ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ БЫТОВАНИЯ УСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ Курмангалиева М.С.

Казахский Национальный университет искусств


Номер: 3-1
Год: 2016
Страницы: 209-211
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Западный Казахстан, музыка, традиция, песня, стиль, прошлое, современность, West Kazakhstan, musiс, tradition, song, style, past time, modernity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются проблемы Западно-Казахстанской песенной традиции, унифицирующей уникальные стилевые особенности, которыми характеризовалась на протяжении многих веков выражавших ментальность народа этого региона Казахстана.

Текст научной статьи

Объектом моего исследования была Западно-Казахстанская песенная культура Х1Х века. Это была интересная работа по изучению творческого наследия Мухита Мералиева - основателя этой уникальной, сложной, красивой песенной традиции. Согласно общепринятому мнению музыковедов, устное творчество Х1Х века стали называть «профессиональным». Мы действительно узнали об этом наследии, в основном, благодаря устной передаче, бытовавшей вплоть до начала ХХ века. Что касается Западно-Казахстанской песенной традиции, то нашему поколению ее передал Народный артист СССР - Гарифулла Курмангалиев. Тогда, в далекие 1930-е годы многие деятели культуры были приглашены в центр - столицу Казахстана город Алма-Аты для работы в новообразованном Государственном оперном театре им. Абая. Со всего Казахстана все самородки культуры работали на увековечивание и пропаганду своего искусства. Для этого были созданы все условия. Гарифулла Курмангалиев вел свой класс в стенах Эстрадно-циркового училища, из которого вышло 60 учеников - продолжателей Западно-Казахстанской песенной традиции. Кроме того, с певцами устного профессионализма сотрудничали молодые композиторы, музыковеды, пианисты, занимающиеся переложениями услышанных песен на ноты. Данная статья обусловлена потребностью анализа бытования песенной устно-профессиональной традиции в современное время, ее потерями и перспективами. Школа данного исполнительства, как и само творчество, являются очень своеобразными. Так, для песен данного региона Казахстана свойственны такие отличительные черты, как быстрое и энергичное домбровое сопровождение со сложной штриховой техникой (придает воинственный настрой, обусловленный функциональной направленностью кіші жүз`а и региона в целом); разливом широкого диапазона песенной мелодики (куртуазное начало сал-серi (трубадуры степи); насыщенным поэтическим содержанием как любовно-иносказательного, так и философского плана; особая образность, впитавшая в себя многие реликты Тенгрианских воззрений, дореликтовых и мусульманских понятий; разнообразием жанровых подвидов и форм песенной традиции; импровизаторским началом и аутентичностью. Эти составляющие всегда были константами стиля Западно-Казахстанского устно-профессионального музыкального искусства. Что мы имеем из перечисленных стилевых особенностей на сегодняшний день? Меньшая часть выпускников Гарифуллы Курмангалиева, а также и их ученики стали вести классы в разных регионах страны: К.Актаев (Алматы), К.Бекбосынов (Кзыл-Орда), К.Кулышева (Астана). К.Бердыгалиев, С.Таудаева, С.Рахимжанов (Уральск), П.Куттымуратов (Атырау), С.Жанпеисова, А.Косанова (Алматы), Р.Сулейменова (Астана) и др.. Здесь были перечислены основные базы бытования традиции в наше время. С каждым годом в силу многих причин (в частности, социальных) эти «базовые настройки» меняются. Большую роль играет региональная отдаленность от центра бытования школы - г.Уральска. На втором месте стоит немаловажный вопрос качества преподавания, т.к. в высших университетах отказались от аутентичности, давая классическую школу подачи голоса (классический вокал). Кроме того, обучение идет в уклон европейского образца. Многие песенные примеры учатся по нотным записям, что влияет на убывание такого немаловажного фактора, как импровизация и сам процесс сочинительства. В этой связи хотелось бы отметить, что принятая нами Конвенция по Болонскому процессу, подразумевающему представление широкого «ассортимента» преподавателей и их взаимообмен по выбору учащегося мог бы сыграть решающую роль в восстановлении стилевых направлений песенных, устно-профессиональных традиций. Как в Астану, так и в Алматы могли бы приглашаться для обмена опытом аутентичные исполнители, постоянно пополняющие свой репертуар и современными композициями. Мы испытываем не только репертуарный голод, обусловленный закрытыми и ограниченными рамками программ, но и информационный голод в отношений новых открывающихся имен. Отменена практика фольклорных поездок самими традиционными исполнителями. Все эти формы были заменены представлением концертных