К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕЛЕВЕДУЩЕГО Абишева В.Т.,Шаукентаева А.Е.

Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова


Номер: 4-2
Год: 2016
Страницы: 131-134
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

культура речи, профессиональная культура, телеведущий, standard of speech, professional culture, TV host

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки телевизионных журналистов. Основное внимание уделено профессиональной культуре телеведущих, эффективности их работы в эфире, речевому поведению как индикатору особенностей интеллекта.

Текст научной статьи

Исторически сложившаяся особенность казахстанских средств массовой информации заключается в их гражданственно-воспитательной роли. Тому, что прозвучало с телеэкрана, привыкли безоговорочно верить целые поколения. Аргумент «сказали по телевизору» остаётся одним из самых веских для большого числа людей. Несмотря на развитие альтернативных СМК, Интернет-журналистики, воздействие телевидения на адресата неуклонно повышается. К основным тенденциям развития отечественного телевидения как сильного коммуникационного фактора, воздействующего на мировоззрение и настроение людей с различными интересами и запросами, разного возраста, образовательного уровня, теоретики и практики относят углубление анализа текущих политических и социальных процессов, прямые трансляции с места событий, телемосты, интерактивность, усиление значения местного вещания. Характерно, что в конкурентной борьбе за потребителя творческой продукции увеличивается объём новостных и авторских программ. Переключая телевизионные каналы, невольно ловим себя на мысли, что нередко разные по тематике, по формату, по качеству передачи привлекают внимание благодаря талантливой работе ведущих. Не случайно в современном глобальном мире крупные телекомпании в гонке за рейтингами, как правило, ищут лидеров, ярких, креативных сотрудников. Из большого творческого коллектива создателей программ, ведущие являются почти единственными участниками, которых телезрители регулярно видят на экране, могут оценить, в ряде случаев получают возможность пообщаться с ними. Поэтому их ответственность за эффективность и качество деятельности всё более повышается. В процессе трансформации социокультурного пространства формируется так называемая экранная культура, которая во многом зависит от профессионального и культурного уровня специалиста. Профессиональная культура телеведущего - понятие многогранное, оно не может рассматриваться в отрыве от понятия культуры вообще, и профессиональной культуры, в частности. Согласно Толковому словарю русского языка, культура - это «1. Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [1, с. 313]. Новый словарь методических терминов и понятий определяет культуру как сферу «духовной жизни людей, совокупность духовных ценностей, способами выражения которых являются наука, литература, искусство» [2]. А.А. Радугин рассматривает понятие культуры как универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя [3]. Таким образом, под культурой понимают сферу человеческой деятельности либо уровень развития какой-либо сферы человеческой деятельности или условий его жизни, включая различные формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление навыков и умений как отдельным субъектом, так и социумом в целом. Причастность к какой-либо профессиональной сфере влияет на любую личность, определяя целый ряд требований, которым он должен соответствовать. Важными составляющими профессиональной культуры журналиста, согласно одному из исследований, являются следующие элементы: культура речи, культура творчества, журналистская культура, корпоративная культура, культура поведения во время сбора информации, коммуникативная культура [4, с. 127]. Анализ творчества ведущих казахстанских телевизионных каналов с точки зрения эффективности речевого поведения позволяет нам определить систему критериев речевого воздействия на зрителя, по которым можно судить о степени и уровне профессиональных компетенций журналиста. Профессиональная культура телеведущего, как интегративное понятие, отражающее уровень мастерства, формируется на основе объединения профессиональной и социальной компетентности, и, безусловно, требует значительного дополнения и расширения перечня такими качествами, как ответственность, социальная адаптивность, коммуникабельность, речевой этикет, владение техникой речи и др. Кроме того, профессионал, специалист в сфере информации должен быть политически грамотным. Одна из важных специфических составляющих профессиональной культуры телеведущего - его экранный образ как результат взаимодействия и взаимовлияния поведения индивида на экране, ориентированного на оценки и мнение аудитории, с одной стороны, и тесно связанного с реальными качествами личности, задачами и жанром конкретной программы, с другой. В научной литературе, как правило, предлагается разделять понятия «образ» и «имидж». Данные категории имеют различные смысловые оттенки, поэтому их использование требует уточнения в контексте употребления. Образ - это тип характера, обобщённая характеристика личности, обусловленная историческим периодом, принадлежностью к определённой социальной группе, типичными условиями жизни, «результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека» [1, с. 245]. В то время как имидж - это целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, выделяющий ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-то в целях популяризации, рекламы и т.