МНОГООБРАЗИЕ СПОСОБОВ ПОЛУЧЕНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ Михеенкова Е.С.,Смирнова В.И.

Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана


Номер: 4-1
Год: 2016
Страницы: 208-213
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

перспектива, чертеж, рисунок, история возникновения чертежа, метод прямоугольного проецирования, perspective, technical drawing, drawing, history of the drawing, method of rectangular projection

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Статья посвящена истории развития способов получения различных графических изображений, начиная с глубокой древности вплоть до сегодняшнего дня. В работе рассматриваются наиболее яркие этапы формирования графического языка. Авторы анализируют как в процессе технического прогресса изображение, начиная с первобытных рисунков, превращается в основной документ делового общения в науке, технике, производстве, дизайне и строительстве.

Текст научной статьи

В мире есть многообразие методов, используя которые можно получить различные графические изображения. Самые знаменитые, популярные, а также распространённые способы формировались, развивались и улучшались в течение нескольких веков. К большому огорчению, история смогла уберечь мало исторически ценных документов, с использованием которых можно отследить формирование графических методов отображения информации. Тем не менее, абсолютно очевидно, что самые важные основы были заложены еще в древности. При рассмотрении истории становления изображений, которые используются в технике, необходимо обратиться к первоисточникам, т.е. античным пиктограммам и древним рисункам. Именно с них и начинает свое формирование, а также образование и развитие графический язык, основой которого стали способы изображений. Однако рисунок появился как способ общения между людьми еще задолго до формирования письменности, а впоследствии на его основе сложилось рисунчатое письмо. В древние времена всю информацию (послания политического и делового характера, сведения о боевых походах, любовные сообщения, записи заклинаний магов, охотничьи письма и т.д.) многие народы передавали с использованием рисунков. На рис. 1а изображено сообщение, которое было выполнено с использованием символов, называющимися иероглифами. На рис. 1б изображена расшифровка некоторых иероглифов. Античные иероглифы, практически всегда, являются контурными рисунками. Именно данная особенность и «соединяет» их с контурными изображениями чертежа. Рис. 1 Те наскальные рисунки, которым все же удалось сохраниться, могут свидетельствовать о становлении картографического метода передачи информации, совершенствовавшегося в течение нескольких веков. Одной из самых первых карт (за 2600 лет до н.э.) можно считать вавилонский чертеж, который был изображен на глиняной табличке. Схемы, рисунки и чертежи времен средневековья не указывают особенно на какое-то явное развитие существовавших методов изображений, но есть все основания, чтобы утверждать, что в этот период и начал зарождаться архитектурный чертеж. В эпоху Возрождения были сформулированы законы перспективы. Решающее влияние на дальнейшее развитие всего мирового искусства оказала новая изобразительная система, сформировавшаяся в эту эпоху в Италии и основанная на изучении натуры и использовании линейной и воздушной перспективы. Идеалом эпохи стал художник-ученый, художник-исследователь, художник-универсал. Наиболее яркие примеры творчества той эпохи - Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело Буонарроти [2,8]. Ними заложены практические основы изображения технической информации новыми графическими методами. Леонардо да Винчи оставил в наследство потомкам графические схемы метательных машин, летательного аппарата и др., выполненные особым методом, который назвали «конической перспективой». Данный способ и по сей день не потерял своей былой актуальности. Сегодня он называется «линейной перспективой» и применяется в различных сферах, таких как, архитектура и рисунок, живопись и дизайн. В 1569 году великий картограф Герард Меркатор издаёт карту мира, которая была названа им «Новое и наиболее полное изображение земного шара, проверенное и приспособленное для применения в навигации». Она была изображена на 18 листах, а при её выполнении использовался совершенно новый способ нанесения сетки параллелей и меридианов, который получил потом название меркаторской (или цилиндрической) проекции. Выдающийся русский художник К. Петров-Водкин, как и многие художники, достаточно часто размышлял о проблемах передачи пространства в живописи. Он смог убедиться в правильности своего «планетарного» ощущения земли, даже при наблюдении относительно небольшого её участка. Художник начал использовать в композиции работ наклонные вертикали, считая при этом, что на каждом участке земли ось стоящих на ней вертикально предметов, на основе земного притяжения, направляется по радиусу к центру земли, и, следовательно, все предметы, которые вертикально стоят, находятся под углом друг к другу. Поэтому, зачастую ставя фигуру человека перпендикулярно к основанию картины, Петров-Водкин все остальные вертикали делал по отношению к ней наклонными. Данный субъективный метод «наклонной» впоследствии получил название «сферической» перспективы [1,92]. Существует и метод обратной перспективы. При использовании данного метода все предметы дальнего плана изображаются крупнее ближних [4,24]. Однако, несмотря на то, что рисунок не может дать полного понимания о внутреннем устройстве и реальных размерах объекта, достаточно долгое время его использовали как основной