ЛИТЕРАТУРА КАК ШАГ В ПРОФЕССИЮ Борденюк Т.Л.

Российский государственный социальный университет


Номер: 2-4
Год: 2016
Страницы: 19-22
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

мировая литература, педагогика высшей школы, православная журналистика, world literature, pedagogy of higher education, journalism Orthodox

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье анализируется опыт преподавания истории мировой и отечественной литературы студентам - журналистам. Автор преподает данную дисциплину студентом, которые обучаются на базе лаборатории удаленного доступа по православной журналистике.

Текст научной статьи

Невозможно стать настоящим журналистом, не обладая знаниями в области мировой и отечественной литературы. Нужна база, опираясь на которую, журналист сможет творить, так как настоящая журналистика - это творчество. И такой базой является литература, которую называют человековедением. История мировой и отечественной журналистики теснейшим образом связана с историей литературы. А если говорить о журналистике отечественной, то следует отметить, что она буквально вышла из литературного лона. И Н.М.Карамзин, и И.А.Крылов, и В.А.Жуковский, и А.С.Пушкин, и Н.А.Некрасов, и М.Е.Салтыков-Щедрин, и И.А.Гончаров, и другие - все они были не только литераторами, но и журналистами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нашей учебно-научной лаборатории уделяется большое внимание изучению мировой и отечественной литературы. Известно, что жизненные впечатления - это основа творчества, а изучение литературы способно содействовать их эстетическому выражению. Но при этом важно, чтобы студенты, будущие журналисты, стремились не к подражанию классикам, а к овладению тайнами искусства. О значении поэтического слова и художественного образа задумались еще в Древней Руси. Сохранилась, например, переведенная с греческого языка статья «Об образах» Георгия Хировоска в Изборнике Святослава за 1073 год, в которой излагается учение о тропах и фигурах. А в Изборнике за 1076 год есть статья «О чтении книг». В XVIII веке, в 1705 году, уже появилась «Поэтика» Феофана Прокоповича. А великий русский ученый, поэт, теоретик литературы М.В.Ломоносов пишет «Краткое руководство к красноречию» (1748 год) - первый печатный учебник словесности на русском языке. В конце XVIII века в духовной семинарии М.М.Сперанский читает курс словесности, в который были включены элементы эстетики. А первой учебной хрестоматией по словесности был «Письмовник» (1769 год) Н.Г.Курганова. В 1772 году выдающийся журналист, писатель, издатель Н.И.Новиков печатает первое пособие по истории русской литературы «Опыт исторического словаря о Российских писателях». Основной задачей своей деятельности Новиков считал подготовку просвещенного, добродетельного человека-гражданина, патриота. И мы в своей практике преподавания литературы будущим православным журналистам учитываем социально-нравственную проблематику произведений искусства слова, учитываем нравственное воздействие произведения на читателя, так как особое значение для наших студентов имеет проблема духовности, нравственности. И наши занятия по изучению истории литературы становятся уроками нравственности. Сближение задач литературного и нравственного развития студентов является условием постижения искусства слова. Исходя из этого, мы осуществляем отбор литературного материала. И студентам прививается умение выделять в тексте нравственно-идейные проблемы, умение давать оценку прочитанному. Мы убеждены в необходимости непосредственного знакомства студентов с классическими художественными текстами. Мы ставим перед собой задачу: привить студентам любовь к чтению и потребность в книге. Литературное развитие человека непосредственно связано с его общим развитием, с эволюцией нравственных оценок. Поэтому курс истории литературы опирается на общее развитие студента и стимулирует его. Литература является отражением жизни. Она показывает мир и человека в преломлении через личность художника. Это приводит к необходимости рассматривать произведение художественной литературы в рамках исторического процесса, что способствует формированию целостного мировоззрения у студентов. При этом в своей работе мы стараемся учитывать специфику их профессиональной направленности. Одной из задач обучения становится формирование способности видеть отличие творчества одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения (например, Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский; Л.Н.Толстой - Ф.М.Достоевский - А.П.Чехов). Сопоставление произведений разных писателей в пределах каждого литературного рода подчеркивает связи и отличия художественных индивидуальностей. Сопоставление в пределах одного жанра разных писательских позиций, художественных особенностей подготавливает студентов к самостоятельной оценке литературных явлений. Основным предметом изучения является художественное произведение во взаимосвязи с теми явлениями жизни, которые в нем отражены. Мы убеждены в необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в рамках социально-исторического процесса. В анализе произведения также неразрывны нравственный и теоретико-литературный аспекты. Например, вводятся понятия: эпос, лирика, драма, стиль и структура литературного произведения. Занятия по истории литературы призваны сформировать у студентов способность