КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩЕГОСЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ «Я-КОНЦЕПЦИИ» Заречная Л.П.,Тумасьян К.А.

Кубанский государственный университет


Номер: 2-2
Год: 2016
Страницы: 37-40
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

социализация, проектный метод обучения, компьютерная графика, инженерное проектирование, проектная культура, проектно-творческая деятельность, методы построения разверток деталей одежды, Я-концепция, socialization, Project teaching method, computer graphics, engineering design, design Culture, design and creative activities, methods of construction sweeps parts of clothing, Self-concept

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена актуальным проблемам формирования, в рамках ФГОС, учащегося как субъекта проектной культуры и активной социальной творческой личности нового типа. Решение данных проблем лежит в плоскости мотивированного овладения школьниками компьютерной графикой в процессе обучения методам проектирования одежды.

Текст научной статьи

В эпоху информатизации и компьютеризации различных сфер жизнедеятельности человека, модернизации систем общего и высшего образования повышаются требования к профессиональным компетенциям работника в цивилизационном пространстве 21 века. По своему характеру и содержанию данные компетенции должны отвечать новому типу культуры современного общества - технологическому. В основе технологической культуры лежит преобразующая деятельность человека. Она получила название проектной культуры или культуры Большого Дизайна, в соответствии с которой должен выстраиваться современный путь компетентностно ориентированного образования - проектный [1] . Пути решения данной проблемы в сфере проектного образования лежат в плоскости оптимизации и активизации освоения подрастающими поколениями компьютерной техники и связанной с ней современной информационной технологии. В данном контексте важнейшие факторы активизации и модернизации технологического образования состоят в поставке перед современной педагогической наукой актуальных задач воспитания и подготовки подрастающих поколений, способных, не теряя свей индивидуальности, к развитию себя, как «Я-творческое» и активному включению в качественно новый этап социального саморазвития, связанный с глобальной информатизацией различных сфер труда. Актуальность такого подхода обусловлена недостаточной разработанностью концептуальной и научно-теоретической базы, дидактическими основ и методик целевого использования ИКТ и современных образовательных технологий для указанной социализации личности учащегося общеобразовательного учреждения средствами субъективации ценностей труда, в том числе проектного, с устойчивой социально-творческой позицией «Я-концепция». На фоне интенсивных процессов поливекторного дидактического динамизма информационных образовательных технологий (ИОТ) в индустрии швейного производства и швейного сервиса, а также в подготовке инженеров к профессиональной деятельности в данной индустрии представляется социально значимой технология формирования у учащихся проектной культуры и социально-творческой «Я-концепции». Она реализуется в условиях творческого симультанного социально-педагогического партнёрства учителя и учащегося средствами их личной заинтересованности в получении и преобразовании необходимого массива компьютерной информации для развития у школьника углублённого представления о проектировании, в том числе инженерном проектировании, развёрток деталей одежды. Многогранный процесс проектирования одежды с использованием компьютерной графики требует от исполнителя в его проектной деятельности активизации интегрального мышления многофакторной направленности (социологического, эргономического, образного, пространственного, логического, конструкторского, технологического и технического) [2] . Схватывая объект проектирования в целом, оно создает многозначный социальный контекст из отдельных элементов информации о функциях, форме, структуре, конструкции, объекта проектирования в нескольких смысловых плоскостях, что является обязательным для выполнения последовательных графических процедур с помощью компьютера. Успешность формирования с помощью компьютерной графики конструкторского замысла во многом зависит от функционирования в конструировании образного компонента, что обеспечивает творческое воплощение в графических решениях развёртки деталей одежды возможность оперирования их пространственными связями и отношениями в зависимости от модельных преобразований [3]. С его помощью учащиеся видят не только взаимное расположение объектов в разных плоскостях, но и динамику их взаимосвязи в конструкции. В указанных изысканиях реализуется мотивационный компонент