ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ Ходжагельдиева З.М.,Шокалакова С.Б.,Абдрахманова А.Т.

Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати


Номер: 3-2
Год: 2016
Страницы: 217-222
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

формирование, духовность, терроризм, гражданственность, патриотизм, formation, spirituality, terrorism, nationality, patriotism

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В данной статье исследуется формирование осознанной антитеррористической активности студентов и выявление изменения стереотипного отношения студентов к учебе, изучению идеи Стратегии «Казахстан-2050» - на основе новых мотивов и потребностей, а именно - достижения: активной позиции, как гражданской обязанности, на учебу, познавательную и интеллектуальную деятельность, эмоционально-положительного отношения к ним; самонастроя, инициативы, самостоятельности; потребности в самосовершенствовании, личностной активизации и социализации.

Текст научной статьи

Всем нам известно, что современную науку нельзя развивать без огромных вложений, которые, в свою очередь, служат основой для появления великих идей и открытий. Становится очевидным, что недаром XXI век назван «веком знаний и интеллекта, человеческого разума». Не случайно в мире все больше укрепляется истина, что «самые востребованные и окупаемые средства - это средства, вкладываемые в человеческий капитал». Что имеется в виду? Результаты анализа показывают, что мы всегда отдавали и отдаем себе отчет, что общество, которое не уделяет должного внимания бережному сохранению, обогащению и приумножению своего исторического, культурного и интеллектуального наследия, а также воспитанию подрастающего поколения на основе общечеловеческих и национальных ценностей, не ставят перед собой целью формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей личности, имеющей свои взгляды, свой выбор, свою гражданскую позицию, - такие государство и общество обречены оказаться на обочине истории. С первых же дней достижения своей независимости мы пришли к твердому убеждению, что без коренного реформирования образовательной системы, без укрепления в сознании нашей молодежи демократических и гражданских ценностей добиться построения нового общества невозможно. Сегодня мы знаем, что хотя демократия как общечеловеческая ценность имеет общие принципы, она не представляет собой универсальной модели, которая была бы одинаково пригодна для всех времен и народов, независимо от их менталитета, исторических традиций, уровня развития. Более конкретными стали наши представления о различиях демократии (народовластия) и охлократии (охлос - толпа, охлократия - давление толпы, неправомерное вмешательство в управление государством)[1,367]. Этому способствовали также осуществленные в некоторых постсоветских республиках "цветные революции". Мы еще раз убедились, что к оценке общественных организаций необходимо подходить дифференцированно. Не все они являются элементами гражданского общества, напротив, некоторые из них несут угрозу стабильности, подпитывают и стимулируют охлократию, а отдельные из них (крайне религиозные, сектантские и ультранационалистические) даже используют экстремистские методы и не брезгуют террором. В то же время увеличение потока различной информации через Интернет и электронные средства массовой информации, активизация всякого рода религиозно-экстремистских, радикально-националистических, неофашистских и прочих группировок, все более расширяющееся распространение контркультуры, противоречия между странами, региональные конфликты, глобальные проблемы, прежде всего международный терроризм, наркоторговля, а также экономические и другие проблемы собственного развития повышают актуальность духовно-просветительской работы, выработки у молодого поколения идеологического, духовного иммунитета. Вот почему мы сочли необходимым исследовать проблему формирования антитеррористической личности, о ее взаимоотношениях с экономикой, ее роли в становлении и развитии демократии и гражданского общества. В данной статье анализируется противоречивое влияние глобализации на современную жизнь, выявлены наряду с ее положительными тенденциями и отрицательные, связанные с влиянием ее на рост духовных угроз. В этой связи отмечается, что только приобщение к бесценному культурному наследию, современным достижениям, формирование свободного, самостоятельного мышления поможет выработать у подрастающего поколения иммунитет по отношению к духовным угрозам. Актуальность проблемы