ВЗГЛЯДЫ МУХТАРА АУЕЗОВА Кошекова А.А.,Усеева Б.

Казахский государственный женский педогогический университет


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 139-142
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

великий писатель, психологические взгляды, труд, чувства человека, творчества, художник слов, культура, характер. Кeywords: a great writer, psychological attitudes, labor, human senses, creativity, artist words, culture, character

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной работе рассматривается взгляды великого писателя - Мухтара Ауезова, который занимался и наукой, и культурой. Особое внимание уделяется психологическим взглядам писателя. М.Ауезов известен многим. Мухтар Ауезов хоть и не писал специальных трудов на психологические темы, но мы его знаем как психологического писателя. В работе особо отмечаются труды на психологические темы, патриотические чувства человека, особые качества, присущие интернационалистическому чувству, и т.д. По мнению великого писателя, патриотические чувства человека тесно связаны с другими чувствами, которые присущи людям, как товарищество, сотрудничество, дружба, уважение к другим нациям и народностям, которые собравшись воедино, в целом создают основу человечности.

Текст научной статьи

Один из великих художников слова ХХ века - Мухтар Ауезов был уникальным одаренным человеком, который одинаково занимался и наукой, и культурой. Все творческие люди ценят Мухтара Ауезова как классика казахской советской литературы, мастера великолепного слова. Психологические взгляды М.Ауезова известны многим. Мухтар Ауезов хоть и не писал специальных трудов на психологические темы, но мы его знаем как психологического писателя. Мнения писателя в отношении психологической науки можно разделить на две группы. Во-первых, мастер слова и в творческом процессе, и в ходе сбора материала для художественного произведения изучает человека с разных сторон, особенно, он особое внимание уделял психологической характеристике будущего персонажа произведения, глубоко вникал в своеобразные особенности поведения личности. Так как результат труда писателя - «литературное художественное произведение должно показывать человеческие типовые поведения, их желания, стремления, характеризующие суть жизни в ясной и четкой форме, внутренний мир человека той эпохи, о которой идет речь в нем» Во-вторых, нельзя думать, что психологические взгляды писателя были охвачены только в его художественных произведениях. Они проявлялись в статьях выдающегося художника, где он поднимал общественно-социальные проблемы, в публицистических трудах, где он освещал вопросы просвещения, в исследованиях, раскрывавших многие вопросы культуры и искусства, были тронуты разные проблемы, касающиеся психологической науки. По содержанию психологические взгляды М.Ауезова неодинаковые, они разные. Главные из них - эмоция и чувства, писательство, то есть психология художника в творческой деятельности, психология учительского труда, особенности этнопсихологии казахского народа, качество воли, характер, поведение, действия человека и другие. Писатель в своих произведениях при создании какого-либо персонажа особое внимание уделял на то, чтобы его образы по своему характеру, манерой речи, своему облику и натуре не повторяли друг друга, показывал каждого из них со своими особенностями, чтобы они в литературе были правдивой копией людей в реальной жизни. С этой точки зрения художественные произведения Мухтара Ауезова как психологическая галерея, где можно увидеть яркие особенности тысяч людей. Как трудно оценить психологию персонажей, проанализировать индивидов, мастерски описанных в одной только эпопее «Абай жолы»!. Чувство - часть человеческого сознания, это психический процесс, выявляющий отношение человека к другим людям, к окружающей его среде и изображение этого отношения. Чувства по своему содержанию делятся на многочисленные виды. Среди разных чувств, присущих человеку, писатель особо выделяет нравственные чувства. «Нравственные или моральные чувства - это эмоциональное отношение отдельного человека, вообще людей к своему поведению» [4,213]. Среди моральных или нравственных чувств писатель особое внимание уделял патриотическому чувству. Это можно увидеть в том, как люди гордятся своей родной землей, как беззаветно любят свою Великую Родину. «Горячие чувства к Социалистической Родине, патриотические чувства, - «особо чувствуем в новой истории человечества», - пишет М.