ГАРМОНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА Гилязеева А.С.

Казанский государственный институт культуры


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 18-20
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Народный костюм длительное время собирал и сохранял особенности зародившиеся в далеком прошлом народа. Любой народный костюм многозначен и неповторим. Исчезая из современного быта, традиционный костюм стал предметом изучения и сохранения истории. Так во многих странах сформировалась культура общенационального костюма, которая, с одной стороны, была связана с прошлым, а с другой - исполняла новые функции - символизировала нацию. Примером может служить татарский костюм, являющийся символом хозяйки универсиады и многих других мероприятий государственного масштаба. Татарский костюм - это бесценное творение, одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими, нравственными взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от корней его создания и национальных традиций. Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных одежде в прошлом. Народный костюм можно сравнить с монументальным изваяниям(памятником) идеального образа человека эпохи. На формирование изображения состава, форм, особенностей орнаментации оказывали влияние географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил, соподчинённость его частей и целостность образа, когда ничто не разрушает его. Это главные условия гармонии татарского народа. Гармония - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. В аксиологическом своем измерении гармония выступает одной из базовых ценностей культуры. В античной культуре термин «гармония» употреблялся для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова гармония в значении «согласие», «договор», «мирное событие»[4]. В 18 в. понятие гармония разрабатывалось метафизиками-рационалистами. Лейбниц развил учение о «предустановленной» гармонии, утверждая, что все монады соответствуют друг другу и это соответствие установлено богом; в частности, соответствуют друг другу душа и тело. Эстетика просвещения, восприняв античное понимание гармонии, подчёркивала её воспитательное значение. Английский философ А. Шефтсбери считает главной задачей воспитание в человеке гармонической уравновешенности различных аффектов, достигающейся полнотой человеческих чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно. Понятие гармонии играло большую роль в эстетике И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Ф. Шиллера. Кант, перенеся источник гармонии в человеческий субъект, понимал гармонию прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью. Развёрнутую теорию гармонии дал Гегель. Гармония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их совокупности и вытекающих из сущности самой вещи. Гармония - эстетическая категория, спутница красоты. Как и в искусстве, гармония в костюме основана на правилах композиции. Композиция костюма - это объединение всех его элементов в одно целое, выражающее определённую идею, мысль, образ. Стилистика требует, чтобы костюм был красив и делал человека привлекательным. Гармония в жизни народного костюма раскладывается на четыре составляющие его жизни, уравновешенные и взаимно дополняющие друг друга: форма, конструкция, колорит (цвет) и декор. Форма одежды. Человек прежде всего воспринимает общую форму предмета, затем - составные элементы формы, цвет и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. Форма костюма влияет на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Наиболее высоким статусом обладает силуэт треугольник - это движение, динамика. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. Треугольник, излучающий себя во все стороны, - символ мысли; его сравнивают с жёлтым цветом. Треугольник основанием вниз или трапеция - более женственный вариант: узкие плечи, широкие бёдра. Это воплощено в женском татарском костюме. Расклешенные платья костюма производят впечатление подвижности, легкомыслия, романтики. Диагональные линии камзола дают нам зрительную иллюзию восприятия и привносят динамику в костюм, скрадывают асимметрию в фигуре. Линии, расходящиеся от центра фигуры вверх камзола (V-образный вырез горловины), расширяют верхнюю часть, сужая центр, талию. Линии, идущие от шеи вверх (волосы, поднятые над висками или зачёсанные наверх, калфак на голове), создают иллюзию более высокого роста и величия. Волнистые линии представленные в рюшах, пришитых к рукавам, низу рубахи подчёркивают округлости, женственность , изгибы тела, а кроме того, добавляют объём[3]. Конструкция женского комплекса состояло из длинного камзола, платья-туники, платка и калфака, штанов и обуви. Камзол с У-образным вырезом горловины, удлинённого, приталенного силуэта, длина которого доходила до уровня бедра или ниже, до щиколоток. Застёжка камзола - на потайную петлю-пуговицу, находящуюся выше линии талии, укорачивает верхнюю часть, тем самым удлиняя ноги является самой гармоничной, так как возникает переоценка размеров верхней части фигуры и ноги кажутся длиннее, чем они есть. Горловина платья оформлена воротником-стойкой и зрительно вытягивает верхнюю часть. Рукава камзола втачные, широкие. Платье приталенного силуэта, может быть отрезным по линии талии. Юбка коническая. Параллельно линии низа юбки настрочена отделочная тесьма с рюшкой, увеличивая объем изделия книзу [1]. Рукава камзола широкие, повторяют коническую форму юбки, по линии низа рукавов настрочена оборка. Обувь - ичиги, кожаные сапожки, выполненные в технике «мозаика» или туфли с криволинейными узорами, причем обязательно с загнутыми вверх носками. В качестве головного убора женщина - татарка использовала калфак, покрывало, шаль, платок. Размеры, формы калфаков были различны. Именно калфак определял способ ношения платка и покрывала. Покрывала и платки могли носить поверх калфака или наоборот; причем, покрывало повязывалось особым способом. Цвет является важным фактором, средством выразительности в композиции одежды. Он оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Подбор цветовой гаммы - это искусство воображения, передачи эмоций. В изобразительном искусстве наименование внешних цветовых особенностей колорита, характеристика «оптической» закономерностью, которая объединяет основные цветовые оттенки произведения. В татарском костюме цвета подобраны по типу - игра на контрастах. У каждого цвета на палитре есть свой «антипод»: Красный - зеленый, оранжевый - цвет морской волны , яичный желтый - синий, желтый - сиреневый, лайм - фиолетовый, так цвет камзола имеет более темную насыщенность, цвет платье имеет противоположную контрастность и более светлый, нежный оттенок, он как бы "испускает лучи яркости" - кажущееся темного силуэта фигуры. Цвет вышивки на камзоле, калфаке как правило золотистый. Он олицетворяет божественность, лучистость и придает яркость темному фону. Декор, рисунок на одежде олицетворяют стиль, создают настроение и формируют впечатление о человеке. Выбор рисунка многое говорит о индивидуальности, характере и темпераменте. Растительные и цветочные мотивы вышивки, металлических украшений татарского костюма необыкновенно разнообразны - от натуралистичных до стилизованных и фантазийных. Впечатления, рождаемые ими, неоднозначны и эмоциональны. Деревенский мелкий цветочек, равномерно распределённый по всей поверхности, - это образ простоты, слаженности, домашнего уюта. Изящные стебли или бутоны причудливой формы настраивают на нечто утончённое, изысканное, таинственное. Все рисунки - регулярно повторяющиеся элементы - организуют, ритмически упорядочивают плоскость всего ансамбля[2]. Нательное платье имеет более крупный, яркий рисунок вышивки, а камзол - мелкий, делая тем самым акцент на яркое, однотонное платье. Эти изображения наполнены энергией, страстностью, стремлением привлечь внимание противоположного пола и очень популярны в одежде и сегодня. В женском татарском костюме удивительно удачно и эмоционально ярко решена гармония его составных частей. Это относится не только к его лучшим классическим образцам, но и ко всему народному (крестьянскому) костюму различных территорий. Традиционную одежду можно по праву назвать воплощением представлений (татарского народа) о гармонии.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.