ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ РОДОСЛОВИЯ УЗБЕКОВ Шарипов И.Н.

Навоийский государственный горный институт


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 172-174
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

этнические корни, родословие, этимон, ethnicity, genealogy, etymon

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются вопросы этнических корней родословия узбеков. Этимон «узбек» прокомментирован опираясь на фактические исследовательские источники.

Текст научной статьи

В мире нет ни одной нации или народности, которые бы в течении своей истории не смешивались с другими этносами или этническими группами. Каждый этнос формируются веками, находясь в постоянном общении с другими этносами, нередко переселяясь с одной территории на другую, консолидируясь с другими этносами, иногда входя в него как часть данной общности. Как известно, в течение многих веков после возникновения государства как орудия насилия происходили различные войны[1.34-83]. Современная этнология, опираясь на последние достижения науки в области истории, археологии, лингвистики, востоковедения и смежных наук, особенно на материалы историко-этнографических наук, позволяет объективно раскрыть этногенетические истоки и этапы этнической истории народов Центральной Азии, в том числе узбеков. Этот исторический процесс представляет собой, как уже упоминалось, весьма сложную картину начиная от первобытности до нашего времени. Он берет свое начало античной период и проходит через все средневековье на фоне грандиозных миграционных смешений разноплеменных народностей на огромной территории Евразии, особенно в безграничных степях Центральной Азии[2.79-98]. Как показали исследования последнего столетия, на протяжении нескольких тысячелетий в регионе появилось постоянно менявшие свои территориальные границы определенные этнические объединения и историко-культурные типы. По определению ученых, эти этнокультурные типы. По определению ученых, эти этнокультурные объединения следующие: 1) полуоседлые рыболовы на берегах рек и озер; 2) полуоседлое население, занимавшееся скотоводством и земледелием; 3) хозяйства орошаемого и богарного поливного земледелия и скотоводства; 4) кочевые и полукочевые этнические группы, частично занимавшиеся земледелием в сухих и полупустынных районах[2.79-98]. Происхождение народов Центральной Азии непосредственно связано с историей вышеупомянутых хозяйственно-культурных типов, определивших их этнические особенности. Следует отметить, что эти типы хозяйства появились здесь в первобытную эпоху, в период неолита и затем распространились по всему региону. Особенно много было обнаружено неолитических стоянок, населенных различными родо - племенными группами. Так, например, калтаминарцы по характеру культуры имело много общего с далекими и близкими соседями, что свидетельствует об их взаимных связях. На севере они имели связи с уральцами, на юге - с джейтунцами и через них - с племенами Прикаспия и Ирана, о чем убидительно свидетельствуют археологические находки[3.41-73]. В исторических источниках и рисунках на надгробных камнях, в священном писании зороастрийцев «Авеста», в произведениях римских, греческих и китайских авторов упоминаются древнейшие предки среднеазиатов саки-массагеты, юэджи, кангюцы, усуны и другие этнические группы. Среди них самая большая группа - саки - обитали на огромной территории от Тянь-Шаня и предгорий Памира до берегов Каспийского моря. Наиболее густонаселенным районам их обитания было низовье Сырдарьи. Следует отметить, что жившие в древней Бактрии и Хорезме предки современных таджиков, узбеков и частично туркмен в основном говорили на языке, входившем в южную ветвь иранской языковой группы, и частично на тюркизированном сакском или скифском языке. По археологическим находкам, в частности по рисункам, одежде, головным уборам, между хоразмийцами, бактрийцами и согдийцами особых различий нет. В долинах, населенных саками, разговаривали почти на одном языке. В исторических источниках упоминяются следующие проживания в земледельческих долинах народности: в верхней дельте Амударьи - хоразмийцы, в нижнем течении Гургана - гирканцы, у подножья Копетдага - известные под общим названием парфияне, в устье Мургаба - маргиацы, в долинах Зарафшана, Кашкадарьи и Сурхандарьи - согдийцы и ферганцы. Движение кочевых племен и в хозяйственном, и в культурном отношении значительно усиливалось взаимоотношениями и взаимовлиянием между оседлым земледельческим и северным скотоводческим населением. Однако эти контакты породили в хозяйственной деятельности горных, предгорных и равинных этносов своеобразные специфические особенности, что сказалось на этническом процессе. Не случайно в «Авесте» (Гат и Ясны) рассказывается о соперничестве двух хозяйственно-культурных укладов - оседлего земледельческого и скотоводческого хозяйства долин (Бактрия, Согд, Хорезм и т.