СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО БОЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛИНКОВОГО ОРУЖИЯ Гринчишин Б.В.

Национальный университет "Львовская политехника"


Номер: 4-1
Год: 2016
Страницы: 184-190
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

клинковое оружие, меч, историческое фехтование, фехтбух, bladed weapons, sword, historical fencing, fechtbuch

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена проблеме изучения технико-тактических особенностей средневекового клинкового оружия, в том числе целесообразности применения с этой целью экспериментальных методов исследования. Особое внимание уделено реконструкции средневековых техник ведения боя с клинковым оружием на основе изучения фехтбухов.

Текст научной статьи

Использование только археологических и иконографических источников для изучения вооружения дает возможность проследить конструктивные особенности различных видов клинкового оружия, выделить соответствующие типы и по сравнению с другими эпохами различить те изменения, которые наглядно воплощены в соответствующие формы и материалы образцов оружия, позволяет сформулировать определенные гипотезы относительно их функциональных особенностей. Однако такой подход малоперспективный для того, чтобы выяснить приемы и методы использования соответствующих типов различных видов вооружения в различных боевых ситуациях, исследовать тактику ведения боя с применением клинкового оружия, проследить развитие и изменение тактических приемов в Средневековье и эпохе Возрождения. Для решения этих проблем важно привлечь экспериментальные методы, среди которых на сегодняшний день наиболее развитая проверка в действии методик фехтования на основе изучения древних трактатов, манускриптов. Для реконструкции с деталями общих техник средневекового боя с использованием клинкового оружия необходимо детальное изучение всех источников с применением современных экспериментальных методов исследования. Целью статьи является анализ возможностей, которые открывает перед исследователями боевого искусства экспериментальное изучение средневековых техник использования клинкового оружия в конкретных боевых ситуациях на основе исследования фехтовальных трактатов. Фехтовальные трактаты (или фехтбухи (fechtbuchs)) являются рукописями, в которых в разных формах представлены инструкции, техника использования клинкового оружия (в сочетании с другим вооружением) в различных боевых ситуациях. В настоящее время идет поиск, перевод и интерпретация средневековых рукописных фехтбухов (пособий по бою). Майкл Чайдестер (Michael Chidester) собрал наиболее полный на сегодняшний день каталог древних рукописных фехтбухов и на основе анализа 86 немецких фехтовальных трактатов выделяет следующие их виды: - Фехтбухи - средневековые записные книжки. В основном они принадлежали аристократам, знати. Представители этого социального положения с детства учились владению клинкового оружия (прежде всего мечом). Поэтому в процессе соответствующего обучения они делали записи тех техник, приемов, которые их заинтересовали. Таким образом, фехтбух такого вида не обязательно было написано мастером фехтования или человеком, который был очень опытный в этом. Кроме фехтовальных техник, в таких записных книжках содержалась информация, которая не касалась боевого искусства. Например, в фехтбухе Ганко Дьобринґера (Hanko Doebringer) помещены, кроме учения Иоганнеса Лихтенауера (Johannes Liechtenauer), также сведения по астрономии, календарь, алхимические рецепты и прочее; - Фехтбухи гладиаторов. В таких рукописях, написанных для людей разного социального положения с соответственно разным складом мышления, описывается бой как с оружием, да и без него, в основном представлены только рисунки или только текст, очень редко помещен, кроме рисунков, еще и текст. Поэтому возникают трудности в правильной интерпретации рисунков или текста; - Ринґбухи (ringenbuchs) технически тоже можно отнести к фехтовальным пособиям, однако они в основном концентрируются на рукопашном бою и очень редко подают приемы применения хотя бы одного вида оружия; - Криґбухи (krieg buchs - книги о войне, военные книги). На