомая музыка воспринимается непосредственно ребенком, позволяя ему слышать, слушать и узнавать произведение. Таким образом, активно работает функция памяти - узнавание, а не только запоминание. Музыкальное искусство оказывает большое влияние на гармоничное развитие ребенка, наполняет его жизнь яркими и новыми впечатлениями. Как утверждают музыкальная психология и педагогика, человеческая речь воспроизводимая голосом - это уже музыка. Основа музыкальных занятий в данном возрастном промежутке - это правильный выбор произведений. Необходимо четко понимать и представлять для каких конкретно целей будет использоваться данное музыкальное произведение, как успокаивающие, для оживленных упражнений, для пения и разучивания новых слов, для знакомства с многообразием шедевров мировой классической музыки и пр. Желательно отдать предпочтение музыкальным композициям, которые прослушивались еще в пренатальном периоде. Но если в пренатальном периоде активному слушанию музыки не уделялось должное место, тогда можно предложить для прослушивания детям специально аранжированную классическую музыку, музыку звуков природы, колыбельные песни. Список классических произведений для прослушиваний Композитор Название произведений А. Вивальди Концерт для флейты с оркестром F-dur; Концерт для двух флейт, виолончели и клавесина» g-moll; Времена года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; «Концерт для скрипки с оркестром» a-moll; «Концерт для виолончели с оркестром» g-moll; «Концерт для виолончели с оркестром» с-moll; «Соната для скрипки и фортепиано» А-dur. И.С. Бах Оркестровая сюита №2 h-moll «Менуэт и Шутка»; ХТК ч.1 «Прелюдия и фуга» cis-moll; ХТК ч.1. «Прелюдия и фуга» С-dur; «Концерт №5» f-moll; «Ария» из оркестровой сюиты №3; «Прелюдия» из сюиты для виолончели G-dur; «Siciliano» для арфы и флейты… В.А. Моцарт «Симфония №40»; «Дивертисмент» для камерного оркестра; «Менуэт»; «Соната для фортепиано» А-dur, IIIч.; «Романс»; «Концерт для кларнета с оркестром» С-dur; «Симфония №39» IIIч. «Маленькая ночная серенада»; «Концерт №22 для фортепиано с оркестром: III ч.». Й. Гайдн «Трио» D-dur; «Концерт для фортепиано с оркестром» D-dur, III ч.; «Серенада»; «Соната для фортепиано» e-moll, IIч. и III ч.; «Соната для фортепиано» D-dur, I ч.; «Концерт для виолончели с оркестром» С- dur; «Концерт для виолончели с оркестром» D -dur; «Симфония №49». Л.В. Бетховен «Соната для фортепиано» с-moll, I ч; «Контрдансы» №№ 1,2,3,4,5,6,7; «Менуэт» №9; «Соната для скрипки и фортепиано» c-moll, Iч.; «Соната для форпеиано№14» I,II,IIIч. Р. Шуман «Грезы»; «Воспоминание», «Лотос»; «Отзвуки театра». Ф. Шопен «Вальс» h-moll; «Ноктюрн» с-moll; «Прелюдия для виолончели» е-moll; «Мазурка» h-moll. Ф. Шуберт «Ave Maria»; «Серенада»; «Музыкальный момент №3» f-moll Э. Григ Сюита «Пер Гюнт» К. Сен-Санс Сюита «Карнавал животных» А. Дворжак «Мелодия»; «Славянские танцы» К. Дебюсси «Арабеска»; «Бергамасская сюита»; «Греза»; «Ноктюрн»; «Девушка с волосами цвета льна»; «Лунный свет»; «Чудесный вечер». П.И. Чайковский Детский альбом: «Марш деревянных солдатиков», «Утро», «Сладкая греза», «Вальс»; «Сентиментальный вальс» d-moll; «Щелкунчик: «Марш», «Танец феи Драже», «Вальс цветов»; Определившись с выбором музыкальных произведений, следует переходить к активному слушанию. Необходимо помнить, что занятия должны приносить удовольствие ребенку. Поэтому важно не перенасыщать и не переутомлять музыкальной средой ребенка. Следует обращать внимание на его эмоциональное состояние, состояние здоровья, индивидуальные характеристики, свойственные каждому ребенку. Здесь очень важно родителям чувствовать настроение и читать поведенческие реакции своего ребенка. Музыкальное искусство в период младенчества выступает универсальным средством в развитии тембрового и динамического слуха, т.к. классические музыкальные произведения обладают изобилием музыкальных тембров, динамики, темпа, фактуры, агогики, гармонии, мелодики и метроритма. Принято считать, что одним из важных факторов воздействия на ребенка является тембральная окраска звука. Ниже приводится таблица, в которой приведены тембральные характеристики различных музыкальных инструментов. Название музыкального инструмента Характеристика тембра музыкального инструмента Орган Плотный, насыщенный, густой, громкий, тянущийся и величественный звук. Фортепиано Сочетание всех музыкальных регистров, мощность и изящность звучания, насыщенность регистровых тембров. Арфа Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит. Флейта Легкий, звонкий, светлый и подвижный тембр. Подражает миру природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки. Гобой Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой. Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания. Кларнет Звук очень чистый, прозрачный, благородный и округлый. Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины. Фагот Инструмент с густым чуть хрипловатым, низким тембром. Труба Блестящий, яркий, светлый, металлический, далеко летящий, праздничный, торжественны звук. Валторна Округлый, мягкий и теплый тембр. Тромбон Металлический, резкий, мощный и насыщенный тембр. Туба Суровый, густой, тяжёлый и мощный звук. Скрипка Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый и полетный звук. Альт Матовый, мягкий и Виолончель Насыщенный, густой, мягкий и благородный тембр инструмента. Контрабас Глуховатый, суровый, мрачный, густой и мощный звук Ударные инструменты Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука - удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение - подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. В познании мира и окружающей среды приоритетным для ребенка является слуховая и эмоциональная окраска всего происходящего, а эмоциональный посыл музыки гораздо сильнее словесного. Музыкальное искусство способно вызвать у детей желание к общению, обучению, освоению и познанию окружающего мира, желание к активной деятельности. Доктор Эдвард Гордон, специалист в области обучения музыки, считает, что каждый ребенок от природы музыкален: дети от рождения обладают набором генов и синапсов, которые позволяют им сразу же обучаться музыке [4, 73]. Заметим, что с двухнедельного возраста младенцы пробуют подстраиваться под ритмы речи, пения или звучащих произведений. Можно заметить синхронные движения рук и ног под вокальное или вокально-инструментальное произведение. В возрасте одного месяца дети начинают издавать разнообразные звуки, а свои два-три месяца - способны вступать в музыкальную беседу с теми, кто о них заботится. Это не только первые попытки активного соприкосновения с музыкой, но и важный этап на пути овладения навыками речи [5, 142]. В этот период очень важным является раскрытие природного творческого потенциала ребенка, т.к. в данный возрастной период жизни человека происходит быстрый темп физического и психического развития. Заложенные в этом возрасте эмоциональные и слуховые впечатления остаются в памяти человека навсегда и становятся основой восприятия всего окружающего мира. В данный период развития ребенок прислушивается и привыкает к звуковой среде, которая его окружает [3, 37]. Педагогам и родителям должным образом необходимо осознавать всю важность роли музыкального искусства в пренатальном периоде и в периоде младенчества.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.