АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК В XXI ВЕКЕ Гончарук А.Ю.

Российский государственный социальный университет


Номер: 3-3
Год: 2016
Страницы: 83-85
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

эмоционально-образное развитие, психология и педагогика, высшая школа, социокультурно-педагогическая эмотивация, зрелищные и аудиовидеоискусства, концептуальное моделирование, музыкально-исполнительская подготовка (театральное искусство), III государственный стардарт, emotional-imaginary development, psychology and pedagogy, higher school, social-cultural-educational emotivatoin, entertainment, and audoivideoarts, conceptual modeling, musical performance training (theater), III state standard

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В основе изучения и совершенствования систем психологии и педагогики высшей школы лежит диагностика тенденций эмоционально-образного развития личности учащегося в университете докторанта, аспиранта, слушателя бакалавриала, магистранта, студента на различных этапах экспериментальной деятельности. Внедрение идей концептуального моделирования социокультурно-педагогической эмотивации в практику проведения факультативных, внеаудиторных занятий по авторскому курсу «Музыкально-исполнительская подготовка (театральное искусство)», определяющих проектирование, осуществление организационно-содержательных состояний, процессов (субъективных показателей) университетских программ III государственного стандарта, в состоянии, отчасти, способствовать качественной модернизации университетского образования, в целом.

