РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГУМАНИТАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ Чернякова Н.С.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


Номер: 2-1
Год: 2016
Страницы: 95-97
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

гуманитарное исследование, идеальное, знание, текст, интерпретация, humanitarian studies, ideality, knowledge, text, interpretation

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются методологические основы развития навыков гуманитарного исследования в процессе подготовки магистров. Особое внимание уделено специфике изучения идеальных объектов гуманитарного исследования.

Текст научной статьи

Формальное воспроизведение атрибутов научных текстов без достаточно ясного понимания сути исследовательской деятельности приобрело сегодня столь широкое распространение, что многие выпускники гуманитарных вузов и магистранты вполне искренне убеждены в том, что научная статья или диссертация - это всего лишь компиляция, оформленная в соответствии с теми или иными требованиями. Поскольку деятельность преподавателей и научных руководителей не является эффективным препятствием на пути внедрения этого пагубного заблуждения в сознание студентов, очевидно, что в процессе научно-исследовательской подготовки выпускников вузов и магистрантов существуют методические проблемы. Как правило, эти проблемы порождены недостаточным (с точки зрения реального уровня подготовки студентов) вниманием к разъяснению сущности научно-исследовательской деятельности и различия между процессом научного исследования и формой представления полученных результатов. Никогда не станет излишним повторение того, что, в отличие от художественных или обыденных текстов, тексты, содержащие результаты познания, обладают фундаментальной общностью: претензией на сообщение нового знания. Только длительный процесс существования текстов в рамках той или иной исследовательской традиции может подтвердить или опровергнуть существование в них нового знания. Однако, в конечном счете, все элементы структуры исследовательского текста подчинены одной цели: обоснованию решения сформулированной проблемы. Основополагающая компетенция гуманитария - умение анализировать содержание текстов. Реальное состояние «компьютеризированного» сознания сегодня таково, что даже студентам магистратуры приходится напоминать, что умение излагать чужой текст «своими словами» - это тот базис, на котором развиваются аналитические способности гуманитариев. Замена одной языковой формы на другую является простейшим способом проверки понимания идеального содержания текста. Однако понимание содержания текста - это лишь первый шаг на пути его анализа в качестве источника естественнонаучной или гуманитарной информации. Анализ научного текста должен выявить: • Какую проблему сформулировал автор текста? • Каким образом автор обосновывает значимость решения данной проблемы для дальнейшего развития познания? • На какие исследования автор опирается? • Какие источники эмпирических данных он использует? • Какие идеи и почему подвергает критике? • В чем состоит суть предлагаемого автором решения проблемы? • Какие аргументы приводятся в защиту данного решения? • Какие идеи лежат в основе рассуждений автора? • Какими принципами он руководствуется, что считает «само собой разумеющимся» и т.д.? Опыт свидетельствует о том, что подобный анализ хотя бы нескольких научных работ в период практики позволяет студентам магистратуры осознать содержание стоящих перед ними задач и приступить к самостоятельной исследовательской деятельности. Специфика нового знания, содержащегося в магистерской диссертации, состоит в том, что это знание должно быть получено в результате поиска способов применения уже имеющегося знания к решению практических задач: экономических, политических, организационных, воспитательных, учебных и т.п. Однако знание остается знанием, каких бы аспектов социокультурной деятельности оно ни касалось. А это значит, что магистрант должен владеть средствами и методами добывания знания. Создание такого сложного продукта культуры, как знание, требует от человека не только мотивации, но и вполне определенных способностей. В какой мере эти способности являются врожденными, а в какой - приобретенными, - определяется множеством факторов культурно-исторического и индивидуального развития личности. Бесспорно, однако, то, что исследовательская деятельность, как и любая другая, предполагает наличие объектов и предметов, средств и методов, без знания и владения которыми осуществление этой деятельности невозможно. Для понимания специфики предметов гуманитарного познания необходимо исходить из того, что все социальные объекты являются единством материального, существующего в природном мире, чувственно воспринимаемого, и идеального, существующего в духовном мире субъекта культуры, чувственно не воспринимаемого. Особенность гуманитарного познания состоит в том, что оно направлено на исследование идеальной стороны социальных объектов, а именно: целей, смыслов, ценностей, верований и иных идеальных образований, входящих в структуру культуры как способа жизнедеятельности, характеризующего человека как социальное существо. Идеальность объектов гуманитарного исследования обусловливает невозможность применения при исследовании этих объектов методов естественных наук. Идеальные объекты нельзя наблюдать, их невозможно исследовать экспериментальными методами. В качестве средств гуманитарного исследования выступают не научные приборы или установки, а материальные носители идеального содержания, т.