ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ СОВРЕМЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗе Травина Л.А.

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет


Номер: 2-1
Год: 2016
Страницы: 93-95
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Философия, функции философии, мировоззрение, компетенции, самоактуализация, социализация, межкультурные коммуникации, Philosophy, function of philosophy, world view, competence, socialization, intercultural communication

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье рассматривается проблема необходимости наличия в учебных программах современных технических ВУЗов такой дисциплины, как философия. Автором освещается специфика объекта и предмета философского знания, акцентируется внимание на основных функциях данной дисциплины, подчеркивается первостепенное значение философии в ряду других гуманитарных дисциплин, особое внимание уделяется мировоззренческой и познавательной функциям философии как учебной дисциплины.

Текст научной статьи

На сегодняшний момент в среде обывателей бытует мнение, что философия, (как впрочем, и другие гуманитарные дисциплины), вовсе не нужны студентам технических вузов. Что, якобы, они отвлекают учащихся от углубленного освоения других более необходимых для их будущей профессии дисциплин. Однако, утверждающие оное, забывают, что настоящий профессионал - это не только ремесленник, хорошо знающий свое дело, но и в первую очередь - индивидуальность и творческая личность со своей мировоззренческой позицией, способностью творчески подходить к поставленным задачам, системно мыслить, видеть поставленную проблему целостно. Бесспорно, этому может научить только комплекс гуманитарных дисциплин, и отдельно философия. «Философия есть активатор мудрости, развитая культура способности мыслить, высокое напряжение духа. Философия - это алетейя, то есть истина, раскрытие, исследование, обнажение. Философия не просто мировоззрение, это мировоззрение, претендующее на научный статус. Философия зарождается, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.»[2] Первоначально термин философия употреблялось в более широком значении. Так, например, еще Т. Гоббс, подчеркивая гносеологическую функцию философии, определял эту науку как: «познание, достигаемое посредством правильного рассуждения и объясняющее действия или явления из известных нам причин или производящих оснований, и, наоборот, возможные производящие основания - из известных нам действий» [1, с. 50]. В современных же условиях духовного нигилизма, аномии - промежуточного этапа между исчезновением прежних ценностей и приоритетов и складыванием новой аксиологической шкалы, этапом, как раз характерным для современного российского общества, философия как мировоззрение, наука и обязательная в ВУЗе учебная дисциплина, является, своего рода, спасательным кругом для всего российского общества и будущего страны. Тем не менее, в современном обществе существует ряд объективных причин, во многом способствующих падению интереса к философии как науке и форме мировоззрения. Во-первых, - это само наследие советского периода нашего государства, когда бытовало отношение к философии как, в первую очередь, к дисциплине, обслуживающей официальную марксистско-ленинскую идеологию, когда философия, как наука и мировоззрение рассматривалась в непозволительной степени однобоко и плоскостно. Во-вторых, - американизация российского общества в 1990-х годах и проникновение с Запада идей американского прагматизма, для которого вопросы этики и морали второстепенны, а проблема человека и общества решаются в высшей степени утилитарно. В-третьих - развитие постиндустриального общества - общества потребления, с его попыткой заглушить жаждой приумножения материальных и социальных благ, живой интерес каждого здравомыслящего человека к сугубо философским, мировоззренческим вопросам: Кто я? Для чего я? Есть ли смысл моего существования? В-четвертых,- резкая смена ценностной, аксиологической шкалы, изменение приоритетов, понимание собственного предназначения как достижения успеха, который трактуется исключительно утилитарно, (как простое зарабатывание денег и грамотная их трата), когда социальный статус для самого человека выше, чем его личный статус, когда желание заработать выше желания оставаться самим собой и быть верным своим принципам. Неудивительно, что такая постановка вопроса пагубно влияет на общекультурные тенденции российского общества. На фоне гуманистического нигилизма, в российском обществе за последние 20 лет развился ряд тенденции пагубно влияющих на общекультурную, социально-политическую обстановку в стране: 1. Межэтнические конфликты (как локального, так и мирового масштаба), 2. Формирование общества потребления, всеобщая тенденция уйти от решения проблем связанных с вопросами нравственности, морали. В современных условиях непростого развития межкультурных коммуникаций, до предела обострившегося конфликта европейских стран и мусульманского мира, предмет философии в техническом ВУЗе должен в первую очередь носить мировоззренческую направленность, нежели познавательную. Главной задачей философии как учебной дисциплины, в учебном графике которой выделено в среднем 36 лекционных часов (т.е. всего 18 занятий), должно стать формирование правильного отношения к вечным человеческим ценностям, ознакомление студентов с основными принципами межкультурных коммуникаций, главной особенностью которых всегда было уважительное отношение к чужой культуре и бережное к своей собственной. В плотную подходя к проблеме межэтнических конфликтов и их профилактики, стоит заметить, что, например, одной из самых распространенных причин вербовки в ряды ИГИЛ является незнание молодыми людьми элементарных азов мусульманской культуры и недооценка той культуры, к какой они сами себя относят. Это не удивительно, ведь мы живем в эпоху глобальных не только политических и экономических, но и культурных перемен, когда прежние ориентиры в недавнем прошлом были уничтожены, а новые еще на пути своего формирования. В таких условиях, человек находиться в состоянии мировоззренческого вакуума, когда собственных четких убеждений еще нет, но извне предлагается огромной множество мировоззренческих альтернатив, разобраться в которых подчас очень сложно, особенно без наличия базисного багажа знаний. Соответственно, по причине того, что более никакая дисциплина по определению не может взять на себя такую функцию, установкой правильных мировоззренческих ориентиров должна в ВУЗе заниматься философия. Тот факт, что ИГИЛ вербует, в первую очередь через интернет-сети, а процесс этот исключительно сложный, трудоемкий и длительный, делает практически невозможным слежение за всем процессом вербовки и выявления как вербовщика, так и вербуемого. Поэтому, совершенно необходимо, чтобы потенциальная жертва изначально была защищена наличием достоверных знаний, имела собственные убеждения и собственную объективную позицию, относительно проблемы отношений Европы и Востока. Для устранения перечисленных выше недочетов, необходимо произвести некоторые коррективы в учебном процессе, а именно: 1. На лекции, посвященной существующим формам мировоззрения, акцентировать внимание на истинных основах мировоззренческих парадигм монотеистических религий, особенно христианства и ислама, разъяснить не только базовые понятия ислама и христианства, но и провести параллель с неоднозначной политической ситуацией современности, осветить сами механизмы вербовки и рассмотреть основные меры по предотвращению этого процесса. Объяснить природу возникновения ИГИЛ и его истинные цели. 2. Предмет философии в современном техническом ВУЗе должен иметь, в первую очередь, возможно, даже не познавательную, а мировоззренческую функцию, а значит, каждая лекция должна давать морально-нравственные установки, формировать не только знания и умения, но и ценности, тем самым способствуя становлению убеждений, оценок, взглядов. Философия как учебная дисциплина должна способствовать складыванию общемировоззренческой позиции студента, - не только будущего специалиста, профессионала в своей области, но и гражданина, индивидуальности, личности, цели и ценности которого неразрывно связаны с целями и ценностями всего общества. «Развитие философии осуществляется благодаря многократному повторению познавательного цикла: от критического анализа универсалий культуры своего времени, к постановке и решению теоретических проблем и выработке новых идей и смыслов философских категорий, к последующей трансформации этих идей и смыслов в базисные ценности культуры (часто уже иной исторической эпохи» [3, с. 197].

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.