ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК Каконашвили Л.Ю.

Казанский государственный институт культуры


Номер: 3-6
Год: 2016
Страницы: 23-26
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Современное общество, характеризующееся фрагментированностью по этническому, конфессиональному, социальному признакам, в настоящее время заинтересовано в том, чтобы сохранить накопленный веками нравственный опыт, традиции, которые скреплены общими духовно-нравственными ценностями, этическими и социально-педагогическими идеалами. Сформированность и стабильность нравственных ценностей и моральных регулятивов является одним из приоритетных показателей культуры общества, а их сохранение, выбор, присвоение, осуществляется, как в образовательном, так и в культурном пространстве. В широком смысле, формирование духовно-нравственной культуры представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности человека; становление человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения, регламентируемых системой общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех в любой жизненной ситуации; возникновение способности выстраивать отношение к себе, другим людям на основе моральных норм, правил поведения и социально-нравственных идеалов. В узком смысле, под духовно-нравственным развитием понимается передача детям тех компетенций, которые формируют их нравственность на основе устойчивых правил поведения (императивов), ориентированных на духовные и культурные ценности. На этапе переоценки человеческих ценностей и роста национального самосознания человека большое практическое значение приобретает решение вопроса нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики с активным использованием этнопедагогических средств. Одним из таких действенных, проверенных временем эффективных средств в области нравственного воспитания является восприятие и осмысление татарских народных сказок. Татарские народные сказки в контексте курса «Литературное чтение» учебно-методического комплекта (далее - УМК) «Начальная школа XХI века» способны реализовать цели, задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, на ступени начального общего образования [2]. Характер организации воспитательного процесса определен Федеральным законом Российской Федерации ст. 3 п.1, ст.8 п.1, ст.66 п.1.[3]. Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников будет успешным при соблюдении следующих условий: если раскрытие и использование духовно-нравственного содержания сказок будет соотноситься с имеющимися у школьников нравственными представлениями; если будут использованы актуальные теоретические и методические исследования по татарским народным сказкам; если будет реализована система уроков в соответствии с национально-региональным компонентом (далее НРК) как важного составляющего Основной образовательной программы начального общего образования. Основные общеобразовательные программы начального общего образования в аспекте воспитания предусматривают тесное сотрудничество семьи и школы, так как начало духовно-нравственного развития осуществляет семья. Выделим возрастные особенности младших школьников [1, 85], которые способствуют присвоению нравственных и духовных ценностей, норм, правил поведения и адаптации в новом образовательном и культурном пространстве, используя для примера художественный текст (сюжет, образы) татарских народных сказок: 1.Младший школьник обретает совокупность общепризнанных правил поведения, овладевает простейшими элементами поведенческой саморегуляции. Ярким примером служит образ главной героини сказки «Гульчечек» Гульчечек, доброй, послушной девушки, которую украл сын колдуньи - убыр. Она становится замужней женщиной, поэтому должна выполнять обязанности по дому, почитать и уважать мужа, слушаться свекровь, хотя не разделяет её взглядов, ведь старуха-убыр ведет неправильный образ жизни, «многих батыров с пути сбила, многих в трясину заманила». 2.Ребенок усваивает первичные этические нормы, применение которых приобретает признаки устойчивости; он оказывается предрасположенным к воспитанию нравственных представлений. Героиня Гульчечек одноименной сказки, соблюдая нормы этикета, с уважением обращается к старому дуплистому вязу (ассоциация с пожилым человеком) и т.д. Показательна в этом отношении и сказка «О мудрой хитрости», героями которой являются лиса и петух. Лиса - кровный враг петуха. Она хитра и коварна и, чтобы добиться своей цели, то есть съесть петуха, не стесняется хвалить свою жертву, говорит слащавые комплименты в его адрес. Комплимент лисы - это только начало хитросплетённой сети лести. После этого она прибегает к более коварной хитрости: дескать, падишах издал указ, повелевающий всем подданным жить между собой в дружбе. Однако петух не даёт обмануть себя. Более того, придумывает хитрость: намёками даёт знать, что со стороны деревни бежит собака. Лиса, ясно, навостряет уши. Таким образом, безобидная домашняя птица одерживает верх над сильным хищником, и как бы ни была тонка паутина лести лисы, петух сплёл более искусную сеть, победил своего врага, оставил его в дураках. Лиса в этой сказке соблюдает уважительное отношение к Петуху, но они, заведомо, неискренние, этот прием она использует в корыстных целях. 3.Возникновение моральной мотивации у младшего школьника; поведение может проявляться в трех разновидностях: моральное (положительное или отрицательное), объективно морально значимое, но не регулируемое индивидуальным моральным сознанием поведение и внеморальное. Так, в сказке «Гульчечек», героиня, несмотря на запрет злой старухи - свекрови, убегает из дома, чтобы повидаться с матерью и отцом. Муж ее, сын свекрови, также покидает родной кров, устав от коварства, злых чар своей матери, чтобы искать счастья по свету. Их мотив понятен, они не могут смириться с таким образом жизни, которым их заставляет жить злая колдунья, мать и свекровь. 4.Оценка приобретает специфически нравственный характер: школьник пытается сделать выбор поступка между принципиальным и беспринципным поведением героя сказок. На примере бытовой сказки «Шурале», дети одобряют поступок дровосека Былтыра, который, несмотря на то, что Шурале ведет себя по отношению к другим персонажам неподобающим образом, щекотит путников, иногда может и досмерти, дровосек всего лишь обманывает Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве, не наказывая сурово. В сказке «Коза и овца» поведение козы и овцы дважды ставят детей перед нравственным выбором: в первый раз, когда уходят из дома от старика со старухой, где долгое время служили, чтобы их не пустили на мясо; затем, когда вновь возвращаются к ним из боязни умереть с голоду или быть растерзанными волками. 