МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К РУЧНОМУ ТВОРЧЕСТВУ Мельникова О.А.,Миронцева О.Ю.,Гринева Н.А.

МБДОУ детский сад № 64 " Искорка"- Центр развития ребенка, г. Старый Оскол


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 28-30
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

В современной дошкольной педагогике проблема организации образовательной работы по художественно - эстетическому развитию в дошкольных учреждениях занимает особое место. Творчество способно наполнить жизнь ребенка радостью, возбудить потребность работу мысли, ввести его в атмосферу поиска. Дошкольная дидактика исходит из положения о том, что полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности. Работа по художественно эстетическому развитию будет успешной в том случаи, когда в процессе педагогической деятельности будут учитываться индивидуальные особенности ребенка, его потребности, интересы и уровень его общего развития. Организовывая ООД по художественно эстетическому развитию, прежде всего надо изучить необходимую литературу, психолого-педагогическую, методическую, чтобы быть компетентным в этом вопросе. Далее необходимо выявить уровень развития мелкой моторики рук ходе ООД. Для этого необходимо в психолого-педагогической литературе подобрать необходимые диагностики. Важную роль в этом процессе играет уровень подготовки воспитателя, его мастерство и способности. Привлекая детей к ручному творчеству, следует учитывать их желание и интерес. Главное - чтобы ребенок испытывал удовольствие от предлагаемой ему деятельности. Заинтересовать детей к изобразительной деятельности помогают различные дидактические игры, которые объедененны в следующие подгруппы: «Бумага и клей», «Тесто, пластилин, глина», «Камешки, скорлупки, прутики». Приобщая дошкольников к ручному творчеству, воспитатель не должен ограничивать себя и детей в выборе изобразительных средств. Игры, которые относятся к группе «Бумага и клей» направлены на развитие умения взаимодействию с бумагой и клеем, происходит закрепление приемов изготовления аппликации. Так «Разноцветные комочки», мы предлагаем 4-5 летним детям поиграть бумагой (гофрированной, салфетки), предлагая скатать комочки. Скатывая комочки, дети вместе с педагогом рассматривают их и определяют их сходство с другими предметами. Педагог при помощи вопросов активизирует мыслительный процесс и воображения дошкольников, дети выявляют на что похожи комочки: «Какие замечательные у нас получились комочки! На что они похожи? Маша, какого цвета твой комочек? Правильно, белого. На что он похож? Может быть, это облако? А твой, Даша, желтый комочек на что похож? Это, наверное, солнышко? А может быть, цыпленок?..» Можно покатать комочки по столу, сложить на поднос» Затем воспитатель берет лист плотной цветной бумаги, намазывает его клеем и предлагает детям наклеить на него комочки. Затем дети могут приклеивать комочки в любом месте листа - получится произвольная композиция. После чего воспитатель берет лист плотной цветной бумаги, намазывает его клеем и предлагает детям наклеить на него комочки. Воспитанники с помощью клея и комочков создают произвольные композиции. Педагог любуется получившимся узором, хвалит детей. Если детям нравится эта деятельность, можно дать каждому ребенку лист цветной бумаги и предложить сделать картинку самостоятельно. По завершении работы нужно рассмотреть получившиеся поделки, попросить дошкольников рассказать, что у них получилось, похвалить их. Затем целесообразно предлагать детям заготовки с контурными изображениями котенка, солнышка, кораблика и т.д., которые они будут заклеивать комочками бумаги. Летом можно предложить им сделать аппликацию «Лужок с цветами», осенью - «Листопад», зимой - «Снегопад». Дошкольники средней группы уже умеют пользоваться кисточкой, и им можно предлагать самим намазывать бумагу клеем (сделанным из муки или крахмала; можно также пользоваться нетоксичным клеящим карандашом). Эти игры являются лишь подсказкой воспитателю, а не образцом, который он должен воспроизвести в точности. Отталкиваясь от предложенных в пособии вариантов по реализации ООД , педагог может импровизировать, творчески относится ко всему, что составляет педагогический процесс. Воспитатель, работающий в данном направлении должен осуществлять полидисциплинарную деятельность с использованием многофокусного анализа. То есть организуя педагогический процесс , он должен выступать в нескольких