сегодня фактически известна только одна такая оригинальная книга - "Белифортис" ("Belifortis" ("Storng iin War", "War Fourtifications")), создана Конрадом Кайзером (Konrad Kieser) ок. 1443-1467, а все остальные рукописи такого вида практически являются копиями работы этого автора. В этой работе, помимо прочего, можно увидеть довольно странные сейчас рисунки устройств, костюма для подводного плавания и тому подобное; - Турнирбухи (книги о турнирах). Преимущественно это записи о турнирах, которые состоялись, однако их также рассматривают как источник, поскольку они хорошо иллюстрированные (можно легко проследить различные типы снаряжения и вооружения). Майкл Чайдестер выделяет также разный тип подачи информации в фехтбухах в зависимости от формы и принципов отбора информации, в частности речь идет о поэтическом изложение (например, в "Книге о бое" (fechtbuch) Йоханеса Лихтенауера), комментарии, иллюстрации, а также о интерпретации частей фехтбухов раннего времени в одних трактатах XVI в., с одной стороны, и, с другой стороны, сохранение частей оригинальных средневековых боевых методик в других книгах этого же периода. Таким образом, фехтбухи очень разнообразными и по содержанию, и по форме. Наибольшее внимание исследователей привлекают, конечно, фехтбухи, созданные мастерами клинка. Такие трактаты можно считать настоящими пособиями по фехтованию. Наиболее ранним из таких считают "Анонимный манускрипт из Тауэра И-33" [5]. Работа написана на латинском языке в конце XIII в., содержит именно практические инструкции по применению меча и баклера (маленького круглого щита) в боевых ситуациях, описывает как базовые, так и сложные приемы. В манускрипте есть и хорошие иллюстрации, и текст. Также в этой книге представлены ссылки на древние техники боя мечами, которые не сохранились до наших дней. Подобные приемы можно проследить в фехтбухах последующего времени. Важное влияние на всю дальнейшую немецкую традицию фехтования произвела работа Йоганеса Лихтенауэра [11], учение которого разделяют на 17 техник, выделяют 5 основных ударов (сам Лихтенауэр описал их недетально). Существуют два манускрипты с изложением техники Лихтенауэра: МS 3227 - манускрипт, в котором располагаются фактически заметки; и MS GBF 18A - рукопись с учением этого мастера клинка в виде песни (такой способ подачи материала, по одной из версий, связывают с возможностью применения учащимися Лихтенауэра мнемонического способа запоминания информации). Кроме приемов фехтования, Лихтенауэр оставил краткие заметки о пешем бое в доспехах и бое в седле. Ганс Лекухнер (Hans Leckuchner) творчески использует учение Лихтенауэра, вводя новые приемы и термины. Фехтбух Петера Фолкнера (Peter Faulkner) вмещает труды и Лихтенауэра, и Лекухнера, поэтому этот манускрипт можно считать сводом в одну книгу информации о приемах и методах фехтования, предлагаемые этими двумя мастерами клинка (тогда как сам Фолкнер, скорее всего, был писарем). Из других немецких фехтбухов не можем не вспомнить манускрипты Ганса Тальгоффера (Hans Talhoffer), поскольку они стали первыми доступными общей публике (5 манускриптов при его жизни, 7 - после смерти) [7]. Тальгоффер преподает боевое искусство владения мечом в основном в форме рисунков с небольшими комментариями. Работа Тальгоффера предлагает много инструкций по использованию разнообразного вооружения, включая меч, баклер, кинжал, древковое оружие, рукопашную борьбу, бой верхом на лошади. Также описывается подготовка к дуэли. Среди итальянских фехтбухов больше внимание исследователей привлекает "Цветок битвы" (Flos Duellatorum) [4], написанная 1410 г. итальянским мастером Фиоре де Либере (Fiore dei Liberi), который, сосредоточивая внимание в основном на использовании длинного меча, представляет отличную от немецкой систему методов ведения боя. Несмотря на то, что автор книги изучал искусство боя 50 лет, в начале учился искусству владения мечом в немецких мастеров и находился под их влиянием, однако в его книге описаны новые приемы нанесения колющих ударов и обезоруживания противника. Эти методы, кстати, получили свое продолжение в эпоху Ренессанса. Книга Фиоре де Либере в основном состоит из