ВЗАИМОСВЯЗЬ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ Арендачук И.В.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 49-52
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Постановка проблемы. Проблема воспитания нравственной культуры и нравственного самоопределения личности становится все более актуальной для ее успешности в современных динамично изменяющихся социально-экономических условиях. Результаты ряда современных исследований показывают высокую значимость нравственно-психологических факторов успешности профессиональной социализации личности, в регуляции ее социального поведения и активности в целом [1; 4; 6]. Перед психолого-педагогической практикой стоит задача формирования личности, способной строить свой жизненный путь, свою судьбу, принимать сложные нравственные решения и отвечать за них, и решить ее «можно только через «призму» нравственного самоопределения» [7, с. 29]. Вслед за А. Л. Журавлевым и А. Б. Купрейченко определим нравственное самоопределение как осознанный процесс поиска личностью нравственных принципов и ценностей, норм и правил, эталонов и идеалов, результатом которого является нравственная позиция, проявляющаяся не только в декларируемых этических принципах, нормах и убеждениях, но в системе отношений личности [5]. Самоопределение - один из социально-психологических механизмов формирования жизненных принципов и смыслов, ценностей и идеалов личности, ее норм и правил поведения, а функцию регуляции социального поведения и активность личности в целом выполняет ее нравственное сознание, которое «включает в себя осознанное отношение человека к своим нравственным качествам, потребностям, мотивам, установкам, а также соотношение реального нравственного "Я" личности и нравственного "Я-идеала"» [8, с. 104]. Исследования по проблеме нравственного самоопределения личности показывают, что оно имеет аксиологическую направленность: - как феномен, имеющий ценностно-смысловую основу, базируется на осознанном и ответственном нравственном выборе, соотносится с требованиями морали и определяется отношением к нравственным общественным и личным ценностям путем нравственной самореализации [10, с. 66]; - как фактор определяющий направленность жизнедеятельности личности, оно связано с ценностями и с потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее [6, с. 3]; - как показатель социокультурного развития личности - определяет ее успешность в реализации жизненных планов, в решением вопросов о ценностных ориентациях, цели и смысле жизни [2, с. 79]. А. Б. Купрейченко и А. Е. Воробьева описывают четыре структурных сегмета нравственного самоопределения: 1) самоопределение в отношении морали и нравственности как части общественного сознания и социального института - определяет его место в системе мировоззрений, философских концепций нравственности, моральных ценностей различных эпох и культур, по отношению к которым субъект должен определить свое отношение; 2) самоопределение в отношении объектов и явлений окружающего мира и бытия субъекта - отражающее его способность к нравственной оценке различных феноменов и явлений различных сфер жизнедеятельности, к формированию стратегий поведения в случае столкновения нравственных и иных мотивов личности (экономических, политических, профессиональных и т.д.); 3) самоопределение в отношении других людей, групп и общества в целом - как проявление нравственности в процессе формирования отношения к Человеку, к человечеству, к людям и социальным группам; в этом контексте личность является носителями определенных этических ценностей, наделяет нравственными смыслами отдельные виды отношений между людьми и формирует стратегии поведения при взаимодействии с ними в различных ситуациях; 4) самоопределение в отношении к самому себе как субъекту отношений нравственности - здесь главными составляющими являются нравственное «Я-идеальное», а также способы и критерии его достижения [7, с. 83]. В данной модели «отдельные сегменты нравственного самоопределения тесно соприкасаются и имеют общий центр или точку опоры ("нравственный стержень") - представления о принципах устройства мира (в частности, представления о происхождении нравственности, ее значимости для общества, абсолютности-относительности и т. д.). С ними тесно связаны смыслы жизни, ценностные идеалы и табу, базовые отношения к миру, людям и самому себе» [7, с. 84]. По мнению Е. Е. Бочаровой, структурная организация ценностей, их конфигурация задает аксиологическую направленность личности - «ее систему ценностных координат самоорганизации, саморегуляции, самореализации и в целом - жизненной позиции». Автор подчеркивает, что она «являет собой сложный социально-психологический феномен, связывающий индивидуальный и коллективный опыт, сохраняющий в себе "эффект интернализации" как принцип самоорганизации личности» [3, с. 59]. Резюмируя, можно заключить, что процесс нравственного самоопределения носит ценностно-ориентированный характер и формирует систему отношений личности. В качестве внутренних стимулов, ценностные ориентации определяют