формирования антитеррористической личности студентов повышается ещё с тем, что ее решение имеет непосредственный выход на проблемы формирования гражданского общества. И хотя эта проблема относится к числу еще не исследованных, все же в ряде работ подчеркивается, что совершенствование профессионально-педагогического мастерство возможно только через активизацию гражданских позиции личности студентов. Вопросы духовности и просветительства, воспитания подрастающего поколения в духе здорового патриотизма, прогрессивных национальных и общечеловеческих ценностей приобретают особую актуальность. Духовно-идеологические отношения, общественное духовное производство и потребление, духовные организации и институты общества, а также связи, возникшие между ними. В последнее время под влиянием сомнительных сочинений различных авторов, типа С. Хантингтона, пророчествующих о враждебности и неизбежности столкновения современных цивилизаций, в основе которых лежат разные культуры - христианская, исламская, буддистская, - усиливаются попытки конфронтационного подхода к проблемам духовности [2,8]. При таком подходе система ценностей одной религиозной или национальной культуры противопоставляется системе ценностей другой. Подобные утверждения можно услышать и в восточных, и в европейских странах, и в России. В Западной Европе усиливаются исламофобия и негативное отношение к иммигрантам и их культуре, в странах Востока - антиамериканские и антизападные настроения. Необходимость укрепления духовных основ независимого развития Казахстана обуславливает всесторонний анализ понятия "духовность", ибо это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическая и философская концепция развития национальной духовности. Русскому понятию "духовность" в казахском языке соответствует "руханият", которое имеет очень емкое и многогранное значение, ибо оно развивалось на протяжении нескольких исторических эпох. На его формирование как понятия оказали свое влияние исламская философия, богословие - калам, позже суфизм. В советский период содержание понятия "руханият" (как и русского понятия "духовность") еще более расширилось, обогатилось и приобрело светский смысл, в отличие от религиозного в предыдущие эпохи. В обыденной жизни "руханият" и "духовность" чаще употребляются для обозначения продуктов умственной деятельности человека и общества (так называемой духовной культуры), непосредственно не связанных с материальным производством, а также для обозначения нравственных, религиозных норм, взглядов, убеждений и практики. "Руханият" - эквивалент "духовности", но не калька. В русском языке, как и в других западных, слово "духовность" имеет единый корень - "дух". Согласно иудейской и христианской традициям, "дух" имеет два значения: 1) бессмертие, вечная жизнь; 2 ) дыхание [8,151]. Бог, сотворив человека, вдохнул в него дух, т. е. жизнь. Следовательно, дух - это божье дыхание: душа человека, жизнь, его внутренний мир. В седьмом откровении второй главы Книги Бытия говорится: "И создал Господь Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Сам Господь Бог может являться как дух (у христиан одна из трех ипостасей Божьих - дух 5 ): "Земля же была безвидна и пуста, тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою", - говорится во втором откровении первой главы Книги Бытия.[3,302-303]. Поэтому в христианстве утверждается, что человек, в отличие от животных, имеет не только сердце, но и душу. Духовность - это "искра божья" в человеке, свойства, данные ему Богом, которые отсутствуют в животном мире: сознание, мышление, вера, надежда, нравственность и любовь. Способности человека творить, таланту, его стремлениями потребностям всегда придавалась религиозно-мистическая окраска, и все это было названо духовностью. Возможно, поэтому материалистическая философия вместо "духовности" преимущественно пользовалась понятиями "духовная культура" и "сознание". Видимо, этим объясняется то, что в русских философских словарях понятие "духовность" не нашло себе места [4,67-68]. В философии, в отличие от религии, дух рассматривается как противоположность материи: или как ее создатель (идеализм), или как ее свойство (материализм). Если слово "духовность" перевести на казахский язык буквально, то оно прозвучит как "рухият" или "руханият". Ведь в исламе понятие "дух" ("рух") употребляется также в тождественном или крайне близком к соответствующему иудейско-христианскому понятию значении. В 85-м аяте "Перенес ночью" Корана говорится: "Они спрашивают тебя о духе. Скажи: "Дух от повеления Господа моего. Даровано вам знание только немного" (дается в переводе И.