рисунков, на которых изображены реальные техники фехтования, в которых представлены соответствующие комментарии (в итальянской рукописи они представляют собой стихи, которые, очевидно, предназначались для заучивания наизусть учениками мастера, особенно неграмотными). Итальянский мастер дает полную инструкцию по боевому искусству, посвящая большую часть книги бою в боевых доспехах на полтораручных мечах, конному бою с мечом, копьем, с использованием топора и даже с борьбой без оружия, технике использования кинжала в противостоянии врагу, вооруженному мечом и копьем и тому подобное. Работа Фиоре написана на достаточно высоком уровне, привлекает внимание профессионализм в представленных инструкциях, с использованием концепций, на которых основывается фехтование, таких, как "время", "дистанция", "mezzo tempo" (половинный темп), "парирования", "рипост" (удар или укол после взятой защиты). Между 1482 и 1487 годами была написана работа "Искусство гладиаторов" ("Dе arte gladiatoria dimicandi") [10], автором которой является Филиппо Вади, мастер по владению оружием из Пизы. Эта работа поражает своим сходством с работой Фиоре де Либере, что заставляет предположить, что Вади имел доступ к упомянутому трактату, написанного более чем семьдесят лет раньше. Однако работа Вади отличается новизной, в частности тем, что часть ее состоит только из текста без каких-либо иллюстраций. Такой подход стал очень популярным в следующем столетии. Заметим, что Вади подчеркивает пользу науки фехтования, которая позволяет слабым людям побеждать более сильного и большого противника, поскольку учит, как защищаться и атаковать наиболее эффективными способами. Автор сосредоточивает свое внимание на описании технике владения именно мечом, другие виды оружия представлены только в иллюстративном материале. На основе изучения фехтбухов участники Европейского исторического фехтования (HEMA), руководствуясь идеей целостности восприятия и использования первоисточника без вмешательства с позиций знаний современного человека, экспериментально изучают именно древнюю технику применения клинкового оружия, проверяют действенность соответствующих приемов, тактик в различных боевых ситуациях. Изучение приемов на основе фехтбухов является непростым делом прежде всего в силу специфики самого источника. Интерпретация изложенного в трактатах материала является сложной по нескольким причинам. Во-первых, сама форма изложения создает соответствующие трудности, которые исследователи связывают, в частности, с оригинальной композицией таких документов, отличным языком и литературно-художественным стилем, а также с маскировкой содержания работ вследствие нежелания мастера клинка раскрывать все свои секреты (причинами этого может быть страх конкуренции или предостережение связано с тем, что те, которые знают одну технику, также знают, как победить друг друга (именно это утверждал Филиппо Вади) [6, 22-23]. Рисунки в фехтбухах также являются специфическими, возможное отсутствие перспективы, трудно порой понять особенности боевой ситуации и нанесения ударов по причине того, что это могло быть умышленно скрытым или настолько хорошо известным всем, что не требовало выразительного оформления. Кстати, авторы фехтбухов часто исходили из того, что базовые навыки, принципы и даже некоторые из основных методов знают те, для кого предназначен трактат. Кроме того, вызывают трудности толкования многих терминов, которые использовали средневековые мастера боя. К этому следует еще добавить отсутствие реалистичности изображения, что в целом свойственно средневековому искусству, то есть отсутствие соответствующих пропорций, детализацию изображения и т.