ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГРАЖЕНСКИЙ - ХУДОЖНИК-КАРИКАТУРИСТ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (1883-1920 ГГ.) Филиппова О.Н.

ГБУДО г. Москвы «Детской художественной школы» №9


Номер: 12-6
Год: 2016
Страницы: 108-110
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Дальневосточный художник, график, карикатурист, журналист, фельетонист, редактор, издатель В.В.Граженский родился в 1883 г. в Усолье Иркутской губернии в крестьянской семье. Василий Владимирович после окончания Иркутского промышленного училища работал в Хабаровской торгово-промышленной и почтово-телеграфной конторе. За участие во всеобщей забастовке 1905 года был уволен. Далее он поступил в местное агентство Амурского общества пароходства и торговли. Примкнул к партии социалистов-революционеров. С этого времени проявляется его литературное дарование. Он публикует в городских газетах юмористические произведения, фельетоны, сопровождая их карикатурами, шаржами. Не имея специального художественного образования, В.В.Граженский издает ряд альбомов с рисунками-карикатурами на местных чиновников под несколькими псевдонимами (так, например, В.Гирей, гольд Н.И.Ольгедза и др.). Вскоре он стал «одним из крупных карикатуристов» на Дальнем Востоке. В своих карикатурах он добивался выразительности, придавая особое значение цвету, композиции. В его работах заложены все линии развития дальневосточного экспрессионизма. Высоко оценены были его альбомы, среди них: «Каталог экспонатов, не попавших на выставку, и история Приамурья, составленная по первоисточникам профессором русской истории Редедей. С иллюстрациями художника-гольда Н.И.Ольгедза» - альбом карикатур, изданный в Москве в 1913 году во время Приамурской выставки, организованной в честь 300-летия Дома Романовых [1, 3]. В.В.Граженский первым из дальневосточных художников стал заниматься книжной графикой. Художник стремился занять свое место в обществе, активно включался в общественную работу. В октябре 1912 года его кандидатура была в числе претендентов в депутаты IV Государственной Думы, но победил А.Н.Русанов - учитель реального училища. В.В.Граженский был членом Хабаровского общественного собрания, старшиной биржевого комитета (1914 г.). Февральскую революцию В.В.Граженский встретил в должности помощника главного бухгалтера в Управлении работ по постройке восточной части Амурской железной дороги. В это время он был выдвинут в Комитет общественной безопасности Хабаровска, заменивший старую власть на местах, на должность секретаря. Затем он становится заместителем председателя секции по организации выборов в Учредительное собрание. Ему поручались агитационно-разъяснительная работа, изучение листовок, брошюр. Благодаря его деятельности в Хабаровске возрождается партия эсеров, которую вначале возглавлял А.Русанов, но после его назначения на должность комиссара Временного правительства по делам Дальнего Востока руководить ею стали В.В.Граженский и механик телеграфа В.П.Салита. В апреле 1917 года в Хабаровске стала выходить газета партии эсеров «Воля народа» [1, 3]. Ее редактором-издателем стал В.В.Граженский. Редакция газеты размещалась в одном из помещений дома Архипова (бывший Центральный универмаг). В июне 1917 года В.В.Граженский - правитель дел комиссариата Временного правительства. 6 августа 1917 года он избирается гласным, т.е. депутатом Хабаровской городской думы. В качестве делегата от партии эсеров он присутствует на 3-м съезде Советов Дальнего Востока, проходившем в декабре 1917 года в доме командующего войсками (ныне ОДОРА), где партия большевиков одержала верх и провозгласила советскую власть. Этим решением работа эсеров была прервана. После однодневного ареста В.В.Граженский вместе со своим начальником А.Русановым уехали в Благовещенск. В феврале 1918 года В.В.Граженский отправляется из Благовещенска в Томск в качестве делегата от партии эсеров в областную Сибирскую думу и уже в марте возвращается в Хабаровск, где 4 апреля по телеграмме Томского ревтрибунала его арестовывают и заключают в тюрьму. 19 мая он был освобожден на поруки с подпиской о невыезде. Сразу же становится одним из организаторов подпольной организации эсеров в Хабаровске, где под его руководством готовилось восстание против большевиков, проводились саботажи, всеми мерами тормозились распоряжения Дальсовнаркома. После отхода из города красных частей он был одним из организаторов охранной дружины по предотвращению мародерских погромов. 5 сентября 1918 года в город вошли части атамана Калмыкова. Квартира В.В.Граженского на Хабаровской улице стала боевым штабом эсеровской организации. В.В.Граженский вновь в президиуме городского самоуправления в качестве гласного и лидера левого крыла городской думы, принимает активное участие в восстановлении старого порядка. Занимаясь политикой, он не оставлял творческую деятельность. В 1918 году он был среди пяти молодых людей, создавших сообщество хабаровских художников «Зеленая кошка», просуществовавшее чуть более двух лет (1918-1920), но внесшее большой вклад в художественную жизнь Хабаровска, приобщение интеллигенции Дальнего Востока к новым течениям в авангардном искусстве. Политика входила в творчество членов «Зеленой кошки», как неотъемлемая часть [1, 3]. Об этой организации художников под столь экстравагантным названием почти ничего не известно до настоящего времени, только факт ее существования. В то время, как упоминания общества не редко встречаются в различных изданиях, посвященных русскому авангарду. История объединения «Зеленая кошка» теснейшим образом связана с проблемой возникновения