КАЗАХСКИЕ ПОНЯТИЕ О СВЯЩЕННОСТИ ЧИСЕЛ Сатеева Б.С.,Абдуова Н.М.,Мизанбаева Г.Ш.

Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 164-167
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

священные числа, священные понятия, религиозное верование, функция чисел, значение чисел, sacred numbers, sacred concepts, religious belief, function numbers, value numbers

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье дается обзор сакральных чисел, которые веками используются и в быту, и в жизни, и значение которых имеет глубокий смысл. Авторы статьи, начиная с цифры один, раскрывают значение данных чисел, описывают их характер, особенности, доказывая примерами.

Текст научной статьи

Казахи - народ, придававший большое значение святости. Некоторые стихийные бедствия в природе, огонь, некоторых животных и птиц, необходимые для кочевого быта вещи ценили и почитали как священные. Также в жизни казахского народа много разнообразного содержания часто используемых рядов чисел, которым придавали особую значимость. Такой ряд чисел, как «3,7,9,40», можно часто видеть в наших традициях, поверьях, запретах, изречениях, пословицах и поговорках. Если посмотреть внимательно, то окажется, что числа имеют место не только в математике, их значения велики во многих других науках. В нашем современном, глобальном мире на первый взгляд очень простые цифры от 1 до 10 имеют незаменимую значимость, без которых мы не сможем обойтись повседневной жизни. Очень часто встречаются числа в языковых проявлениях древних видов верований и убеждений, связанных с общими проблемами познания, нередко мы видим их в устойчивых выражениях с количественными показателями. В древнейшие эпохи народ, внимательно наблюдая за различными явлениями, их общие свойства и характеристики обобщал в числах и приводил, используя их количество. «Священные понятия» и появились в результате этих верований и убеждений. Названия чисел особо использовались ещё в связи с жизнью ребёнка в чреве матери. В раннюю эпоху жизни человечества числа выполняли особую функцию для определения времени, пространства. Например, вначале была пятидневная неделя, со временем неделя стала семидневной. В создании фразеологических единиц уровень использования имён числительных не одинаковый. Во-первых, часто используются количественные имена числительные. Во-вторых, не все названия чисел используются одинаково. Сказать точнее, с особым значением используются числа «четыре», «семь», «девять», «сорок». Среди имён числительных некоторые названия чисел отличаются тем, что наряду с числовым значением используются и в другом значении. Это обстоятельство чаще бросается в глаза в использовании чисел в составе устойчивых сочетаний, в легендах, преданиях, эпосах, дастанах, в традициях и обычаях, связанных с миропониманием. Как сказал мыслитель и поэт Гёте: «Числа не руководят миром, однако они учат, как надо руководить» [1,86], - то, что в числовом пространстве есть большая тайна, ещё в те времена ощущалось. Среди народов современных цивилизованных стран достаточно ещё людей, считающих дьявольским число «13». А многие народы, особенно народы мусульманских стран, среди них казахский народ, считают число «7» священным. Согласно легенде на всём белом свете в течение семи дней (другие говорят семи месяцев) был потоп. В живых осталось семь человек. Это: Нух, Хам, Сам, Жанас, Ашият, Айша, Ляйла. Сегодня от них пошло около 6 миллиардов людей, из которых только свыше 10 миллионов - казахи. «Там, где нет семи, у Аллаха нет печени, у лебедя нет молока, у лошади нет желчи», «Там, где нет семи, нет меры (мерила)», - говорится в изречении. У числа семь эмоциональное значение даже выше его священного понятия. Отец всемирно известных восточных звёзд Абу Насыр Мухаммед Дархан биузлакат-Турки аль-Хаким аль-Машур аль-Мугаллим Сани аль-Фараби (Абу Али ибн Сина-Авиценна) на смертном одре на последнем дыхании, когда не помогли шесть лекарств, сказал: «Принесите седьмое лекарство» [2,347], - у него оставалась надежда на седьмое лекарство. Подобно этому И.