РОЛЬ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Райская Е. О.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №40 г. Томска структурное подразделение «Детская школа искусств»


Номер: 3-4
Год: 2016
Страницы: 15-17
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

школа искусств, музыкальные способности, педагог , art school, musical ability, а teacher

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье определяется место дополнительного музыкального образования в системе общего образования детей, а также рассматриваются основные задачи школы искусств в условиях изменения социальной среды.

Текст научной статьи

Музыка способна «задевать душу», пробуждать чувства, исцелять разум. «Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения ценить прекрасное, без активизации творческого начала невозможно становления цельной, гармонически развитой личности». [1, 232] Музыкальное образование является дополнительным к основному курсу предметов и далеко не все дети изучают музыку. Имеющий даже самые скромные музыкальные данные, ребёнок с радостью занимается игрой на инструменте, так как для него это демонстрация в первую очередь родителям своей индивидуальности. Выступления на сцене поднимают самооценку. Ещё большое значение имеет то, что ребёнок на уроке в музыкальной школе находится один или в малой группе (ансамбль), то есть ему посвящается всё внимание учителя, ребёнок не испытывает психологического страха оказаться хуже одноклассников. Изначально ребёнок положительно настроен на школу, ему интересно узнавать что-то новое, нравится учиться. Но школьная система не соответствует запросам творчества, идеи гуманистической педагогики, «которые утверждают, что школа должна не столько учить, а учитель поучать, контролировать знания и степень их усвоения, сколько создавать условия и формировать интерес, желание учиться, творчески развиваться, расти» в реальной жизни не имеют воплощения. [2, 74] То есть знания, «закладываемые» в память обучающегося, не способствует творческому росту. Для воспитания всесторонне развитого человека необходимо гармоничное развитие всех сфер личности: интеллектуальной, эмоционально-чувственной, нравственно-волевой, физической и др. Именно на это и направлена работа детских школ искусств, включающие в себя предметы художественно-эстетического направления. Музыка во все времена, в различных странах мира являлась обязательным предметом для обучения интеллигентного человека. Она признана незаменимым фактором воспитания духовно богатого, высоконравственного человека. Очень сильное воздействие музыка имеет на эмоциональную сферу. Для ребёнка, чей эмоциональный фон ещё мал, это является крайне важным. Ведь чем богаче развиты человеческие чувства, тем больше проявляется интерес к жизни и стремление к самосовершенствованию. На музыкальные отделения школ искусств при общеобразовательных школах родители приводят детей не для того чтобы вырастить музыкантов, а для общего развития, чтобы ребёнок после обязательного курса воплотил свою творческую энергию. От преподавателя в данных условиях требуются высокопрофессиональные знания, умения, навыки, организаторские способности. А также человеческие качества - доброжелательность, коммуникабельность, любовь к красоте, к искусству; знания сущности и особенностей музыкальных произведений, социальной роли музыки в жизни людей. «Дополнительное образование - специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, представляет собой процесс и результат формирования личности ребёнка в условиях развивающей среды, предоставляет детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения». [3, 288] В современных условиях школы искусств - центр распространения музыкальной культуры, обучения будущих профессионалов, воспитание слушательской аудитории, любителей и ценителей музыки. Основные задачи школы искусств заключаются в следующем: - формирование эстетических вкусов; - общее музыкальное образование; - воспитание слушательской аудитории; - обучение игре на различных музыкальных инструментах; - обеспечение базового уровня усвоения материала; - формирование умений самостоятельной работы, ответственности; - развитие творческих задатков. Результат работы преподавателя в любом направлении будет известен лишь спустя время. Вся деятельность должна быть направлена на будущее и корректироваться в процессе обучения в зависимости от предполагаемой цели. Так как деятельность детской школы искусств при общеобразовательном учреждении носит художественно - эстетическую направленность, то основная задача преподавателей - расширение кругозора обучающихся, привитие любви к труду, искусству, нежели развитие пианистических навыков до предпрофессионального уровня. Такая задача ставится, только если позволяют данные ребёнка, есть желание со стороны родителей и нацеленность ученика на поступление в среднее и высшее профессиональное учебное заведение. С целью воспитания патриотически настроенного гражданина следует опираться на традиции отечественного художественного образования: - внутренняя взаимосвязь компонентов учебного плана; - сбалансированность составляющих частей; - гибкость плана; - возможность переориентации обучающихся; - последовательность этапов развития личности. К сожалению, современная обстановка, окружающая ребёнка, не предполагает привитие любви к «высокому» искусству. В большинстве своём современные родители мало интересуются духовным развитием своего ребёнка в силу своей занятости и отсутствием свободного времени у ребёнка. Как правило, обучающийся после школы занят подготовкой достаточно объёмного домашнего задания, техническими и гуманитарными кружками. Также мешают распространению культуры средства массовой информации засильем низкохудожественных продуктов кинематографа, аудио- и телепередач. Таким образом, складывается атмосфера, в которой нет ни времени, ни места для культурного совершенствования подрастающего поколения. Ещё одним отрицательным фактором является то, что школьные нагрузки, не соответствующие возрасту, приводят к психо-физическим и двигательно-моторным нарушениям. Часто в музыкальную школу приводят детей с различными отклонениями от нормы. Родители таких детей ставят перед преподавателем минимальную задачу - развить чувство ритма, координацию, слух. Им требуется особое внимание педагога: такт, поощрение попыток ученика высказать свою точку зрения. Его успехи или неудачи сравниваются и оцениваются по его возможностям, а не в сравнении с другими детьми. На приёмных экзаменах в музыкальные классы трудно определить музыкальные данные ребёнка и спрогнозировать их, поэтому, как правило, принимаются все желающие. Это приводит к усреднению образовательного процесса, но в то же время, детские школы искусств должны создавать реальные условия эффективной подготовки детей для дальнейшего обучения в средне-профессиональных и высших учебных заведениях. Одним из главных принципов современной методики преподавания является недопустимость психологического давления на ученика. Обучение основывается на личностно-ориентированном подходе, на создание доверительных отношений между учеником и преподавателем. Одной из особенностей музыкальной подготовки ребёнка является взаимосвязь нескольких предметов. Все они по-своему раскрывают мир музыки - одни с теоретической стороны, другие - с практической. Так чередуются формы и методы обучения. Образовательные программы школ искусств обеспечивают индивидуальный подход к развитию личности, позволяют корректировать учебную нагрузку, не отклоняясь от выполнения требований. Так же создаются условия «для выполнения одной из задач художественного образования, связанной с вхождением ребёнка в мир искусства, освоение им выбранных мировой культурой ценностей». [3, 291] В связи с усложнением задачи музыкальной школы отвечать различным потребностям и запросам обучающихся и родителей, необходимо использование разноуровневых программ, сочетающих в себе традиционные и инновационные методики преподавания, позволяющие наиболее эффективно организовать учебный процесс. Задача первых трёх лет обучения заключается в определении и развитие способностей ребёнка, цели его обучения. Следующий этап обучения с четвёртого класса - непосредственное развитие пианистических знаний и навыков в зависимости от поставленных ранее задач, практическая демонстрация полученных умений на конкурсах, концертах, олимпиадах, контрольных уроках. По окончании основного курса и получении аттестата возможна дальнейшая профилизация по предмету, направленная на подготовку к поступлению в средние и высшие учебные заведения. Таким образом, роль детской школы искусств при общеобразовательном учреждении сводится к удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей при поддержке должного уровня образования. Такая «форма дифференцированного обучения соответствует современным требованиям музыкальной педагогики и позволяет обеспечивать более полную реализацию творческих возможностей потребностей учащихся». [3, 293]

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.