ВИДЕОРОЛИК «MEREANA MORDEGARD GLESGORV» И ПРОИЗВОДИМЫЙ ИМ ЭФФЕКТ НА СОЗНАНИЕ Любарец А.В.

Дальневосточный федеральный университет


Номер: 2-1
Год: 2016
Страницы: 89-91
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Мем, фантазм, масс-медиа, медиа-вирус, манипуляция сознанием, феноменология сознания, Meme, phantasm, mass media, media virus, manipulation of consciousness, phenomenology of consciousness

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Данная статья посвящена анализу созданного прецедента в общественном сознании после публикации в интернете видеоролика «Mereana Mordegard Glesgorv». Автор рассматривает последующее развитие дискурса в обществе построенного на психологических манипуляциях и феноменологии сознания.

Текст научной статьи

В свое время видеоролик - смерти или «Mereana Mordegard Glesgorv» вызвал огромный резонанс, и ужас у значительной части посетителей интернета. Предыстория этого события такова в интернете стали распространятся слухи, что некий неизвестный выложил видеоролик в сеть после просмотра, которого кто - то вырывал себе глаза, кто сходил с ума, кто вообще кончал жизнь самоубийством. В сети появились сайты, подробно описывающие перенесенные ужасы смотрящими это «ужасное» видео смерти. Сам видеоролик по слухам безбоязненно для своего здоровья можно было смотреть всего 22 секунды, дальше уже начинался опасный отсчет, и как утверждалось, видео - смерть могло нанести непоправимый ущерб здоровью тому, кто решался посмотреть данное видео до конца. Впоследствии выяснилось, что данное видео по одним слухам было состряпано неким Байроном Кортесом по другим его друзьями якобы просто ради смеха, что само по себе сомнительно, судя по размаху освещения данного события в сети. Дуглас Рашкофф в книге «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» резюмирует примерно по этому поводу, что масс-медиа напрямую заинтересованы снижению интеллектуального уровня среди населения, и можно сказать целенаправленно “взрастила поколение «видиотов»”. [3,8] Далее, на сайтах повально началось разоблачение данного видеоролика- убийцы с полным обстоятельным объяснением, как наивных зрителей смогли запугать до «обморока» состряпанным на скорую руку «ужасным» интернет мемом «Mereana Mordegard Glesgorv». [5] Интересно следующее, что данный прецедент начал развиваться уже в другой плоскости оторвавшись от мистики вектор развития полемики, переместился в научную плоскость, и видео в обсуждениях стало вирусным, да к тому, же еще и мемом. То есть на лицо виден факт развития «ужасного» прецедента от мистификации (бытового уровня) до научного уровня. В нашем случае это событие если и имеет хоть какое-то отношение к науке, то только к феноменологии сознания но не в коем образе к сомнительной теории мемов. Теория мемов, придуманная в свое время Ричардом Докинзом, держится на плаву до тех пор, пока вы в нее верите. Докинз свою теорию так и не доказал чем то внятным, но зато напустил в тот же самый интернет изрядную долю пафоса и спекулятивного тумана. Один из сторонников его меметической теории Ричард Броуди догматизирует, что существуют психические вирусы, которые “внедряют в наше сознание мемы”, которые Докинз в свое время по собственному произволу отнес к подобию человеческих генов только в человеческом сознании. [1,260] Правильнее всего будет сказать, что теория мемов выживает за счет только феноменологии сознания так как мем - это “психологический эффект основанный на психологической манипуляции над сознанием человека”, а сам мем скорее можно рассматривать как фантазм по Э. Гуссерлю. [4,276] Случай с созданием «Mereana Mordegard Glesgorv» и всеми последующими событиями, словно специально создан по мотивам труда Э. Гуссерля «Логические исследования». Вполне возможно, что создатели «Mereana Mordegard Glesgorv» посчитали, что эффект от просмотра видео будут рассматривать как мем и о феноменологии сознания Э. Гуссерля никто и не вспомнит. Смертельный видеоролик создавался из фотографии Байрона Кортеса, на которую был наложен красный фон, и рамка видео постоянно дергалась далее, неприятная музыка, наложенная на видео, довершало эту композицию. У реципиента посмотревшего видео «Mereana Mordegard Glesgorv», да еще почитавшего об этом видео на первых порах публикации отзывы в интернете естественно сдавали нервы при просмотре. Но вернемся к «Логическим исследованиям» Э. Гуссерля, где он приводит такой факт, что любой фотографический образ как в нашем случае фотографии Байрона Кортеса сознание вроде как “«репрезентует» вещь и одновременно вызывает ее в памяти”, однако при этом образ фотографии может быть искаженным, отмечает Э. Гуссерль. [2,457] В отношении образа данной фотографии сознание формирует “многообразные суждения”. [2,457] По Э. Гуссерлю сознание реципиента смотрящего «Mereana Mordegard Glesgorv», воспринимает видео и, “анализируя реальность, по «умолчанию» нагружает в сознании ее фантазией, то есть своей собственной произвольной интерпретацией пережитых человеком событий”.[4,273] Возникший ажиотаж вокруг видео понятен сначала общество было подготовлено различными фильмами ужасов, ну а уже воображение каждого в отдельности довершало всю основную задачу, так как каждый в принципе смотрел пару, другую подобных фильмов в жанре хоррор. Ко всему прочему данный прецедент обрел статус мема (спорного) концепта, который так же основан на психологических манипуляциях над сознанием человека. Вся хронология появления, так называемого видео-смерти, от своей публикации в сети и нагнетания страха до разоблачения и последующего объяснения среди пользователей является в своей сути наглядной моделью по технике психологических манипуляций основанных на феноменологии сознания. Таким образом, в нашем случае видеоролик - смерти «Mereana Mordegard Glesgorv» и произведенный им на сознание эффект уместно будет скорее всего отнести не к спорной концепции, так называемого мема, а к свойству человеческого сознания, которое Э. Гуссерль “характеризует как фантазм”. [4,273] Как уже было выше сказано, появление, так называемого видео-смерти затрагивало силу воображения и воздействовало на психику человека, вызывая аффект, в психике и поведении в зависимости от силы оказываемого воздействия.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.