СПЕЦИФИКА КУРСА РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ДЛЯ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «ПРАВОСЛАВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА» Рупова Р.М.

Российский государственный социальный университет


Номер: 2-4
Год: 2016
Страницы: 17-19
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

религиозная философия, православная журналистики, педагогика высшей школы, religious philosophy, orthodox journalism, pedagogy of higher education

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания дисциплины «Религиозная философия» студентам направления подготовки «Православная журналистика». Автор описывает и анализирует собственный опыт преподавания данной дисциплины.

Текст научной статьи

Чтобы уяснить, в чем состоит специфика этого курса, следует пройти путём целого ряда конкретизаций: 1. Выяснить специфику самой философии в ряду дисциплин гуманитарного цикла; 2. Выяснить специфику религиозной философии в более общем пространстве философии; 3. Выяснить, в чем специфика православной журналистики по отношению к журналистике как таковой; 4. Определить, что может дать религиозная философия профессионалам в сфере православной журналистики 1. Специфика философии в ряду дисциплин гуманитарного цикла Царица наук, любомудрие, позволяет нам в видимом хаосе событий, в пестроте фактов и фактиков увидеть нечто, что даёт смысл происходящему, некие фундаментальные законы, лежащие в основе бытия. Она предлагает нам ответы на принципиальные вопросы о возможности для человека познания реальности, об адекватности этого познания самой реальности. Философия вводит нас и в сферу этики, показывая ценностную структуру мироздания. Такие её разделы, как социальная философия, философия культуры, философия истории, философия науки позволяют нам в философском ракурсе увидеть человеческое общество, понять символы и коды культуры, подобрать ключи к историческому процессу, открывает двери в науку. Философия вооружает нас умением строго и логически мыслить, аргументировать свои утверждения, предлагает нам методы научного познания. Наконец, философская антропология глубоко ставит вопрос о самом познающем и действующем субъекте. Полифония философских систем, школ, подходов, языков, требующая отдельной рефлексии, приводится в порядок с помощью истории философии, которая увязывает динамику философского процесса со сменой культурных эпох в истории цивилизации. Человеку, дерзающему говорить перед аудиторией - а у журналистов эта аудитория может в сотни раз превосходить студенческую, - следует серьёзно поработать над собой в плане своего философского просвещения. Выступать перед людьми с установкой «они невежественны, всё проглотят» - значит, заранее обрекать себя на провал. Человек, выходящий на общественную трибуну, становится «прозрачным» для публики, все его установки легко считываются ею. 2. Специфика религиозной философии Религиозная философия - логически следующий шаг. Она не просто ставит фундаментальные вопросы, но уже предлагает свои ответы. Она показывает очевидность того, что найденные философским рационализмом глобальные законы не могут возникнуть сами собой - у них есть Автор - Бог. Тем самым религиозная философия вводит вертикаль, соединяет наш земной ум с Небом. В курсе религиозной философии предлагается возможность в ракурсе религиозного взгляда на мир переосмыслить все те сокровища, которые добыты в рудниках человеческой мысли философией. Но строгость самой философии показывает, что не существует религиозной философии как таковой, также как не существует теологии как таковой. Различные религиозные системы порождали свои модели мира, свой философский и научный ракурс, свои культурные коды. К примеру, философия образа могла возникнуть только в новозаветное время в христианской традиции после отмены запрета на изображения, существующего в Ветхом Завете. Западноевропейская схоластика оказала существенное влияние на развитие рационализма Нового Времени и т.п. Поэтому, чтобы знакомство с различными религиозно-философскими системами не стало складом фактов, необходима система координат, в которой отдельные проявления религиозно-философской мысли человечества выстроятся в некую систему. Такой системой координат может быть Православие как духовная традиция, задающая тот контекст, вне которого, как утверждает герменевтика, невозможно интерпретировать никакие факты, в том числе и научные. Таким образом, религиозная философия формирует мировоззренческий фундамент, позволяющий «взвешивать» всё на весах Православия. Разумеется, настройка этих весов осуществляется в курсах догматики, литургики, истории Церкви, апологетики, сравнительного богословия и подобных им. 3. Специфика православной журналистики В современную информационную эпоху СМИ обладают мощным потенциалом воздействия на общество, либо содействуя его умиротворению (что крайне редко), либо так накаляя страсти, что они могут вылиться в формы социальной дестабилизации, социальные конфликты, межрелигиозные столкновения. Можно сказать, что СМИ - опасное оружие, которое часто оказывается в руках людей непорядочных и просто злодеев, многократно увеличивая негативные последствия их слов и действий. Журналистика наглядно показывает, что слово есть дело - благое или разрушительное - для государства, нравственности, культуры, самого человека. Православная журналистика призвана, кроме информационной функции освещения жизни Церкви, еще к миссионерско-просветительской деятельности в обществе. Та общественная трибуна, которая даётся ей в распоряжение (печатные органы, телевизионные и радио-каналы, сетевые ресурсы, личные выступления перед людьми и др.) - должны быть использованы на благо православной Церкви и земному Отечеству - России. Задачи православной журналистики: 1) Освещать жизнь Церкви 2) Содействовать формированию в обществе образа Христа и Его Церкви 3) В условиях свободной полемики, безудержной клеветы и фальсификации христианских ценностей служить установлению истины, разрушать клеветнические домыслы, уметь свидетельствовать об истине Христа с полной силой аргументации 4) Содействовать утверждению в обществе христианской нравственности, ценностей семейной жизни, братолюбия, служения ближним, уважения к достоинству человека, к мирному сосуществованию различных религий, гражданской позиции и патриотизма 5) Утверждать в средствах массовой информации нормы высокой культуры общественного диалога 4. Религиозная философия для православной журналистики Если представить себе, что православные журналисты - один из передовых отрядов Церкви, осуществляющих своё служение - свидетельство о Христе в мире, раздираемом страстями, бушующем, как штормовое море - то мы поймём, что это - героическое служение, небезопасное, но благое. Религиозная философия для этих воинов Христовых - с одной стороны - броня, не позволяющая их сломить ложной аргументацией. С другой стороны - это «оружие победы», тяжёлая артиллерия, расчищающая для Церкви путь сквозь историю. Такой образ и профессиональные задачи выпускников направления подготовки «православная журналистика» диктует, прежде всего, апологетический ракурс преподавания курса религиозной философии, акценты на полемические философские вопросы, рассмотрение диапазона мнений с их последующей оценкой с позиций Православия. Свято-Никольский Черноостровский монастырь, создавший условия для обучения специалистов в области православной журналистики, кроме необходимой для студентов образовательной среды, оснащенной современными техническими средствами, осуществляет также важнейшую задачу в русле подготовки этих уникальных профессионалов: это живая церковная среда, позволяющая выпускникам стать подлинными чадами Церкви, приобрести навыки молитвы, без которой им невозможно осуществлять своё непростое служение.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.