РАБОТА С ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИМ ИСТОЧНИКОМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Соломаха Е.Н.,Лугинина К.А.

Шахунский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского


Номер: 12-6
Год: 2016
Страницы: 92-95
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

историографический источник, научная деятельность студентов, анализ, рецензия труда Ж.Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада»

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Современное образование является тем социальным институтом, через который осуществляется трансляция базовых ценностей и целей развития общества. Традиционно его сутью было не только передача социального опыта, но и закрепление в общественном сознании и практике новых политических реалий и требований социально-экономического развития [6, 237-241]. В последнее десятилетие российское образование переживает кардинальную трансформацию, ядро которой составляет идея системы непрерывного образования. Информатизация образования связана с широким проникновением в область педагогических исследований новых информационных технологий как способов учебно-воспитательной деятельности с применением новейших электронных средств обучения [2, 207]. С другой стороны, освоение нового невозможно без творческого деятельностного аксиологического подхода к обучению [3, 80-84]. В своем исследовании мы руководствуемся концепцией Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, согласно которой любой учащийся здесь - самоменяющийся субъект учения. Нашим студентам дневного отделения 2 курса г. Шахунья в 2014-2015 учебном году было предложено попробовать поучаствовать в студенческих научных конференциях, проводимых в Нижегородской области разными ВУЗами. Для этого всем ребятам предложили обозначить сферу своих интересов в той или иной области, исключительно на выбор самих учащихся. Сфера обозначилась гуманитарная - философия, история, право. Далее - определяемся с темами и проблематикой студенческих исследований. Здесь пришел на помощь преподаватель, сформулировать самостоятельно тему мини-исследования студентам, которые еще не участвовали в научной жизни сложно. Повседневная работа над тематикой исследований, естественно, начинается с анализа литературы и источников по проблеме, поиска материала. В эксперименте участвовала одна студенческая группа, уже на этом этапе некоторые ребята, столкнувшись с трудностями, отказались от дальнейшей работы. Главное для преподавателя здесь - помочь преодолеть проблему, но не настаивать на дальнейшей работе, если интереса со стороны ребят нет. Вкус к творчеству просыпается постепенно, на втором этапе работ, связанной с постановкой целей и задач, с процессом решения научной проблемы. И на этом этапе были ребята, которые обработав материал, сталкивались с трудностью его обобщения, анализа и выводов. И отказывались от участия. Подчеркну, роль преподавателя - постоянное руководство, помощь, вычитка и правка работ, но не навязывание. Студент на любом этапе мог отказаться и это совершенно нормально. Наличие готовой статьи обязывало найти конференцию, к которой по тематике подходила бы данная работа. Эту миссию выполнял преподаватель. Вкус к творчеству, успех в преодолении себя, в поиске нового - эти ощущения получает каждый, принявший участие в ряде студенческих научных конференций с публикацией статей, особенно, если это участие было впервые. До конца эксперимента дошла половина группы [4, 290-292]. Особый интерес вызвала мотивация одной студентки К.А. Лугининой: «Мне бы хотелось прочитать или изучить что-то по средневековью. Но не для конференции. Для себя. Просто так. Мне просто интересен этот период». Для педагога, в какой бы предметной сфере он ни работал, ценнее мотивации «мне интересно просто так, для себя» ничего не может быть. Это уже само по себе означает включенность студента в работу, готовность к ней. Нами была избрана монография Ж. Ле Гоффа «Цивилизация средневекового Запада». Преподавателем было предложено провести историографический анализ этого произведения, а следовательно, поработать с книгой как с историографическим источником. Историографический источник - это непосредственно сами те или иные исторические труды того или иного автора. Анализ будет предполагать выяснение авторской позиции, взглядов, условий написания труда и так далее [5, 23-25]. Здесь потребовалась определенная степень умения самостоятельно разбираться в материале, а также выработанная методика самостоятельной научной работы. Преподаватель, естественно, должен дать пример историографического анализа, самой простейшей формой которого может являться рецензия на книгу. Далее, предоставляем то, что получилось у студента, а именно, вдумчивую неплохую рецензию не только читателя, но и первую попытку анализа исследователя: «Признаюсь, первоначально у меня было некоторое предубеждение к Ж. Ле Гоффу, я опасалась, а не из тех ли он не очень глубоких популяризаторов, которые создают псевдо глубокомысленные компиляции, где винегрет сведений из не открываемых читателю источников приправлен банальными выводами. Таких изданий сейчас тьма. Прочитав две книги автора (кроме этой еще «История тела в средние века»), я отказываюсь от недоверия. Жак Ле Гофф - серьезный ученый, который при этом пишет не только историю человека, но и историю для человека, для неподготовленного читателя, для нас с вами. При этом, он не упрощает, хотя и умеет подать эту тему так, что забываешь, что читаешь серьезную историческую книгу. Он делает акцент на людях и пытается за сухими научными источниками, часто необъективными и однобокими, различить, как жила основная масса средневековых европейцев. Проблема изучения средневековья в том, что источники, дошедшие до нас - это рассуждения интеллектуалов, которые при этом чаще