Текст научной статьи

Авторская система социокультурно-педагогической эмотивации разработана, апробирована и реализуется на кафедре социальной и семейной педагогики факультета социальной работы, педагогики и ювенолонии Российского государственного социального университета с 2003 г. [1, сc. 6 - 48]. Объединяют эмоционально-образные факторы нравственно-эстетического развития личности учащегося бакалавриата с социально-педагогической спецификой науки, технологии высшего образования коммуникативно-творческие доминанты зрелищных, аудиовидеоискусств с их взаимообусловленными импровизационностью, интуитивизмом и самокорректируемостью; в нашем 45-летнем школьно-университетском опыте, культурология нравственно-эстетического творчества, эмоционально-образные неопозитивы шедевров художественного творчества выполняют как компенсаторную по отношению друг к другу, так и творчески стимулирующую функции. Процессуально-самообновляющийся характер данного процесса ассоциируется и с природой нравственно-эстетического отношения университетского юношества к действительности своей ВУЗовской жизнедеятельности, и со зрелищной сущностью театрального, кинематографического, циркового, аудиовидеоискусств. Сделав акцент на экспериментальном изучении взаимосвязи эмоционально-образных факторов с мировоззренческим потенциалом данного прогресса, мы коллегиально определили компоненты совершенствования объекта исследования - совокупности сложившихся к настоящему времени социокультурно-педагогических условий, как способствующих, так и препятствующих гармоничному развитию учащегося бакалавриата (субъекта культуры) по законам красоты адекватно меняющейся многообразной реальности. Таким образом, автор впервые разработал теорию социокультурно-педагогической эмотивации, характеризующую методологию изучения общественных условий саморазвития нравственно-эстетического отношения университетской молодёжи к действительности средствами зрелищных, аудиовидеоискусств, реализовав данную систему в процессе многолетней лекционной, практической и внеаудиторной образовательной деятельности [2, cc. 34 - 67]. В основе изучения и совершенствования теории социокультурно-педагогической эмотивации лежала диагностика психолого-педагогических тенденций-трендов эмоционально-образного развития личности учащегося университета, студента на различных этапах экспериментальной деятельности. Включая идеи концептуального моделирования социокультурно-педагогической эмотивации в практику проведения факультативных, внеаудиторных занятий по авторскому курсу «Музыкально-исполнительская подготовка (театральное искусство)», определяющих проектирование, осуществление организационно-содержательных состояний, процессов (субъективных показателей) университетских программ III государственного стандарта, мы рассмотрели социокультурно-педагогические условия качественного усовершенствования используемых форм и методов (объективных показателей) [3, сс. 3 - 162]. С целью обеспечения максимально разностороннего, гармоничного развития каждой личности слушателя курса, реализовались такие основные научно-педагогические подходы к организации нравственно-эстетически развивающего процесса, как: а) его модуляция на основе поисковой ориентации образовательной деятельности юношества; б) его преобразование на базе активизации эмоционально-образных факторов-ориентиров в совместной с преподавателями сотворческой коммуникативной, семиосоциопсихологической активности [4, сс. 20 - 25]. Фиксирование результатов, уровней развития социокультурного отношения слушателя к действительности в системе психологии и педагогии зрелищных, аудиовидеоискусств в ВУЗе происходило как определение совокупного эмотивно-образовательного продукта. Выработка теоретических ориентиров анализа, характеристики социокультурно-педагогических условий саморазвития нравственно-эстетического отношения юношей, девушек к реальности средствами зрелищных, аудиовидеоискусств выявила достоверность решения таких проблем исследования в области теории, истории образовательной культуры, как: а) использование диалектики тенденций эмоционально-образного развития личности на различных этапах совершенствования её нравственно-эстетического отношения к действительности; б) активизация саморазвития личности студента средствами зрелищных, аудиовидеоискусств и нравственно-эстетического творчества; в) потенциально-прогностическая, вероятностно-перспективная ценность социокультурно-педагогической импровизации, нравственно-эстетической соактивности экспериментатора и слушателя в системе сотворческой, соуправляемой, объективно-закономерно самовоспроизводящейся коммуникативной природо-, культуросообразной самодеятельности. На основе проведённого исследования сделаем следующие выводы. 1. В современной ситуации становления новой университетской социокультурно-педагогической парадигмы, отвечающей потребностям нравственно-эстетически коммуникативного развития постиндустриального или информационного общества, принципиально важно поставить лучшие произведения мировой культуры, художественного творчества "на службу" разностороннего и гармоничного до-воспитания человека XXI века в системе психологии и педагогики высшего образования. 2. В отечественной и зарубежной педагогической социокультурологии накоплен значительный теоретический материал и практический опыт коммуникативного образования молодёжи. В то же время, катастрофично отсутствуют фундаментальные исследования, разработки, предметом которых является использование зрелищных, аудиовидеоискусств в основных и внеаудиторных формах психологии и педагогики высшего образования. 3. Одним из перспективных средств нравственно-эстетического развития учащегося в университете молодого человека служит теория социокультурно-педагогической эмотивации, разработанная автором на основе классических и современных образовательных идей с учётом реалий современной жизни в 1969 - 2014 гг. Система социокультурно-педагогической эмотивации представлена в монографических исследованиях как совокупность концептуально-теоретических основ, технологических средств, приёмов нравственно-эстетического саморазвития личности слушателя средствами психологии и педагогики высшей школы, учитывающих эмоционально-образную природу зрелищных, аудиовидеоискусств и реализуемых в экспериментально моделируемых общественных условиях. 4. Основой методических разработок служит предположение о том, что поскольку эмоционально-образная природа зрелищных, аудиовидеоискусств является эмпирической первоосновой, "вектором" ценностных художественных ориентаций воспитанника, то модель социокультурно-педагогических условий их становления, развития разносторонне-гармонично отражает объективную, субъективную фактуру эмотивной организации процесса воздействия образовательных неопозитивов психологии и педагогики высшей школы на совершенствование нравственно-эстетического отношения слушателя к себе как части осваиваемой им действительности. 5. Технологический, поисковый подходы к использованию психолого-педагогической системы образовательных условий, в которых может быть успешно реализована концептуально-теоретическая модель социокультурно-педагогической эмотивации, характеризуются своими уникальными развивающими возможностями, взаимно дополняя друг друга. 6. Опыт развития социокультурно-педагогического отношения воспитанника к действительности, полученный им на академических занятиях, в процессе внеаудиторных форм коммуникативно-творческой деятельности, благотворно влияет на его мировоззрение и психологический статус в обществе. 7. Полученные в работе результаты, выводы могут практически использоваться преподавателями психологии и педагогики высшей школы в любых университетах мира, ВУЗах разного профиля и типа, а также при подготовке преподавателей искусств, нравственно-эстетического творчества на курсах повышения квалицикации и технологической переподготовки научных кадров. Предстоит продолжать осваивать новейшие системы медиакоммуникативных средств как каналы творческого сотрудничества университетских школ мира, позволяющий учащейся молодёжи, её духовно-нравственным учёным-наставникам оперативно получать, передавать, усваивать и транслировать социокультурно-педагогическую информацию.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.