номеров, которые перестали менять репертуар уже в течении многих лет. Кроме того, исполнители для продолжения своего образования, должны писать магистерскую диссертацию. Здесь возникает вопрос: какую тему они должны изучать и что могут написать, если имеют в своём репертуарном багаже то же самое, что пели до них; как им найти интересующую их тему, если они не искали до этого времени новой информации и глубоко не изучали этот вопрос? Печальным является и то обстоятельство, что многие исполнители, берясь за ту или иную песню, отдают песни аранжировщикам, не осознающим традиционных, стилевых, региональных особенностей. Данные аранжировщики, как правило, унифицируют наше музыкальное наследие под танцевальные, ничего не значащие полуказахские, полуузбекские произведения с лёгкими танцевальными ритмами. Выделим основные тенденции, размывающие стилевые грани Западно-Казахстанской устно-профессиональной песенной традиции: 1) домбровое сопровождение с частым искажением пальцевой штриховой техники (кагыс) без понимания семантики соотношения голоса и домбры; 2) широкий диапазонный разлив мелодики уходит в пользу песен с более узким диапазоном или технически разучиваются две-три сложные песни, которые потом поются на протяжении всей жизни; 3) изначально заложенное куртуазное начало теряется по причине бытования мужской традиции в женской среде (большая часть последовательниц в центре Казахстана перевешивает своей популярностью окраинных аутентичных парней); 4) вследствие вышеназванных причин теряется и смысл любовно-иносказательных эссенций, а что касается содержания Тенгрианских, реликтовых и мусульманских понятий, то они оказываются за бортом в погоне за старательной «вырисовкой» мелодической канвы. Здесь надо отметить особое отношение к песням трагического и драматического характера, которые особенно ясно и хорошо исполняются представителями Мангистауской области. В силу географических особенностей Мангистау и особого отношения исполнителей данного региона к традиционному бытию, певцы сохранили аутентичность или первозданность многих коррелятов и традиционных особенностей элементов пения жырау, претворив их как в песнях в домбровом сопровождении, так и в песнях с современной аранжировке (А.Косанова, А. Еримбетова); 5) разнообразие жанровых подвидов и песенных форм более ясно прочерчивается в Западном Казахстане. Кстати, необходимо отметить, что в Мангистауской манере исполнения наиболее ярко выступают интонации жоктау, что делает исполнение многих песен выпуклее и ярче. Часто, исполнение без понимания жанровых истоков песен ведет к рафинированной «стерилизации» содержания в целом. Песни становятся безликими и бытуют без внутреннего содержания; 6) импровизация в песне - это не только процесс сочинения. Прежде всего, это процесс познания и понимания, процесс работы в «стиле» традиции. Для свободной импровизации необходимо безупречное владение всеми перечисленными качествами, полное погружение в традиционное музыкальное мышление и статус своего исполнительского кредо в настоящем времени. Какие пути преодоления данных тенденции в практике бытования устно-профессиональной традиции Западного Казахстана, в частности, может предложить нам современная модель образования и обучения? 1) Прежде всего, пользуясь возможностями внедренной в Казахстане Болонской системы образования (в рамках академической мобильности) организовать плановую сетку взаимообмена опытом исполнителей с разных регионов страны, подобных зарубежных носителей устно-профессионального творчества, а также их мастер-классы по обмену педагогической практики в русле традиционного исполнительства. 2) В целях раскрытия внутренних исполнительских резервов каждого молодого исполнителя, пересмотреть и классифицировать сетку исполнительского репертуара и педагогического потенциала. 3) Повысить качество изучения самой традиции, посредством углубленного изучения трудов музыковедов и изучения всех источников всевозможных фольклорных кабинетов в целях достижения понимания семантических и других особенностей исполняемых традиции. 4) Совместными усилиями преподавателей, исполнителей, музыковедов, фольклористов создать электронные пособия по всем устно-профессиональным традициям Казахстана в целях всеобщей пропаганды и сохранения канонов традиционного понимания устно-профессионального наследия. Это только первые шаги по педагогической и исполнительской практике. В заключение отмечу, что необходимо подчеркивать факт стилевого, жанрового разнообразия и всех особенностей исполнения, делая акцент на богатстве устно-профессиональной музыкальной культуры Республики Казахстан, т.к. только при таком подходе возможно сохранение уникальности базовых констант музыкальных традиций.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.