всего были священниками, поэтому реконструировать картину реальной жизни очень сложно, но Ле Гофф попытался это сделать, и, по-моему, получилось неплохо. Оставляя в стороне историю борьбы пап и королей, а также феодальных усобиц, которые достаточно изучены, но не делают представления о жизни в целом, Ле Гофф пытается проникнуть в ментальность средневековых людей. Книга состоит из двух частей. В первой части «Историческая эволюция» Жак Ле Гофф прослеживает эволюцию Запада с V до XV века, начиная с варварских нашествий на Римскую империю вплоть до кризиса европейских стран на рубеже XIV - XV веков. Во второй, более объемной, части «Средневековая цивилизация» автор подробно рассматривает культуру Западной Европы X - XIV веков. Мне больше всего понравилась и запомнилась вторая часть монографии. Она похожа на целый увлекательный рассказ о жизни неизвестной мне группы людей. И как все неизвестное он приковывал свое внимание к себе. Здесь Ле Гофф попытался объяснить нам, его читателям, что собственно представляла собой средневековая цивилизация в X - XIV веках. Он описывает ее достаточно подробно, включая не только ее культурную (интеллектуальная и художественная культура), но и материальную сторону - экономику, технику, повседневную жизнь (ведь не ведя своей повседневной жизни, не работая, не питаясь и не обустраивая свой быт, он не смог бы развиваться культурно). При этом, историк не ставит одну сторону жизни средневекового человека выше или важнее ее другой стороны. В начале второй части Ле Гофф описал не «происхождение», а наследие, которое получает и отбирает цивилизация, у прежних обществ Европы при своем формировании - кельтско-германских, славянских, греко-римских, наследие иудео-христианской традиции. Начав свое исследование с рассмотрения пространственно-временных структур, которые образуют кадр любого общества и любой культуры, автор изучил как материальные аспекты пространства и времени, так и те представления, посредством которых мужчины и женщины средневековья воспринимали историческую реальность. Ведь эта реальность представляет собой единство материальных условий мира и воображения, в которых живут члены всякого общества: земля и небо, лес, поляна, сухопутные и морские дороги, множественность социальных времен, грезы о конце света и о потустороннем существовании, характерные для цивилизации средневекового Запада. Вместе с тем, Жак Ле Гофф старался показать внутренние связи между реальными социальными структурами, их функционированием, исключения из общества, с другой стороны, и схемами, при помощи которых люди той эпохи - преимущественно интеллектуалы, клирики - пытались осмыслить общество. Лучше всего автору удалось изобразить все аспекты средневековой цивилизации, демонстрируя ментальность, эмоциональность и установки поведения, которые отнюдь не являются поверхностными или излишними «украшениями» истории, ибо они и придавали ей всю красочность, оригинальность и глубину: символическое мышление, чувство неуверенности или вера в чудеса сказали бы нам большее о средних веках, чем изощренно построенные догмы. Вообще, более конкретно невозможно описать эту книгу, так как разнообразный материал в ней очень многогранен. Но хочется выделить особо некоторые моменты. Итак, с точки зрения Ле Гоффа неуверенность влияла на умы средневековых людей. Неуверенность в материальной обеспеченности, в духовном плане, в этой и будущей жизни, ведь церковь постоянно твердила о том, что из сотен тысяч человек спасутся лишь некоторые. Красота воспринималась как свет, который успокаивал и ободрял, являлся знаком благородства. Образцом в этом смысле являлся средневековый святой. Красота в сознании людей приравнивалась к богатству. Ребенку не уделялось особого места в обществе. Дети быстро становились взрослыми. На молодых людей обращали внимание как на полноправных членов общества только после того, как они женятся. Женщина тоже не играла большой роли в средневековом обществе. В ряду грехов стояли ложь, хитрость, новшества. Последнее в свою очередь тормозило развитие технического прогресса. Очень любили тех, кто совершал подвиги. Важную роль в восприятии мира играло осязание. Удовлетворив свою первейшую потребность - в пище, средневековые люди имели очень немного. Но, мало заботясь о благосостоянии, они всем готовы были пожертвовать, если только это было в их власти, ради видимости. Их единственной глубокой и бескорыстной радостью был праздник и игра, хотя у великих и сильных и праздник тоже являлся хвастовством и выставлением себя напоказ. Монография «Цивилизация средневекового Запада» является наиболее полным «обзором средневековья». При этом, она не представляет собой сухо изложенный материал, наоборот, для чтения книга очень легка и интересна. Изучив ее, можно понять, как все-таки формировалось то общество, из чего и почему. Читая «Цивилизацию средневекового Запада», я еще раз убедилась, что не надо судить другую эпоху, руководствуясь взглядами современности. Это, пожалуй, самое большое заблуждение цивилизованного человека, считать, что и тысячу лет назад человек был таким же как сейчас, только по-другому одетым». Пережив успех единожды, человек хочет его повторить. Научная работа уже не превращается в работу из-под палки. Здесь нельзя заставлять. Кроме того, приобретая навыки научно-исследовательской работы на конференциях, студент легче справляется с курсовой работой, а в будущем и с дипломным сочинением. Подобный подход соответствует общественной потребности в успешной, творческой, саморазвивающейся личности, способной не только реализовывать свои индивидуальные личностные запросы, но и эффективно решать проблемы общества. Это соответствует и целям педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава современного университета.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.