технический документ, при помощи которого и строили разнообразные сооружения. Так, к примеру, широко известный своей архитектурой Софийский собор в Киеве XI века был построен по рисункам, а в Древней Руси московские и новгородские храмы, а также многие другие прекрасные памятники старины были воздвигнуты по рисункам. Со временем такого вида перспективные рисунки трансформировались в обособленный вид графического изображения - технические рисунки. В XV веке в Троице-Сергиевом монастыре жил и работал великий русский живописец, иконограф Андрей Рублев. Его знаменитая Троица - подлинный шедевр мирового искусства. Опытный художник, он также много работал, совершенствуя свое мастерство над росписями больших стенных плоскостей [3,14]. Развитие способов изображений на Руси шло самобытным путем. На многих миниатюрах XIV-XV веков можно увидеть изображения, напоминающие сегодняшние аксонометрические изображения и технические рисунки, которые используются в современной технической графике (рис. 2). Рис. 2 Чертежи на Древней Руси изготавливали «чертежщики» (они же чертежники), и упоминание о них можно найти в «Пушкарском приказе» Ивана Грозного. Другие изображения, такие как чертежи-рисунки, представляли вид на сооружение «с высоты птичьего полета» и широко использовались русскими строителями и мастерами. Примером этого может послужить чертеж-план некоторой части Кремля, выполненный П. Годуновым еще в начале семнадцатого века (рис. 3). Рис. 3 Также в России были графические методы, позволявшие отобразить сооружение с нескольких сторон для того, чтобы получить более развернутое представление о размере и форме. Но проблема заключалась в том, что данные изображения проекционно не были связаны между собой, поэтому ими было сложно пользоваться. В конце XVII века в России были введены масштабные изображения (рис. 4). На чертежах стали указываться размеры и масштабы. Рис. 4 Развитие техники стало основанием для совершенствования способов и методов графических изображений. В восемнадцатом веке условный рисунок уступил место иному виду графического изображения - чертежу. Русские чертежники, а также царь Петр I стали выполнять чертежи способом, который позже назвали методом прямоугольных проекций. Основоположником данного метода является французский инженер и математик Гаспар Монж. Он, практически, самым первым понял и сформулировал математически точную и строго научную систему графических изображений. Он стал продолжателем учения о перспективе художников-инженеров эпохи Возрождения. Однако Монж пошёл дальше, сделав язык чертежа, с одной стороны, более научным, а с другой - пригодным для решения инженерных задач. Достаточно быстро техническое черчение заняло место центрального пункта инженерного образования. По приказу царя Петра I преподавание черчения ввели практически во всех технических учебных заведениях. Появились совершенно новые виды изображений, которые были названы профилями (рис. 5), ставшие прототипами современных изображений в системе, задаваемой тремя проекциями, которые используются на чертежах. Рис. 5 С огромным мастерством изготавливались чертежи крупнейшими русскими механиками и изобретателями. По сей день сохранились чертежи мостов через реку Неву, семафорного телеграфа, водохода и иные проекты, которые были выполнены И. Кулибиным. Особый интерес представляют методы отображения форм изделий на чертежах, которые использовались: Ф. Борзовым при создании подъемного ворота, Р. Глинковым при моделировании отдельных деталей прядильно-чесальной машины (рис. 6), И. Ползуновым при проектировании парового двигателя, а также отцом и сыном Черепановыми при создании первого в России паровоза. Рис. 6 Рисунки и чертежи XVII-XVIII веков, которые сохранились до сегодняшних дней, могут говорить не только о высоком искусстве их создания, но и о широком применении метода прямоугольного проецирования еще задолго до его официального теоретического обоснования. Огромный и ценный вклад в развитие технической графики внес профессор Я. А. Севастьянов, издавший в 1818 году труд, который позволил придать чертежам больше информативности. С течением времени изображения видоизменялись и совершенствовались, становились более удобными для работы и постепенно превратились в изображения знакомого нам современного чертежа. Вся длинная история развития чертежей непрерывно связана с научно-техническим прогрессом. Сегодня чертеж стал главным и основным документом делового общения в технике и науке, производстве и дизайне, строительстве и т.д. В течение многих лет чертежи выполнялись только ручным способом с использованием "кружала" - циркуля и "наугольника" - угольника и разнообразных кругломерных снастей, что естественно занимало значительно больше времени. В начале XX века была начата работа по усовершенствованию и переоборудованию рабочего места конструктора. В результате появились чертежные машины, а также пишущие приборы различных систем, что помогло ускорить процесс создания чертежей. В настоящее время созданы машинные способы выполнения чертежей, которые очень сильно облегчили этот процесс и смогли ускорить формирование проектно-конструкторской документации. Воспользовавшись системой автоматизированного проектирования, например, пакетом программ AutoCAD, Inventor, SolidWorks, CATIA и др., можно создать и проверить машинный чертеж любой степени сложности. Технически грамотные люди могут интерпретировать чертежи, которые выполнены в разных странах мира, используя графический язык, который также называется международным техническим языком общения.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.