к самостоятельной оценке произведений художественной литературы. Хотя мы в своей программе частично изменяем список литературных произведений, предназначенных для изучения, что связано со спецификой профессиональной деятельности наших студентов в будущем, но задачи литературного образования остаются неизменными. Так, студент должен научиться высказывать не только свои индивидуальные впечатления, но и раскрывать позицию литературоведов по данному вопросу, то есть следует говорить об интерпретации произведения и ее соотнесении с научным исследованием, о корректировке субъективных представлений объективным смыслом произведения, раскрытым учеными-литературоведами. Также студентам прививается умение применять полученные знания в области истории и теории литературы в процессе анализа художественного текста. Развивается способность осмысления художественной формы на уровне деталей композиции. Изучение композиции произведения помогает понять автора. Изучение авторского стиля также оказывается необходимым средством для понимания авторской позиции. Особое место в процессе изучения истории литературы занимает выразительное чтение произведения, что также способствует пониманию чувств и мыслей художника слова. А сопоставление литературных произведений разных авторов помогает понять своеобразие художественного мира каждого. Кроме того, мы прививаем своим студентам навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусства, близких по теме, что помогает определить границы художественного замысла автора. Например, стихотворение С.А.Есенина «Береза» и картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». Также мы практикуем соединение занятий по изучению истории литературы с экскурсиями в литературные и художественные музеи, что способствует расширению кругозора студентов. В процессе преподавания мы ставим перед собой цель: развить в студентах потребность в выражении своих чувств и мыслей в слове, потребность в образной конкретизации слова. Стремимся развить в будущих журналистах эмоциональную чуткость к слову, к стилям речи, привить умение целостного восприятия литературного произведения, умение видеть связи между частями текста. На практических занятиях по истории литературы мы стараемся добиться от студентов точности эмоциональной реакции и глубины осмысления художественного текста. Важным, на наш взгляд, для будущих журналистов является и умение дискутировать. Поэтому мы знакомим студентов с техникой ведения дискуссии и ораторскими приемами. В процессе анализа художественных произведений используются проблемные вопросы, отвечая на которые студенты учатся не только формулировать свою точку зрения, но и аргументировать ее. Например, рассказ А.П.Чехова «Ионыч». Вопрос: «Какая из двух точек зрения верна: доктор Старцев - «пустой малый», обыватель, который прозревает лишь в конце рассказа или история Старцева - это история борьбы в человеке прекрасного, разумного начала с «футлярными» чертами, одержавшими в итоге победу?» Постановка проблемных вопросов при анализе художественного произведения способствует общему развитию студентов. Характерной особенностью проблемного анализа является связь проблемных ситуаций между собой. Эта связь, продиктованная вопросом, который объединяет все проблемные ситуации, и позволяет рассмотреть произведение в целом. Превращение беседы в дискуссию приводит в результате к всестороннему анализу произведения, так как от студентов требуются доказательства своей точки зрения. Такой анализ интересен им.Кроме того, анализ произведения как единого целого -это рассмотрение взаимодействия формы произведения и его содержания. Каждый читатель создает в своем воображении образ. И задача анализа - научить этому студентов, так как только тогда обретается способность к целостному восприятию искусства. Если в самом начале нашей работы со студентами в рамках лаборатории первокурсники выражали читательские чувства неумело, что объяснялось малым опытом и недостаточной развитостью речи, то теперь студенты умеют - определять основную проблему произведения; - выделять конфликт в произведении; - определять стилистическую окрашенность повествования; - следовать за движением мысли писателя от замысла до его художественного осуществления; - выделять общие свойства произведений одного жанра и различать своеобразие в пределах этого жанра (например, ода М.В. Ломоносова и ода Г.Р. Державина; лирическое стихотворение А.С. Пушкина и лирическое стихотворение М.Ю.Лермонтова). Итогом нашей работы является следующее: - обогащение словарного запаса студентов; - совершенствование читательского восприятия, развитие художественного вкуса; - развитие личностного подхода к литературному произведению, самостоятельность оценки; - расширение представлений о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи; - умение уловить основную эмоциональную тональность художественного текста; - умение соединять образы, мысли, чувства, наполняющие художественный текст, с собственным личным опытом, пережитым в реальности; - изменение общей композиции высказывания у студентов; - изменение в конструкции фраз; - изменение манеры письма, слога, стиля. В настоящее время перед нами стоит следующая задача: разработка концепции литературного образования, создание учебных программ и в перспективе - учебных пособий.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.