Гёте, родившийся как луна на всём западном небосклоне поэзии, наверно, не случайно заинтересованно смотрел на семь звёзд востока… Персы особо выделяли из всех отцов поэзии, появившихся у них в течение пяти веков, только семерых. А если сказать по правде, то эти не названные в их числе намного лучше», - сказал великий Гёте. У тюркских народов есть легенды о семи влюблённых. Это: Лейла и Меджнун, Жусуп-Зулиха, Фархад-Ширин, Тахир-Зухра, Арзу-Камбар, Уалик-Гарра, Уакии Гульшах. Как и названные семь влюблённых, число осиротевших тоже семь. Это: «Не услышанное слово - сирота, оставшаяся нераскроенной бязь - сирота, оставшаяся без хозяина земля сирота, без лебедей и гусей озеро сирота, оставшаяся без руководителя страна сирота, оторванный без родной земли мужчина сирота». Также в народе говорят: «У джута семь братьев» (русский аналог - беда не приходит одна). Это: кровопролитие, война, пожар, чума, землетрясение, засуха, падёж скота от джута и голода. У казахского народа много названий, изречений, связанных с числом семь. От священного числа семь было дано имя ребёнку Жетибай. От Жетибая далее с надеждой пошли имена детей: Кырыкбай (от числа кырык - сорок и далее от пятидесяти и т.), Елубай, Алпысбай, Жетписбай, Сексенбай, Токсанбай, Жузбай и далее до Мынбай (от мын- тысяча). В мире чисел кроме этих имена людей встречаются редко. «Семь планет», страна из семи родов, под семью пластами земли, перевалить за семь дней, семь ночей, ребёнок до семи лет получает побои от земли, семь поминальных лепёшек, семь уложений Тауке хана и другие подобные многочисленные словосочетания часто встречаются в казахском языке. Как говорится «Погонит отару - вождь баранов, заговорит - красноречивый оратор», «Семь родни» Казтугана Суйиншиулы [3,191] и сегодня на устах у народа. Это: родня зятя, невестки, родня, где ты родился (букв: где тебе разрезали пуповину и капля твоей крови упала на землю), родня, проживающая в чужой стране (вторая родня), династическая - несправедливо сидящая в застенках родня, последняя умершая родня. Семь сокровищ - одно из философских понятий в традиционном казахском мировоззрении. Казахский народ связывает семь сокровищ с жизнью храброго джигита, к этому понятию относится следующее: быстрый конь, зоркий беркут, гончая тазы, старинное ружьё, капкан с кровавым ртом, покрытый жиром невод, острый кортик. Быстрый конь храброго джигита - его крылья. Гончая тазы - надёжный друг, повышающий его авторитет. Ружьё - грозный огонь. Капкан - клятва, сеть, невод - хитрые способы, кортик - наводящий страх. Народ Семь сокровищ сделал основой потребностей жизни. Значение того, что казахский народСемь сокровищ называет «Семью богатствами» лежит здесь. К священным числам народ относит также числа 3-5-9-40. Когда ребёнку исполняется 40 дней, его купают в сорока ложках воды и тем самым выводят за сорок дней. Девушке запрет от сорока домов, раньше был обычай: девушка любимому джигиту дарила платок, к краям которого узлом завязывала 7 или 9 предметов. После смерти человека поминали его через семь, сорок дней, через год. Великий учёный Пифагор сказал: «Каждое число обладает свойственной только ему особенностью» [4]. Верить или не верить этим заключениям учёных - воля самого человека. Возможно, они и не соответствуют предположениям других учёных и религиозным уложениям. Старинные виды верований и убеждений, связанные с познанием, нашли отражение в языке, особенно часто они встречаются в устойчивых словосочетаниях с названиями чисел. В давние времена народ, внимательно наблюдая за многочисленными изменениями, их общие свойства и характеристики подытоживал числами и, подсчитывая, сообщал о них. То, что мы считаем познанием, - это фактически система внутреннего мышления человека. «Священные понятия» - это явления, возникшие на основе верований и убеждений. Названия чисел особо использовались ещё со времён пребывания ребёнка во чреве матери. Числа выполняли особую функцию в давнишней жизни человека в качестве мерила времени и пространства. Например, в те времена вначале была пятидневная неделя, позднее стала семидневной неделей. Уровень участия имён числительных в создании фразеологических единиц не одинаковый. Во-первых, часто используются количественные имена числительные. Во-вторых, не все названия чисел используются одинаково. Точнее, в