п., что затрудняет понимание реальных позиций соперников в бою (с этой точки зрения изображения в работе Вади есть более информативными, поскольку здесь, в соответствии с общеевропейской тенденцией конца ХV века, использовано знания геометрии при отображении принципов действия бойцов). Несмотря на все проблемы интерпретации, можно найти сходство во многих текстах, датированных началом XV в. (и до середины XVII в.). В пособиях по бою, таким образом, прослеживается единство методов, однако с соответствующими различиями, которые формируют несколько различных традиций, которые практиковались по всей Европе (чаще говорится о немецкой и итальянской школах боя). К примеру, и в немецких, и в итальянских пособиях по бою подаются аналогичные базовые стойки (однако с отличной терминологией) при работе с длинным мечом: низкая стойка (в немецкой традиции Лихтенаура - "Alber" ("Дурак"), в итальянской традиции Либере - "Posta breve" ("Короткая позиция")), высокая стойка (в немецкой традиции Лихтенауэра - "Vom Tag / Dach" ("Крыша / Небеса") в итальянской традиции Либере - "Posta de donna" ("Положение леди")), средняя стойка (в немецкой традиции Лихтенауэра - "Pflug" ("Плуг"), в итальянской традиции Либере - "Porta di ferro" ("Половина железных дверей")), наружу высокая / горизонтально и указывая (в немецкой традиции Лихтенауэра - "Ochs" ("Вол"), в итальянской традиции Либере - "Posta de fenestra" ("Положение окна")). В средневековом бою использовались более широкие, тяжелые клинки с меньшей, чем в более поздние эпохи, защитой руки, включался большой диапазон доспехов и оружия. Часто наблюдаются изображения боя длинными мечами, а также копьями, короткими мечами, кинжалами и алебардами. Некоторые фехтбухи, например, трактат Ганса Талгоффера, содержат инструкции для судебной борьбы с выбором уникальных видов оружия, таких, как большие шипастые и крючковатые щиты [8, 165-169, 242-250]. Большинство мастеров приобщают приемы рукопашной борьбы. Во многих трактатах также показано технику верхового боя с копьем, мечом или арбалетом, а также пешего боя для одетых в доспехи воинов, которые демонстрируют приемы с полтораручным мечом. Конструктивные особенности оружия диктовали соответствующие приемы и методы, практическое применение которых зависело от конкретной боевой ситуации. Фехтбухи учат действовать по различным направлениям, включая большую часть уколов (в основном в лицо), наносить удары в голени, ноги, предлагают широкий диапазон парирований мечом, приемов защиты баклером от таких ударов. Фехтбухи дают возможность проследить особенности применения меча в бою, проявляют глубокое понимание сложных боевых концепций. В частности, на рисунках четко показано использование плоской стороны (спинки), а не края лезвия клинка для парирования, так же и технику нанесения порезов с использованием низких ударов и ударов снизу-вверх. Возможно проследить угол нанесения удара сверху и снизу. Значительное использование прямых и угловых ударов, а также видимые попытки парирования полностью разрушают утверждение, что такие понятия не были известны до поздней эпохи Возрождения. Позы, которые изображают высокую, низкую и среднюю стойки, повторяются. Четко прослеживается дистанция и работа ногами, что открывает природу персонального поединка в то время. Подается техника использования контрудара, финтов, подготовительных действий и обманных атак. Атаки, контратаки и парирования с высокой и низкой стойки в руку и ногу (так же, как и в голову и торс) описаны и изображены как основные движения. Некоторые из этих пособий по бою, например, написанные Рингеком и Вади (Ringeck and Vadi), включают в себя комментарии - указания основных принципов боя. Наиболее фундаментальный принцип в русле и немецкой, и итальянской традиций является сохранение инициативы, достигается путем постоянных атак, в результате чего противник должен только защищаться. Кроме того, описываются приемы контратак на каждый из видов атак. Лихтенауэр описывает это как выполнение перед ("vor") и после ("nach"). Контратаковать в "vor" означает атаку противника, прежде чем он заканчивает свою атаку. А "nach" проводится, когда атака была парирована или перемещена в "vor". Эти тайминги используются для перехвата инициативы и принуждения противника защищаться. Эти тексты показывают возможность использования в полной мере конструктивных особенностей меча как оружия: острие для укола, заостренная «true» и затуплена «false» стороны клинка для нанесения ударов и порезов, а также рукоятки и навершия, которым можно ударить противника, как это изображено в Талгоффера ("убийственный удар" - "murder stroke" [8]). От ударов защищались прямым парированием