Ю. Крачковского). Ввиду того, что сущность духа божественна, она непостижима даже для пророка. Человек может знать лишь о реальности духа и о том, что он дарован ему Богом. В данном случае, когда рассуждения ведутся в узко религиозном направлении, в значении "духовность" употребляется слово "руханият". Духовность присуща только человеку. Однако она не божественное или сверхъестественное, а социальное явление. В духовности отражается национальное своеобразие, менталитет, историческая память народа. Если народ лишается исторической памяти, своего менталитета, то теряет и свою национальную идентичность, в конечном итоге независимость. Следовательно, духовность оберегает как свободу личности, так и свободу, независимость нации. Социализация молодежи и совершенствование духовного. Главная цель нашего исследования - успешная социализация молодежи и совершенствование духовного, патриотического воспитания на новом этапе государственного строительства так как именно она является основой формирования антитеррористической личности в рамках реализации второго этапа Концепции государственной молодежной политики до 2020 года. Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма. Сегодня Казахстан вышел на качественно новый этап развития и укрепления казахстанской идентичности и единства. Одной из важнейших задач модернизации системы образования является формирование интеллектуальной нации, представители которой обладают не только конкурентоспособными знаниями, креативным мышлением, но и высокими гражданскими и нравственными принципами, чувством патриотизма и социальной ответственности. Переход к новому этапу государственного строительства определен пятью институциональными реформами, выдвинутыми Президентом Назарбаевым Н. А. Цель нового этапа - формирование нации единого будущего. В Стратегии «Казахстан-2050» определены принципы нового казахстанского патриотизма, который обозначен важным условием вхождения страны в число 30 развитых стран мира. Фундамент нового казахстанского патриотизма - это равноправие всех граждан и их общая ответственность за успешное развитие Казахстана. В Послании Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. А. народу Казахстана 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» выдвинута общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел» [5,5]. Общенациональная патриотическая идея «Мәңгілік Ел» - это система ценностей, формирующих казахстанскую идентичность и единство, общественное согласие. Гражданское равенство - это фундамент успешного и устойчивого государства. Светское общество и высокая духовность. Результаты исследования показало, что формирования антитеррористической личности студентов становится все более востребованным. Развитие у молодежи гражданского сознания зависит прежде всего как организован процесс изучения идей Стратегии «Казахстан-2050», какими средствами, формами и методами пользуются преподаватели и студенты, какие факторы и условия для достижения этой цели предусматриваются. Формирование антитеррористической личности зависит от уровня духовности и гражданского сознания, гражданской активности и гражданской зрелости личности. В процессе усвоения ценностей у человека формируются положительные человеческие качества. Иначе говоря, человеческие качества и их совокупность - духовность - опосредованное выражение отношений, сложившихся в системе"человек - общество - природа". Духовность охватывает вместе с человеческими качествами так называемую "духовную культуру" - науку, философию, мораль, право, литературу и искусство, народное образование, средства массовой информации, обычаи, традиции, а также религию и религиозную практику - богослужение, культ, религиозные ритуалы и т. д., религиозную литературу, религиозное искусство и многие другие исторические и современные ценности. В процессе развития взаимоотношений человека с природой обогащается и изменяется сознание человека, особенно его научные, философские и религиозные представления. Поэтому различаются взгляды, социальные оценки и установки, идеалы, ценности людей, живущих в разные исторические периоды. Сознание не полностью входит в духовность, ибо в нем много меняющихся, временных, случайных явлений. На сознание большое влияние оказывают преходящие страсти, настроения. Духовность же в один миг не изменяется. Она обладает глубокими историческими и культурными корнями. Правда, и на нее оказывают влияние устойчивые