д.) и полукочевых скотоводческих племен в дельтах и низовьях среднеазиатских рек. В этом священном писании упоминаются такие области, так Маргиана (в долине Мерва), Парфия (на севере Копетдага), Хорезм и Бактрия (в верхнем течении и низовья Амударьи) и Согдиана. Местное население этих областей занималось оседлым земледелием и скотоводством. Вообще этот процесс в Центральной Азии совпадает по временам с периодом разложения первобытного общества, его социального расслоения, зарождения ранних государств. В это время утверждение государственности сопровождалось военными походами и завоеваниями соседних земель, этнической ассимиляцией различных народностей[4.67-83]. В начале античности в степных и горных районах Средней Азии продолжали жить кочевые племена. Некоторые исследователи считают, что они идентичны с упоминаемыми в «Авесте» сакскими племенами, кочевавшими на огромной территории. В древнегреческих и иранских источниках отмечается, что обитавшие в Приаралье и низовья Сырдарьи оседлые племена, занимавшиеся охотой и рыбоволством, были близки между собой и представляли собой часть сакских, скифских и массагетских народностей и племен, кочевавших на обширной территории от берегов Каспийского моря до Северного Китая, Индии и южной Сибири. Известно, что согдийский и древнехорезмский языки относились к восточной ветви иранской семьи языков, однако в хозяйственно-культурном отношении они отличались некоторыми особенностями. По мнению отдельных исследователей, расселенные в центре Средней Азии, в частности на территории современного Узбекистана, этнические группы в действительности сформировались как народность в эпоху бронзы, смешиваясь с племенами на северо-западе и юге. Археологические материалы также свидетельствуют о постепенном расселении северных и южных сакско-сарматских племен по Средней Азии (Хон тепа), Даринтепа, Кизилкир). Они рассеялись на юго-западном направлении до берегов Каспия и на юге через Кызылкумы и центральной Согд до древнего Бухарского оазиса Северной Бактрии. Вместе с тем часть южного земледельческого населения внедряется во внутренние территории центральной и северной Средней Азии. Таким образом, в результате смешения оседлого населения Средней Азии на северо-востоке с тянь-шанскими и алайскими племенами, на востоке с сакско-сарматскими группами, на юге с земледельческими этническими группами появляются своеобразные этнокультурные исторические общности. Следовательно, в этническом и антропологическом облике местного населения античного периода в регионе появляются смешанные типы. Необходимо отметить, что саки, вошедшие как важный этнический компонент в население Тянь-Шаня и других горных районов, занимались скотоводством, ферганские и сырдарьинские саки были земледельцами. Археологические находки оружия, различных предметов быта, продуктов ремесленников и земледельцев, ирригационных и оборонительных сооружений свидетельствуют о том, что упомянутые племена и народности являются создателями высокой культуры. Они представляют собой важнейший древний компонент формирования народов Средней Азии, в том числе и узбеков. В то время как хозяйство народов, обитавших в Хоразмской оазисе, Зарафшанской и Ферганской долинах, основывалось на искусственном орошении и оседлом земледелии, на окружающей их обширной территории степной зоны начинает быстро развиваться скотоводство. Происходит разделение труда между тесно связанными долинным и степным хозяйствами. Это же обстоятельство в результате подъема на новую ступень производительных сил привело к разделение труда и в ремесленном производстве. Развитие земледелия, появление величественных городов-крепостей способствовали изменениями в социальной структуре общества. Как сообщает известный историк Абулгази в своей работе «Шажараи турк», этноним «узбек» после смерти правителя Золотой Орды Тохтагулхана на престол восходит тринадцатилетний Узбекхан.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.