лезвие-в-лезвие или более сложными "перемещениями". Это "перемещение" означает перенаправление наступающего клинка в направлении, совпадающем с его первоначальной траекторией, но отводя от тела, это возможно благодаря использованию преимущества обороны и позволяет провести атаку в "nach" или после атаки оппонента. Основная концепция применения энергии меча для атаки появляется в Вади и Рингека [9; 6,28] как фундаментальная в проведении эффективной атаки. Основой этой техники является прием, который заключается в том, что во время атаки мечом делается шаг вперед; например, атака справа торса, показанная на рисунке 1, сопровождается широким шагом правой ногой вперед, как показано на правом рисунке 1а. Это позволяет человеку достичь крутящего движения от бедер для удара и повысить эффективность удара [6, 28]. Количество силы, приложенной к удару мечом, наиболее растет благодаря возложению рук на край рукоятки. Этот простое движение также способствует применение рукоятки как большего рычага. Это только основная концепция, однако, как и многие другие методы перемещения ног, которые предлагаются в фехтбухах, есть еще другие, более сложные, изощренные методы, которые труднее распознать без помощи опытного глаза. Простой шаг вперед с нанесением удара также может быть объединен с упреждающем ("vor") полушагом ведущей ногой. Это действие создает круговое движение, которое может позволить напасть с менее защищенной задней стороны соперника. Это действие можно увидеть в комментариях Рингека к труду Лихтенауэра, так же метод перемещения ног при ударе находим в Вади. В своей работе Вади предлагает делать шаг вперед с ноги, которая поставлена ​​сзади, с одновременным шагом вперед с ноги, которая выставлена ​​впереди, и выпрямлением спины максимально вперед для быстрого перемещения для атаки. Еще один способ передвижения, который позволяет поддерживать соответствующее боевое расстояние (в отличии от предыдущего, который обеспечивает инициативу атаки), предусматривает один шаг назад с ведущей ноги, а не шаг вперед с задней ноги. Механика, которая применяется в этих принципах, состоит из нескольких стоек, или позицийампитрьть7. Количество стоек в различных боевых пособиях неодинакова, однако в целом существует, по крайней мере, четыре основные позиции: низкая стойка, нижняя средняя стойка (рис. 2а), высшая средняя стойка и высокая стойка [6, 29-30]. Использование этих основных стоек в различных трактатах является наиболее ярким примером единства европейских боевых искусств, которые имели международный характер. С XIV в. есть подтвержденные факты, что мастера клинка путешествовали по Европе, проводились турниры, к участию в которых соглашались рыцари разных стран, наемники воевали по всей Европе, фехтбухи также распространялись в общеевропейском пространстве. Конечно, боевое искусство в средневековой Европе никогда не было одного стандартизированного стиля - было разнообразие взаимосвязанных стилей и методов, которые, однако, имели общую основу [6, 45-46]. Основные позиции, о которых мы говорили выше, не были статичными, ведь из них проводились боевые движения вперед и назад, они были частями приемов и методов осуществления атаки или обороны, яркие примеры чего можно найти в учениях Лихтенауэра или де Либере. Следует отметить, что в фехтбухах предлагаются приемы нанесения ударов в ногу, значительное ранения которой сделает невозможным стойку и тем самым заставит врага выйти из боя. Акцент делается на нанесении колющих ударов, а также контратаках и защитных действиях с применением режущих ударов. Большое внимание уделяется дистанции противников и переступанию одной ногой вперед или назад с каждой атакой или техникой. Также заметен акцент на методах ближнего боя, включая использование рукоятки для захвата или отражения оружия противника, особенно отображается использование приемов борьбы. Во многих средневековых боевых пособиях, в том числе и в Фиоре де Либере, большая часть всех описанных методов является техниками ближнего боя, связанными с захватом противника рукой или головкой меча, предлагается широкий выбор бесшумных методов захвата и борьбы, включая удары и разоружение. Особенно