чувства, связанные с честью и достоинством, национальной гордостью[4,68-69]. Однако эти чувства непреходящие. Значит, духовность - существенное в сознании или сущностное сознание. В этом смысле духовность, как и сознание, - явление идеальное, но не божественное. Идеальность не раскрывает сущность духовности - идеальное есть только одно из свойств духовности. Духовность связана с утвердившимися в качестве ведущих идеями, а также с мировоззрением и убеждениями людей. Действительно, духовность не может быть чем-то случайным, второстепенным и временным в сознании. Она, превратившись в стойкие убеждения, поднявшись до уровня ценностей, играет решающую роль в определении общественные отношений и человеческого поведения. Без убеждений и убежденности не бывает духовности. Убеждения являются одним из ее основных столпов. Они придают ей целостность и единство, объединяют ее различные составные части и связывают с практикой. Убеждение относится к тем понятиям, которые помогают раскрыть сущность духовности. Убеждения представляют собой прежде всего систему знаний- наиболее важных, первостепенных, устойчивых понятий, возникших на основе твердой веры, без колебаний и сомнений, в определенные идеи и идеалы, независимо от их истинности или ложности, а также активное интеллектуальное и эмоциональное восприятие их, преданность им, стремление соотносить с ними свою жизнь. Содержанием убеждения является знание. Ибо человек должен знать, во что он верит, к чему стремится, с чем соотносит свои поступки и жизнедеятельность. Являются эти знания светскими, религиозными или их смешением, независимо от этого они составляют в широком смысле содержание убеждения. Без знаний нет и не может быть убеждения. Прогрессивность или консервативность убеждения, его гуманистический или эгоистический характер и множество других характеристик зависят от знаний, составляющих его содержание. Однако не всякое знание, особенно обыденное, становится убеждением [6,17]. Человек без убеждения никогда не бывает преданным и волевым, напротив, в определенных условиях он проявляет склонность к измене. Обогащенная преданностью, вера приобретает нравственное содержание. Преданность придает убеждению, всей духовности в положительном смысле моральные переживания, искренность и социальную ориентацию, т. е. цель. В нашем случае преданность - один из элементов убеждения, который определяет его "гражданский" облик. Ибо через преданность убеждение человека связывается с великими национальными и общечеловеческими ценностями, поучительными биографиями и деяниями подвижников, творческих личностей, мыслителей, историческими событиями, становится более конкретным, жизненным. Благодаря преданности убеждение из явления разума превращается также в явление души. Через преданность убеждение приобретает индивидуальную форму, становится фактом гражданского сознания и деятельности определенной антитеррористической личности. Преданность является большим эмоциональным стимулом Идеал - это сложившиеся представления о реально возможном совершенстве содержания и формы социальных ценностей (в том числе формирования антитеррористической личности), которого можно достичь в процессе развития общества. Человек всегда мысленно сравнивает достигнутые успехи с определенными идеалами, не удовлетворяясь сложившимся положением, стремится их совершенствовать. В своем стремлении сам он тоже совершенствуется. В этом смысле идеал представляет собой высший социальный ориентир в реализации нравственных, правовых, гражданских потребностей, интересов личности и общества. Поэтому идеал можно считать элементом убеждения. Без идеала нет убеждения, следовательно, и духовности. Но идеал не следует абсолютизировать. Иначе он превратится в абстрактное, нежизнеспособное, иллюзорное явление. В исламе абсолютность - это качественный атрибут эпитетов Аллаха, она присуща его свойствам и воле. В философии Гегеля "абсолютная идея" фактически выступает синонимом Бога."