проектной деятельности, развитие у учащихся исследовательского интереса к объектам проектирования и поисковой активности. Социально значимым аспектом этого процесса является реализация диалектической связи конвергентного и дивергентного компонентов квазиинженерного стиля интегрального мышления школьников. Используя компьютерную графику, учащиеся изыскивают достаточно точные и удобные методы построения развёртки деталей. Развертка поверхности детали - это геометрическая фигура, полученная на плоскости. Для того чтобы развернуть любую объемную поверхность на плоскости, необходимо знать форму поверхности и исходные условия развертывания. К условиям развертывания относятся: а) определение исходных линий развертывания на каждой детали; б) принципиальная схема членения; в) тип членения. Для получения разверток деталей одежды с помощью компьютерной графики целесообразно, в соответствии с принятыми в педагогической науке принципами дидактики: научности, доступности и посильности, системно усложняющегося изложения учебной информации, целесообразно обучать школьников: а) расчётно-аналитическим методам конструирования одежды, пришедшим в 18 веке на смену муляжному методу; б) методам инженерного проектирования. Расчётно-аналитические методы конструирования одежды, базируются на дискретных измерениях фигур типового телосложения, припусках, данных о типовом членении деталей и способе их формообразования. Основными элементами компьютерной графии при данном методе конструировании одежды являются: 1) нанесение базисной сетки горизонтальных и вертикальных конструктивных линий, определяющих габариты разверток деталей и изделия в целом; 2) определение положения конструктивных точек чертежа засечками дуг; 3) построение лекальных кривых; 4) компьютерная радиусография, применяемая для оформления горловины спинки, проймы спинки и полочки; 5) построение кривых второго порядка с помощью проективных дискриминантов. Элементам инженерного проектирования, основанным на прямых измерениях оболочки развертываемой поверхности образца-эталона одежды (триангуляции, геодезических линий, секущих плоскостей) целесообразно обучать старшеклассников. Оно применяется в виду того, что поверхность фигуры человека, манекена, а также одежды представляет собой не геометрическую поверхность, и применительно к проектированию одежды может быть развернута лишь с некоторым приближением. Форму деталей одежды из плоского материала получают либо путем конструктивного членения ее на части с применением таких элементов, как швы, вытачки, складки, либо способом принудительного изменения геометрических размеров детали кроя на отдельных участках, используя растягивание или или сутюживание, как по основе и утку, так и в косом направлении. Обучение отдельным методам инженерного проектирования с использованием компьютерной графики содержит значительный потенциал развития проектно-дизайнерской, конструкторско-графической, математической, компьютерной культуры. Перечисленные выше инженерные методы проектирования одежды с использованием компьютерной графики основываются, в основном, на прямом измерении жестко заданной поверхности аппроксимированной фигуры. Среди них наиболее посильным и доступным для учащихся методом построения развёрток деталей одежды с помощью компьютерной графики является метод триангуляции (рис. 1): Рис.1. Триангуляционный метод построения развёрток деталей одежды с помощью компьютерной графики Компьютерная графия в построении развертки методом триангуляции состоит в условном делении условной поверхности объемного тела с заданной антропометрической базой данных на различные треугольники, вершины которых необходимо располагать в одной плоскости. На заданной поверхности намечают контуры участка, подлежащего развертыванию (детали). Далее выделенный участок пересекают рядом горизонтальных и вертикальных плоскостей и наносят на макет следы их сечений, принимая стороны полученных четырехугольников за прямые линии [4]. Приближенную развертку каждого из них можно образовать из двух треугольников, полученных проведением диагоналей. Величину сторон полученных треугольников измеряют и переносят на плоскость методом графического пристраивания. Исходя из выше изложенного, главной задачей методологии использования компьютерной графики, как средства формирования у учащегося проектной культуры и социально-творческой «Я-концепции», является её направленность на подготовку учащегося к включению в социум как активного, творческого, конкурентно способного, социально и профессионально мобильного работника, владеющего способностями к синтетическому использованию интеграции знаний информационных и предметных технологий с естественнонаучными знаниями.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.