Ауезов [4,214]. По мнению великого писателя, патриотические чувства человека тесно связаны с другими чувствами, которые присущи людям, как товарищество, сотрудничество, дружба, уважение к другим нациям и народностям, которые собравшись воедино, в целом создают основу человечности. Писатель понятие советского патриотизма и патриотические чувства не рассматривает отдельно, считает их близкими и цельными понятиями. Патриотизм формируется на основе облика человека, истинно любящего свою Родину, родную землю - значит в результате патриотических чувств. «Советский патриотизм, - говорит М.Ауезов, - это глубокий вдумчивый труд за всех народов своей Родины, за все будущее поколение, за отцов, за матерей» [4,215]. По мнению Ауезова, настоящее патриотическое чувство формируется тогда, когда будут полностью реализованы права народных масс, когда всюду и везде восторжествуют демократические принципы. Характер советского патриотического чувства должен быть интернациональным, а это значит, что любому народному языку и культуре, традициям и обычам, сознанию и восприятию и др, то есть своеобразным национальным особенностям народов одинаково смотреть с уважением, проявлять о них заботу. М.Ауезов особенно отмечает особые качества, присущие интернационалистическому чувству. Это: 1) человек-интернационалист считает себя ответственным не только за свою Родину, но и за все человечество; 2) желает дружеских взаимоотношений между народами всего мира; 3) считает своей обязанностью оказание дружеской помощи странам, где слабо развиты культура и экономика; считает правильным выступать против любых проявлений рабства и колонизации; 5) считает своей обязанностью защиту равноправия всех народов мира. Великий художник слова интернациональное чувство советского периода противопоставляет патриотизму буржуазного общества. Патриотизм буржуазного общества характеризуется как патриотизм, который, в первую очередь, ставит себя выше других народов. Буржуазный патриотизм закономерно связывается с такими чувствами как национализм и шовинизм. Потому что социально-классовая характеристика буржуазного общества в корне отличается от социалистического строя. Характер, поведение, психология, познание и сознание представителей одного класса противопоставляется другому классу, и между этими классами постоянно ведется непримиримая борьба. «Во враждебном обществе, - пишет писатель, - где люди враждуют между собой, не может быть дружеских отношений между народами» [4,217]. Следующая область мнений М.Ауезова о чувствах - это взгляды об эстетических чувствах. В формировании эстетических чувств роль художественной литературы высока. Потому что «Художественное творчество, действуя на наш внутренний мир, воспитывает в нас человеческие качества». Истинное художественное произведение оказывает сильное воздействие на внутренний мир человека, будоражит его сознание, влияет на его мировоззрение, формирует правильный художественный вкус. Человек от реалистического художественного произведения получает удовольствие, как бы находит морально утерянное, и своим восприятием, полученным от произведения, делится с другими. «Все виды искусства, - говорит Мухтар Ауезов, - в какой бы стране не появились, в каком бы виде не возникли, они не отходят и не отчуждаются от условий того места, они как бы отражают его мир» [4,218]. В этих словах писателя четко можно увидеть психологию, природу художественного искусства. В жизни человека музыкальные произведения занимают особое место в формировании эстетических чувств. Мухтар Ауезов в этом плане, глубоко рассуждая о влиянии казахских песен и кюев на психику человека, о значении их в эстетическом воспитании, сказал: «Песня и кюй казахского народа - непрекращающаяся радость людей». Если песня не волнует человека, не теребит его сердце, то она не дойдет до его сознания. Песни полны тайн. Наш народ глубоко понимал, что хорошая песня и мелодичный кюй могут развеселить любого хмурого человека, заставят плакать, и они озаряют светом душу любого, дарят радость и покой. Казахи получали удовольствие от прекрасных песен и красивых кюев, слушали их с особым трепетом, через песню народ выражал свой взгляд на хорошее и плохое. Явное проявление наружу человеческих чувств и эмоций - смех и плач. Среди этих двух чувств М.