Абсолютная истина" марксистской философии не что иное, как логическая спекуляция, попытка истолковать выводы Гегеля материалистически. Она означает, что в процессе познания человеческие знания все больше соответствуют объективной реальности [7,149]. Общественный идеал имеет конкретно-исторический характер. Нет никакой надобности мистифицировать его. В устном народном творчестве Алпамыс - идеальный герой: художественно-эпический образец ума, проницательности, физического совершенства, мужества, народолюбия и патриотизма. Поэтому необходимо сначала формировать у студентов образ "идеального гражданина" через гражданскую зрелость. Гражданская зрелость - это основанное на научном мировоззрении, идейной убежденности сложное социально-политическое и психологическое состояние (образование), суть которого - в осознании личностью своих гражданских прав и обязанностей, в их активной реализации в конкретных делах и поступках. В числе критериев гражданской зрелости студентов рассматриваются осознание и выполнение студентом своих прав и обязанности гражданина. Их конкретные проявление- знание прав и обязанности гражданина Республики Казахстан, развитость социально ценных мотивов участия в общественной деятельности, сформированности и ответственности, отношение к учению и труду, т.е. к выполнению гражданских обязанности. Теоретико-педагогические основы практического решения проблемы К важнейшим теоретико-педагогическим основам практического решения проблемы относим следующие: - особенности формирования антитеррористической личности студентов; - цели и задачи этого процесса в изучении идей Стратегии «Казахстан-2050»; - педагогические принципы решения проблемы; законы и закономерности; - педагогическая концепция; - факторы и условия, оптимизирующие процесс формирования антитеррористической личности студентов; - специфические функции учебной работы и педагогического руководства; - систему формирования гражданской активности студентов в процессе изучения идей «Стратегия «Казахстан-2050»; - требования к: содержанию формирования антитеррористической личности студентов; процессу, его структурно-содержательной основе; технологии; средствам. Особенности формирования антитеррористической личности студентов в процессе изучения идей Стратегия «Казахстан-2050» в: - специфике идей, его направленности, содержании - приобретении студентами теоретико-практических демократических знаний, понятий и представлений о ценностях демократии, идеях национальной независимости; направленности сознания студентов на верование в Национальную идеологию при освоении национальной идеологии Правительства Казахстана; - ориентире студентов (под воздействием на гражданское сознание мотивацией - личностной, общественной, социальной, перспективной) на комплекс социально важных действий в направлении учебы, профессионально-личностной перспективы, социально значимой и общественно полезной деятельности; - формировании антитеррористической личности студентов как сугубо личностного образования с комплексном жизненно важных перспектив (в учебе, избранной профессии, в жизни); - направленности и активизации учебно-воспитательной работы студентов на гражданскую ориентацию студентов, формирование положительного отношения к выполнению предложенных гражданских заданий, поручений, дел, обязанностей, мероприятий. Основываясь на анализе теоретических исследований современных ученых изучении практического опыта, исходя из результатов наших исследований, полагаем, что процесс формирования антитеррористической личности студентов вузов должен рассматриваться с позиций: воспитательной, служащей основой гражданского воспитания личности студентов; дидактической, являющейся мотивацией к активности; психологической, вызывающей моральное и эмоциональное удовлетворение деятельностью и стимулирующей ее; социальной - укрепляющей гражданскую позицию студентов. Студент, в нашем понимании, не просто развивается, изучая Стратегию «Казахстан-2050» и другие дисциплины (т.е. через усвоение определенного объема знаний), но и определенным образом их реализует. Его гражданская активность реализуется в зависимости от направленности личности и ее ценностных ориентаций. Потому, что все зависит от того, какие проблемы значимы для студента, в какой мере они беспокоят его, дают ему чувство удовлетворения или порождают неудовлетворенность. Как показывает анализ результатов исследования, что активность в целом присуща любому человеку, а тем более студентам. Она возникает в ситуации, когда какие-то желания, устремления студента не могут быть удовлетворены за счет существующих условий. Важнейшими элементами формирования антитеррористической личности студентов, по нашему мнению, являются демократические идеалы, ценностные ориентации, усваиваемые знания по Стратегии «Казахстан-2050», их личные позиции. Таким образом, можно констатировать, что педагогической целью формирования антитеррористической личности студента являются: изменение стереотипа отношения к явлениям жизни, определяющих его потребность и мотивы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.