е. любые продукты культуры (в том числе и научные приборы), рассматриваемые как воплощения целей, смыслов, ценностных ориентаций и иных идеальных образований, характеризующих духовный мир того или иного субъекта культуры. Поскольку гуманитарное исследование всегда направлено на выявление того, что не дано в непосредственном чувственном восприятии, это исследование всегда носит теоретический и, следовательно, - гипотетический характер. Гипотеза является формой теоретического знания, на основе которой осуществляется научно-экспериментальная - эмпирическая - деятельность. В отличие от эмпирического исследования, в процессе которого происходит непосредственный чувственно-предметный контакт с изучаемым объектом, теоретическое исследование оперирует абстрактными объектами, с помощью которых осуществляется мысленное моделирование реальности, всегда носящее гипотетический характер. Поскольку все эмпирические данные, используемые в гуманитарном исследовании, относятся к материальным носителям, но не к идеальному содержанию социокультурных объектов, эти данные не могут служить подтверждением или опровержением предполагаемых смыслов или мотивов деятельности людей. Эмпирическая интерпретация гуманитарной теории требует столь же сложных теоретических построений, как и исходная теоретическая модель. Требование различать факты и интерпретации, являющееся одним из краеугольных камней научной методологии, приобретает в гуманитарном познании особый смысл. Дело в том, что в гуманитарном исследовании интерпретация выступает основным методом познания идеального содержания социокультурных феноменов, материальная сторона бытия которых изучается методами эмпирического исследования в таких науках, как археология, этнография, социология, статистика, лингвистика и т.п. Гуманитарное исследование не может претендовать на открытие новых фактов, но может по-новому интерпретировать те факты, которые добываются в социальных науках. Несмотря на то, что языковые тексты остаются важнейшим средством выявления духовного содержания социокультурных феноменов, которые изучает гуманитарий, следует помнить, что одной из основных задач любого гуманитарного исследования является поиск иных материальных воплощений духовного содержания, доступных для изучения и информативных с точки зрения цели того или иного исследования. В одних случаях это могут быть привычные формы поведения (нравы), ритуалы или праздники, в других - произведения искусства или экономическая статистика. Сложность изучения объектов гуманитарного исследования состоит в том, что, с одной стороны, необходимо изучить те произведения духовного производства: научные сочинения, философские и богословские трактаты, произведения художественной литературы, фольклор, политические программы и т.п., - в которых различные субъекты культуры прямо говорят о присущих им ценностных ориентациях, целях, идеалах, убеждениях и проч., иными словами - о том, что именно они считают истинным, добрым и прекрасным, в чем видят идеальное воплощение ценностей, к чему стремятся, во что верят, на что надеются и т.д. С другой стороны, необходимо найти эмпирический материал, свидетельствующий о степени воплощения словесно выраженных представлений в реальных делах, поступках, обычаях, нормах, господствующих нравах. Сведения о политических событиях, экономические сводки, данные статистики и социологических опросов становятся не только весьма полезным, но и необходимым дополнением философских и литературных текстов как источников информации, позволяющей понять, совпадают ли слова и дела изучаемого субъекта культуры, и поставить целый ряд существенных для гуманитарного исследования вопросов: можно ли доверять словам данного субъекта культуры; чем обусловлено расхождение между словами и делами; в какой мере это расхождение связано с объективными факторами и т.п. Так, изучение того, как именно тот или иной субъект культуры добывает средства к существованию и какое место в своей жизни отводит удовлетворению материальных потребностей, может рассказать о духовной культуре этого субъекта ничуть не меньше, нежели изучение того, что говорит или пишет данный субъект по поводу смысла жизни и ценностей культуры. Наконец, необходимо помнить, что одни и те же материальные и духовные продукты несут в себе различное социокультурного содержание. Так, любое произведение искусства может рассматриваться: 1) как идеальный продукт духовного производства определенной эпохи или культуры, зафиксированный на материальных носителях; 2) как идеальный продукт художественной деятельности конкретного человека (писателя, художника, композитора и т.д.), в котором воплощены особенности культуры самого творца данного произведения; 3) как условие и средство формирования новых субъектов культуры; 4) как элемент духовной культуры отдельных субъектов, которые превратили процесс чтения, созерцания, прослушивания, изучения, понимания, осмысления данного произведения искусства в источник собственного смыслотворчества, вдохновения и эстетического наслаждения. Выбирая тот или иной ракурс рассмотрения социокультурного объекта в качестве предмета своего диссертационного исследования, магистрант должен помнить, что предмет исследования - это форма данности определенной проблемы как запроса о недостающем знании и что гуманитарное знание всегда связано с идеальной стороной социокультурных феноменов.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.