стоит отметить, что такие приемы были не единичными примерами, а важной частью предлагаемой системы. Сложность средневековых боевых искусств лучше всего прослеживается на примере длинного меча, однако важным аспектом является также бой с применением кинжалов [1]. Конечно, на основании фехтбухов нельзя делать выводы об обычном для того времени уровне координации и технического мастерства во владении оружием средневековым воином, однако они показывают функциональные возможности меча в боевой ситуации, а экспериментальные методы позволяют проверить действенность предложенных авторами средневековых рукописей приемов, определить особенности тактики использования оружия в различных боевых ситуациях, в конце концов попытаться определить уровень профессионализма средневековых бойцов (именно последнее является целью исследования Иоганна Матцке (Johann Matzke) (труд "Вооружен и обученный (образованный): определение достоверности (идентичности) средневекового воина" ("Armed and Educated : Determining the Identity of the Medieval Combatant")). Для эффективности такого метода, для получения максимально достоверных результатов необходимо соблюдать важные принципы и понимать специфику использования этого метода для поставленных задач. Прежде всего, поскольку целью эксперимента является изучение действий воина с соответствующим оружием в определенной боевой ситуации, то для максимальной достоверности эксперимента необходим человек с соответствующими навыками и умениями, соответствующее оружие и создание нужной ситуации. Таким образом, машина не может быть использована для конкретной цели этого эксперимента, потому что, вероятно, будет слишком точная в своих действиях, в отличие от человека, действия которого, как предполагается, является предметом данного эксперимента. Важно понимание того, что если теория говорит о взаимодействие субъекта и объекта, то, заменив человека со всеми ее недостатками в деятельности, мы сведем на нет результаты эксперимента [6, 18-19]. Вторая определяющая позиция касается оружия, используемого в воспроизводимой боевой ситуации. Она должна обязательно максимально соответствовать действительным образцам средневекового вооружения. Как подчеркивает Эрен, любые реконструкции, используемые в экспериментах, должны быть как можно более точными с археологической стороны, с тем, чтобы сохранить свою правдивость [3, 26]. Понимая это, уместно кратко охарактеризовать характер реконструкции в основе такого эксперимента. Использованы образцы оружия основаны на реальных археологических образцах оружия, письменных описаниях и иконографических источниках и, следовательно, являются точными, насколько возможно с учетом современных стандартов безопасности. Кроме необходимой правильной реконструкции артефактов, важен имитационный аспект эксперимента, который касается знания старинных боевых умений, навыков и, конечно, их воспроизводства [2,1]. Привлечение неподготовленного человека к такому эксперименту неприемлемо так же, как выполнение этой задачи машиной. Так же, как узкопрофильные специалисты должны изготовить по образцам соответствующее оружие, этот эксперимент должны проводить люди, обладающие навыками и методами использования средневекового оружия. Участники клубов исторического фехтования HEMA, которые имеют значительный опыт в применении боевого искусства владения средневековым оружием на практике, вполне соответствуют этому требованию и могут сражаться на уровне профессиональных и полупрофессиональных средневековых воинов. Таким образом, изучение средневековых фехтбухов показало, что большинство из них представляют широкий диапазон элементарных методов, описывают и иллюстрируют базовые формы и позиции использования меча, свидетельствует о незаурядном мастерстве в использовании этого вида клинкового оружия. Эти средневековые инструкции вместе с другими источниками и использованием экспериментальных методов дают возможность делать достаточно аргументированные выводы о тактико-технических особенностях клинкового оружия соответствующего периода, о различиях между средневековым и ренессансным стилем ведения боя с мечом.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.