5.У детей появляется самооценка, которая формируется на примере татарских сказок о животных «Котан Иваныч» и «О мудрой хитрости». Герои сказок являются ярким примером и завышенной, и заниженной самооценок. Лиса, которая в любой ситуации, всегда остается хозяйкой положения - завышенной самооценки. Волк, который всегда подчиняется, не имея собственного мнения - заниженной самооценки. Петух и Котан Иваныч имеют адекватную устойчивую самооценку, независимо от ситуации, но часто прибегают к «мудрой хитрости». Так Петух не поддается Лисе, зная, что он ей не товарищ и не друг, отвечает ей хитростью на хитрость, Котан Иваныч действует согласно ситуации опасности, объявляя себя «участковым инспектором». Хитрость также помогает ему выжить. 6. Формируется чувство долга, которое обеспечивает поведенческую стабильность ребенка, создает условия для продуктивной организации учебно-воспитательной деятельности. Чувство долга проявляют персонажи - одушевленные предметы, стоящие перед правом выбора - помогать Гульчечек или нет, - это раскидистый вяз, серебряное озеро, развилистая береза, скворушек в одноименной сказке «Гульчечек». Они помогают героине, потому что она нежно и ласково просит помочь ей, бедной девушке. Рассмотрим особенности организации образовательного пространства младших школьников в рамках УМК «Начальная школа XХI века» с учетом НРК (этнокультурная составляющая образовательного процесса, обеспечивающая связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях). Курс «Литературное чтение» УМК для младших школьников предлагает два раздела: 1) «Виды речевой и читательской деятельности», включающий следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение; 2) «Творческая деятельность учащихся». Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых» картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация, компьютерные игры, в ходе чего у детей формируются базисные представления о человеческой культуре. Каждая общеобразовательная программа осуществляется по пяти направлениям: учебная деятельность, школьная внеучебная деятельность, внешкольная деятельность, семейное воспитание, изучение культурологических и исторических основ традиционных российских религий. В условиях семейного чтения (воспитания) школьники 1-го класса знакомятся со следующими художественными текстами татарских народных сказок: три сказки о животных «Котан Иваныч», «О мудрой хитрости», «Коза и овца», (перевод Р.Кожевниковой), бытовая сказка «Шурале» (перевод С.Гильмутдиновой), волшебная сказка «Гульчечек». Обратившись к истории возникновения татарских народных сказок, следует отметить, что собирание сказок началось относительно поздно, первые печатные сказки (всего 8 текстов) появились в «Татарской хрестоматии» М. Иванова в 1842 году, а первый сборник татарских сказок «Предотвращение лени у мальчиков и девочек» вышел в 1900 (автор - составитель Таип Яхин). Сказок о животных у татарского народа немного, их основные герои - дикие и домашние животные, птицы и т.д.; почти половину татарских сказок составляют волшебные сказки, чуть меньше половины сказок-бытовые. Универсальная воспитательная ценность татарских народных сказок заключается в том, что они воздействуют не только на сознание, но, будучи эмоционально выразительными, служат источником ярких коллективных переживаний и формируют общественно значимые чувства, выступают средством приучения, формируют волевые качества и эмоциональные отношения, навыки и привычки поведения. Сказки заключают в себе широкие потенциальные возможности для формирования нравственных убеждений, взглядов, поведения. Образы героев сказок наполнены высокодуховными нравственными ценностями, которые раскрываются в контексте сказок и выступают как обязательные составляющие души и характера младшего школьника. Младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения героев в сказках, условность сюжета. Они знают, например, что шурале - это вымышленный герой, он не может разговаривать человеческим голосом, тем более шутить, щекотать и т. д., знают, но с удовольствием остаются в этом сказочном условном мире. И нет педагогических оснований разрушать его. Педагог так рассказывает детям сказку и так организует беседу, чтобы они на время оказались в сказочном мире. Методика анализа сказок, формы и приемы работы с текстом осуществляется по алгоритму: выборочное чтение, постановка вопросов и ответ на вопросы обучающимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной и некоторые другие. Своими вопросами и заданиями учитель направляет внимание детей на развитие действия в сказке, на мотивы поведения героев, на то, как те или иные действия их характеризуют. Татарские народные сказки для детей сохраняют в своем тексте народную мудрость: в них затрагиваются жизненно важные, порой даже философские вопросы. В сказках они раскрываются понятным для детей языком. Сказки для детей выполняют воспитательную функцию: слушая сказку, ребенок сопереживает главным героям, пытается понять нравственный выбор поступка героев, так он учится сострадать или радоваться, осуждать или оценивать. Сказки для детей содержат корректирующую функцию: избавляют ребенка от личных переживаний, повышают уверенность в себе, открывают возможность изменения и замещения взглядов на жизнь, их корректирования в соответствии с общепризнанными нормами. Таким образом, духовно-нравственное воспитание является центральным ориентиром в развитии личности младшего школьника на ступени начального общего образования. Татарская народная сказка способна подготовить детей к более сложному восприятию жизни; способна корректировать эмоционально-волевую сферу, открыть потенциал восприятия и понимания духовности, особое отношение к действительности, к мироощущению, раскрыть наполнение образов героев сказок высокодуховными нравственными ценностями. Образы героев татарских народных сказок выступают в роли эталонов поведения, либо предостерегают о конфликтнообразующих ситуациях, о неправильных действиях, говорят о возможном исправлении и необходимости развития духовно-нравственной культуры младших школьников.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.