особом значении используются числа «четыре», «семь», «девять», «сорок». Некоторые из имён числительных наряду с числовым значением используются в другом значении. Это обстоятельство чаще всего бросается в глаза в использовании именно этих чисел в устойчивых выражениях, в легендах и преданиях, в эпосах и дастанах, в традициях и обычаях и других показателях, связанных с мировоззрением. Также отмечается давность истории данных явлений. Знание достоинств чисел 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 рождает размышления о каждом из этих чисел, вызывает увлечённость знаниями о них. В последнюю четверть века было написано немало трудов об именах числительных тюркских народов, защищены диссертации. Например, у академика В.А. Гордлевского есть специальный труд «Имя числительное пятьдесят в тюркском языке». Автор берёт за основу исследование мнений академиков В.В. Радлова, Н.Я. Марра, В.В. Бартольда, исследовавших до него имена числительные тюркских народов. Также в трудах, написанных Г.Н. Потаниным в целом о фольклоре, о произведениях тюрко-монгольских, славянских, скандинавских, европейских народов, часто встречаются сведения о числах. Учёный, опираясь на работы, вышедшие до него, считает числа 3,7,9 священными, святыми, говорит о том, что они чаще встречаются в устной литературе. Причину этого явления Г.Н. Потанин [5,98] считает неверным искать в восхвалении семи планет на небе. Такое мнение можно видеть в трудах и других известных учёных. В этих работах общие понятия, выражаемые числами, рассматриваются в связи с общественным сознанием человека. Например, существует процесс отдельного рассмотрения из состава чисел священных чисел, также рассматриваются значения и история мыслей, формирующихся в пространстве чисел, функция чисел в целом в фольклоре или литературе, художественные особенности, этнолингвистическая характеристика чисел, лингвокультурологическая их значимость. Началом такого рода исследований можно назвать работу И. Кенесбаева. Учёный, раскрывая семантическую функцию чисел, ставших основой ряда фразеологизмов, делает вывод, что они приобрели священный характер благодаря тому, что в древности были связаны с религиозными верованиями. Казахский народ богат языком. Это народ, умевший анализировать каждое слово, придававший значимость каждому слову. Для казаха не только каждое слово, но и каждое число имело собственные свойства, имело отношение к шариату, воспитательное значение, своё сознательное место. На самом деле казахи, начиная с первого числа, взвешивали свойства и достоинства каждого числа, умели проанализировать свойственные им особенности, использовали в соответствии с местом и значением. Чувствуя, что в каждом числе было нечто своё, собственное, свои цели и значения, умели всё это понимать интуитивно. 0 - обозначал цифру. На земле древней Индии цифра называлась «сунья», у арабов - объяснялось словом «сифр», т.е. «пустое место», «нет ничего». В период, когда снова происходил расцвет науки и искусства (XV-XVIвека), математические труды переводились с латинского языка, только слово «сифр» осталось в том же виде. Лишь первая буква изменилась на «ц». Знак ноль внёс в другие цифры значительные изменения, стало использоваться при счёте, вычислениях, продаже, а также при определении времени. В казахском понимании нет толкования, связанного с нулём. К примеру, в поэзии Абая встречается афоризм, имеющий отношение к нулю: «Не будь единицы, что представляют собой нули». Заключая сказанное, можно отметить, что благодаря нравственным ценностям, идущим от предков традициям, казахский народ оказался на высоте, обладал особыми свойствами, талантами, одарённостью, отличными от других природными способностями. Главная наша обязанность - сохранить в неизменном виде традиции и обычаи, идущие из поколения в поколение, в том числе благодаря священным числам. Результаты разысканий о часто и особо используемых числах всегда будут интересны и содержательны. Можно отметить, что использование вышерассмотренных чисел, оказавшихся в привычном народном употреблении, становится текстовым содержанием любого произведения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.