позициях: психолога, педагога, игротехника. Кроме позиционных "портретов" детей у него должен быть сформирован и интегрированный "личностно - деятельностный" портрет ребенка. Педагогу необходимо реализовать ООД по художественно - эстетическому развитию, используя творческий потенциал, создать условия для общего психического развития дошкольника, в частности условия формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению, развивать умения и способности к самостоятельному решению педагогических проблем в процессе реализации ФГОС на основе базовых теоретических подходов. Разработан тематический план по художественно эстетическому развитию. Данный план был озвучен на педагогическом совете ДОУ, а затем на родительском собрании. Методические рекомендации при организации непосредственно организованной деятельности по ручному творчеству: Ход ООД: 1. Организационный момент. Создание мотивации. 2. Введение в организованную деятельность. Подготовка к усвоению нового материала. Умение дошкольников применять знания и навыки по образцу. Анализ задания. Создания плана работы. 3. Творческая практическая деятельность дошкольников. Оформление творческой композиции. Обсуждения результатов деятельности. 4. Анализ ООД по ручному творчеству. Воспитатель, организовывая педагогический процесс по приобщению дошкольников к ручному творчеству должен: Наперед продумать композицию работы, выбрать цвет, размер и положение объемной композиции или на плоскости. Подобрать детали, материал и технику изображения. Обозначить технику выполнения, чем и как будут соединять между собою детали, создавая общий фон. Задачами непосредственно организованной деятельности по ручному творчеству являются: 1. Осознание художественно-эстетического вкуса. 2. Развитие образного мышления. 3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции. 4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем. 5. Затем следует переходить к последовательной и систематической работе приобщению дошкольников к ручному творчеству. С целью приобщению детей к ручному творчеств для каждой деятельности даются советы направлены на активизацию творческих способностей дошкольников Педагогические требования по организации ручного творчества. Значение навыков и умений, которые усваиваются детьми в процессе ручного творчества, для дальнейшей трудовой и художественно эстетической деятельности. Ручное творчество как способ формирования активно творческой личности. Развитие координаций движений. Развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Развитие научно-действенного, научно-образного, логичного, творческого мышления. Развитие моральных и интеллектуальных и эстетических чувств. Моральное, трудовое и эстетическое воспитание. Воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности. Контроль и оценка своей деятельности. Формирование практических умений и навыков работы с материалами и инструментами. В процессе организации непосредственно организованной деятельности не стоит разделять дошкольников на хороших и плохих, гораздо важнее поддерживать каждого ребенка, применяя комплексно индивидуальный подход. И с теми дошкольниками у которых еще не совсем получается выполнять задания, необходимо проводить дополнительные мероприятия, затем чтобы помочь всем детям успешно выполнять поставленные задачи. Задача воспитателя состоит в том, чтобы помочь детям в развитии мелкой моторики руки, в непосредственно организованной деятельности по развитию ручного творчества. Деятельность по ручному творчеству должна быть разнообразной. Педагог обязан заинтересовать родителей перспективами нового направления по развитию детей, вовлекая их процесс творчества, сделать союзниками в своей работе. Совместная деятельность представляет собой очень важный момент, в художественно - эстетическом развитии дошкольников. Любая предлагаемая совместная деятельность детей представляет собой специально выстроенную систему, в которой каждый этап опирается на предыдущей. Задача воспитателя выстраивать и организовывать именно так развитие мелкой моторики рук в процессе педагогической деятельности, чтобы соответствовать нашим возможностям. Следует проводить родительские собрания, с целью знакомства их возможными формами и содержанием работы с дошкольниками направленных на развитие мелкой моторики руки обратить внимание на своеобразие изобразительной деятельности дошкольников Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.