футуризма на Дальнем Востоке России. Процесс его развития можно разделить на два этапа. Сначала он формировался независимо друг от друга почти параллельно в двух центрах - в Хабаровске («Зеленая кошка», 1918 - середина 1920) и во Владивостоке (ЛХО с театральной студией «Балаганчик», 1919 - середина 1920). Позднее с середины 1920 года эти два футуристических центра объединяются, и их творческая деятельность осуществляется совместно: сначала во Владивостоке (с филиалом в Харбине), а с 1921 года в Чите. Футуристы по-прежнему группируются вокруг ЛХО, но уже в обновленном и расширенном составе. Второй этап был периодом наивысшего расцвета футуризма на Дальнем Востоке. Художники издают журнал «Бирюч», «Творчество» (оба во Владивостоке) и «Окно» (Харбин) [7, 1]. При общности профессиональных интересов художники «Зеленой кошки» различались по масштабу дарования, степени общей и живописной культуры [7, 2]. В группе отчетливо выделялось инициативное ядро: в формировании идеологических и теоретических установок, в организации выставок значительная роль принадлежала двум художникам П.И.Львову и П.В.Любарскому, чуть позже, после приезда в Хабаровск, активно включился в работу объединения Ж.Плассе. Но были и такие, кто вошел в группу по причинам внешнего характера. Так, В.В.Граженский использовал художественную деятельность, как прикрытие своей нелегальной политической деятельности. Подобное положение по отношению к группе займет позже и Н.П.Наумов. Уже к концу 1900-х годов примитивизм в дальневосточном искусстве определился, как ведущая тенденция. И именно его можно считать одним из наиболее важных источников для формирования стилистики «Зеленой кошки» [7, 4]. Из примитивизма в авангардистскую эстетику Дальнего Востока перешли многие мотивы: интерес к искусству коренных народов, архаизирующие тенденции, обращение к истокам и первоэлементам живописного языка (линия, пятно, точка и т.д.); мифотворческие начало, актуализирующее социальную действенность искусства; установка на снижение эстетичности образа. С дальневосточным примитивизмом может быть связана и характерная для работ дальневосточного футуризма у некоторых художников (П.В.Любарский, Н.П.Наумов, В.В.Граженский) система открытого письма, где большое значение приобретает сам жест художника, запечатленный в структуре живописной поверхности картины или линии графического листа. Каждый из художников имел свой путь к примитивистской форме. Кроме того, дальневосточный футуризм в стилистике произведений художников обнаруживает существенную связь с экспрессионизмом. Каждый элемент живописной или графической работы (цвет и сама красочная материя картины, линия и экспрессивный жест ее начертания) воссоздает неустойчивую подвижную среду, подобную зыбким психическим вибрациям Это происходит оттого, что художник не опирается на предшествующую традицию и формальный язык произведений в этом случае более свободный, ибо он найден в процессе творческого роста, а не заимствован у предшествующего искусства (эта тенденция дальневосточного искусства идет от романтического реализма). Через стилистические закономерности модерна, который был чаще всего пластическим выражением символизма, художники «Зеленой кошки» открывают реальность в ее самоценности, и одновременно эстетизируют ее, преображают и деформируют, что приводит их к экспрессионизму. Впервые тенденции этого направления проявились в сатирических карикатурах В.В.Граженского. Причем в своих карикатурах художник заложил сразу все линии развития тенденции дальневосточного экспрессионизма - создал острую сатиру; придал цвету определенную символическую и выразительную силу, которой раньше не было; и наметил связи между символизмом и экспрессионизмом. Уже литографии «Каталога экспонатов», с их форсированной, иногда даже грубоватой выразительностью, с неожиданными ракурсами и эффектными композиционными построениями, были некоей дальневосточной разновидностью экспрессионизма [7, 5]. И их можно рассматривать, как своего рода манифест, созданный под влиянием графических стилизаций модерна и новой концепции формы (но не цвета), и как факт появления экспрессионизма на Дальнем Востоке, возникшего поначалу вне связи с европейской традицией. Главное в творчестве В.В.Граженского заключается в отношении художника к предмету. Именно на уровне отношения происходит эволюция художника от «Истории Приамурья» (1913) до «Дружеских шаржей» (1917). На разных сторонах этой эволюции располагаются чувства протеста и едкая ирония. Для реализации первого В.В.Граженский использует демонстративность («Каталог экспонатов»), для воплощения второго - концентрацию эмоции и выразительность, композиционную и графическую сосредоточенность [7, 5]. Выразительность литографий В.В.Граженского, одним из первых, покинувших объединение «Зеленая кошка», существенно повлияла на творчество молодых художников П.В.Любарского и Н.П.Наумова. Именно отсюда и берет начало больший интерес молодых художников к рисунку и композиции, чем к мазку, и возрождение интереса к гравюре. Таким образом, В.В.Граженский являл собою редкий тогда образец политически пристрастного, идейно ориентированного художника. Свое дарование мастера карикатуры он рассматривал, как средство политической борьбы. Не получив специального образования, В.В.Граженский, однако, в области политической графики, карикатуры, шаржа достиг вполне профессионального уровня мастерства и занял в период с 1907 по 1917 гг. на Дальнем Востоке место «одного из крупных карикатуристов», как оценила его в 1931 году Сибирская энциклопедия [5, 78].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.