Ауезов особо останавливается на психологической природе и воспитательном значении смеха. Например, в статье о первом казахском юмористическом журнале «Шаншар» он пишет: «Он тоже воспитатель, он тоже ведет к развитию сознания и мысли человека, руководитель, но метод его совсем другой» [4,227], таким образом отмечает особое место смеха в развитии чувств, в обобщении мыслей человека. Он говорит о том, что смех появляется внезапно, также быстро прекращается, и ему нравится, что смех неожиданно находит те места, на которые надо бы обратить внимание, что указывает на то, что упущено, что нужно исправить, и все это преподносится народу очень тонко, но точно. «Настоящий смех - не в слове, настоящий смех - в самом состоянии, которое вызывает этот смех. Внешне грубое слово не вызывает смех». Итак, по мнению писателя, во-первых, основой появления смеха является действия человека. Во-вторых, веселый и радующий душу смех будет еще интересней, если он связан не только с действиями человека, но и тогда, когда он появляется там, где его совсем не ждешь, где ожидают неожиданные трудности, тем этот смех дороже и ценней», - говорит М.Ауезов. В исследованиях великого художника очень много внимания уделено психологии писательской работы. Писательская работа обычно считается одним из главных видов творческой деятельности. Поэтому мнения и взгляды М.Ауезова о писателе и писательской работе, а также о творчестве и характере его творческих принципов часто встречаются в его раздумиях о вдохновении. Теперь остновимся на некоторых его мыслях о психологии советского писателя. Состояние вдохновения очень необходимо особенно писателям. Состояние вдохновения у писателя, во-первых, проявляется в развитии сил и энергии в душе, во-вторых, внезапным появлением желания написать произведение, в-третьих, изменением настроения. Поэтому М.Ауезов пишет: «Ценная вещь, возникающая из пера писателя - рождаются на основе глубокого внутреннего состояния самого художника» [4,228]. Каждое художественное произведение мастера слова - результат творческого вдохновения. Произведение, написанное в состоянии высокого вдохновения, всегда будет результативным и успешным. В нем повышается то качество, которое тянет за собой читателя, завлекая его в мир художественного слова. А напротив, как известно, где нет вдохновения, там рождаются скучные, невзрачные, серые произведения. Во время вдохновения деятель культуры, творчества переживает разные чувства, разное настроение, разное состояние души. В связи с описываемым событием или диалогом настроение писателя меняется быстро. Вот как интересно об этом пишет Мухтар Ауезов. «Истинное произведение появляется там, где дружба и ненависть сменяют друг друга, где есть слезы сожаления, где есть горечь испытания поражения и проигрыша, а также есть и победа, и успех, и радость, короче говоря, только взволнованный и переживающий вместе с творчеством писатель может стать автором величайшего искусства» [4,228]. Также большой интерес проявляют взгляды великого писателя о психологии творчества. Творческий труд - это тяжелый труд, где трудностей больше, чем покоя, где проблем больше, чем удовольствия. Бесспорно, что творческому деятелю при написании художественного произведения, «рожденного кровью сердца» писателя (М.Ауезов), одного вдохновения мало. По мнению М.Ауезова, писатель, кроме вдохновения, должен обладать такими главными человеческими психологическими качествами, как стойкость, впечатлительность, богатая фантазия, усидчивость, сила, мощь и др. Важно, чтобы у писателя наряду с настойчивостью было чувство обостренности. Если мастер пера свое восприятие, полученное от жизни, например, от красивой природы, от прекрасной песни и кюя, от радостного и печального события точно сможет передать, то бесспорно, что данное творческое произведение будет иметь успех, он станет истинно художественным произведением искусства. Но писатель все события, которые повлияли на него, не всегда принимает его таковым, он пропускает его через свою мыслительную и душевную призму, затем делает свои выводы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.