нравственные критерии, в соответствии с которыми личность выстраивает свое поведение в социуме. Эмпирическое исследование проблемы. На основе теоретического анализа публикаций, была сформулирована гипотеза о том, что аксиологическая направленность личности является фактором, определяющим особенности ее нравственного самоопределения. С целью проверки данной гипотезы было проведено исследование, в котором приняли участие 50 слушателей Института дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, обучающихся в бакалавриате по профилю «Психология образования» по очно-заочной форме обучения в возрасте от 21 до 48 лет (средний возраст 33,6 лет). По статистическому критерию «возраст» выборка близка к нормальному распределению (критерий Шапиро-Уилкса W = 0,965; р = 0,148). Особенности нравственного самоопределения исследовались с помощью методик «Нравственное самоопределение личности» (А. Е. Воробьева, А. Б. Купрейченко) и «Метод оценки нравственного развития личности» (И. В. Мащенко, Н. Н. Протько, В. Н. Ростовцев), ценностные ориентации личности изучались с помощью методики «Морфологический тест жизненных ценностей» (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). Выявление взаимосвязи между жизненными ценностями и показателями нравственного самоопределения и развития личности осуществлялось с помощью корреляционного анализа по Пирсону. Согласно полученным данным, при ориентации личности на профессиональную психолого-педагогическую деятельность, на фоне высокого уровня нравственного развития личности значимо выражены: ориентированность в представлениях о нравственности и морали на критерии «воздаяние за добро и зло», «значимость морали» и «представление о нравственности как силе или слабости личности»; нацеленность нравственных стратегий на «активность нравственного поведения» и «обязательность соблюдения нравственных норм»; направленность на гуманистическую и миросозидательную нравственную ориентацию. Согласно типологии А. Б. Купрейченко и А. Е. Воробьевой, данных испытуемых можно отнести к социально-нормативному типу, который характеризуется выраженными представлениями о том, что нравственные поступки, так или иначе, вознаграждаются, а спокойная совесть делает человека счастливым; что нравственные нормы - это фундамент общества, основа сосуществования и сотрудничества людей; что соблюдение нравственных норм - показатель сильной воли, способности человека противостоять соблазнам и своим слабостям. Также у них выражены установки на обязательность соблюдения нравственности в любых ситуациях, на активное противодействие нарушению нравственных норм, как по отношению к себе, так и к другим людям [7, с. 228]. В структуре терминальных жизненных ценностей у испытуемых преобладали ценности: «социальные контакты», как способ установления благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия и реализации своей социальной роли; «достижение», связанное с постановкой и решением определенных жизненных задач, как важных факторов самореализации; «сохранение индивидуальности», своей неповторимости и независимости путем опоры на собственные убеждения и взгляды. Данные жизненные ценности оказались наиболее значимыми в таких сферах деятельности как профессия и образование. Корреляционный анализ (на достоверном уровне р < 0,05) позволил установить, что ценностные ориентации личности связаны с системой нравственных представлений в структуре нравственного самоопределения, особенно с представлением «абсолютность нравственности и морали для всех», которое определяется ценностями «креативность», как реализация свих возможностей в стремлении изменить окружающую действительность (r = 0,40), «сохранение индивидуальности» (r = 0,37) и охватывают практически все сферы жизнедеятельности личности: «профессия» (r =0,41), «образование» (r = 0,36), «семья» (r = 0,37), «физическая активность» (r = 0,37). Ценность «собственный престиж» определяет нравственные представления личности о «значимости морали и нравственности для общества» (r = -0,38), т.е. в нравственных представлениях присутствует допущение о том, что при стремлении к признанию в обществе, следует руководствоваться законами, а не нравственностью, вопросы которой - это удел философии и религии. Выводы. Проведенное исследование особенностей нравственного самоопределения личности показало выраженную взаимосвязь между ее жизненными ценностями и представлениями о нравственности и морали. При ориентации личности на профессиональную психолого-педагогическую деятельность специфика основных компонентов нравственного самоопределения проявилась в доминировании стратегий активности нравственного поведения и обязательности соблюдения норм нравственности; в сформированности его по социально-нормативному типу, характеризующемуся гуманистической и миросозидательной нравственной ориентацией, представлениями о значимости нравственности для общества и непреклонности моральных норм; осознанием своей ответственности за собственный нравственный облик и этичность поведения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.