п., по Ожегову, «представление о чьём-н. внутреннем облике, образе» [1, с. 435]. Имидж - видимая часть образа, в которой манеры поведения, экспрессия, внешняя привлекательность выступают в качестве зримых элементов. Образ имеет внешнюю сторону, то есть форму, и внутреннюю - его содержание. Практика подтверждает исследования психологов и других учёных, что телезритель прежде всего воспринимает аудиовизуальный образ: внешний вид, то есть стиль одежды, цветовую символику, причёску, аксессуары и т.п.; затем обращает внимание на речевые особенности: тембр голоса, темп речи, её структуру; далее - содержательность, логика, правильность речи. Невербальные средства коммуникации - мимика, жесты, если они целесообразны, поза, манера держаться и двигаться - служат выразительными возможностями для активизации аудитории. Но, как показывает анализ, у неопытных сотрудников они могут проявляться порой как индикаторы непрофессионализма, например, излишнее волнение или неуверенность в себе обнаруживаются в выражении глаз, дрожании голоса, обилии жестов или, напротив, в скованности, зажатости. Эмпирический материал по исследуемой проблеме позволяет нам утверждать, что, безусловно, современному телезрителю интересна именно личность, неординарный человек, имеющий дар общения с адресатом, обладающий определёнными талантами, удерживающий его у экрана своеобразным «магнетизмом», харизмой. На разных казахстанских телеканалах сегодня немало полюбившихся зрителям, креативных ведущих новостных, информационно-аналитических, общественно-политических, развлекательных и других программ. Отдельные из них по разным видам опросов входят в рейтинги «самых красивых», «самых стильных», «самых харизматичных» и т.п. телеведущих республики. Среди популярных отечественных телезвёзд Артур Платонов, Светлана Булатова, Майя Бекбаева, Руслан Смыков и многие другие. Безусловно, не только перечисленные выше показатели являются решающими в оценке их профессионализма. С неуклонным возрастанием влияния электронных средств массовой информации на адресата, безусловно, повышаются и требования к их создателям. Профессионализм предопределяет высокую степень компетентности. Коммуникативная компетентность ведущих, к примеру, телевизионной аналитической программы, предполагает не только высокий интеллект, эрудицию, готовность применять знания, навыки в профессиональной деятельности, но и объективное освещение вопросов, умение оперативно решать разного рода проблемы с помощью соответствующих компетенций. Нельзя не согласиться с С.А. Муратовым в том, что телевидение «воздействует на аудиторию языком повседневно звучащей с экрана речи, манерой поведения в кадре ведущих и участников передач, присутствием в эфире людей, воплощающих наши представления об истинной интеллигентности. Помогая войти в пространство духовности, оно становится художественным посредником, формирующим - сознательно или безотчетно - культуру общества» [5, с.157]. Для прямого эфира в качестве главного способа общения характерна живая, нестандартная речь, что позволяет придать информации персонифицированный характер, то есть индивидуализировать выступление. Наряду с расширением сферы спонтанного общения ослабевают жёсткие рамки официальности, возрастает личностное начало в речи журналиста, которое исследователи уже объяснили закономерной реакцией отрицания стандартно-бюрократического языка прошлого. В то же время из публичной речи, к сожалению, стала уходить высокая лексика. Ей на смену приходят просторечные слова и выражения, которые порой можно наблюдать даже в официальных информационных сообщениях. Изменения, происходящие в языке и стиле СМИ, обращают на себя внимание и «обычного» адресата, и лиц, связанных с медиатекстами профессионально: журналистов, лингвистов, психологов. В научной литературе, в периодической печати появилось немало статей, выступлений, реплик, авторы которых критически оценивают ошибки в речи наших современников, выступающих публично. Рассматривая вопросы культуры общения на телевизионном экране, Б.С. Каплан ссылается на высказывание известного физика, академика Е. П. Велихова: «Ядро красивого литературного языка должно оставаться неизменным», «Нельзя порывать с языком классики; отрежем себя от классики - останемся без эталона. А не будет эталона, нечем будет мерить» [5]. Безусловно, от умения ведущего организовать беседу в программе, работать в эфире, от владения профессиональными компетенциями, культурой и техникой речи, от знания и соблюдения грамматических, лексических, стилистических, орфоэпических и других норм, зависит расположенность потенциальной аудитории к телеканалу, а значит, его рейтинг. На наш взгляд, значительная роль в том, чтобы вновь поднять статус речи на телевидении до уровня эталонного, возродить интерес и бережное отношение к языку, принадлежит телеведущему. Таким образом, профессиональная культура телеведущего - это многогранное и многоаспектное понятие, которому сложно подобрать одностороннее каноническое определение. В то же время можно сделать вывод, что она представляет собой совокупность конкретных знаний, навыков и морально-этических норм, на основе которых формируются критерии успешности и условия благополучной адаптации специалиста в профессиональном сообществе. Более того, именно слагаемые профессиональной культуры журналиста в идеале задают вектор развития современной тележурналистики как одного из важнейших общественных институтов. Исследование показало, что массовая аудитория предъявляет к телеведущему целый ряд важных требований как профессионального, так и личностного характера, которым он должен отвечать в соответствии с изменяющимися требованиями времени.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.