ПРОБЛЕМА СУДЬБЫ РУССКОГО МИРА В СТИХОТВОРЕНИИ Ю.АРАБОВА «ДОМ» Пупонин Д.В.

Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами


Номер: 4-2
Год: 2016
Страницы: 185-187
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

план содержания, поэтический мир, система ценностей, мифологизм, the content of the plan, poetic world, system of values, myth

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматривается идейно-тематическое и проблемное содержание стихотворения Ю.Арабова «Дом». Особое внимание уделяется размышлениям поэта о судьбе русского мира, проблеме восстановления национальной культуры.

Текст научной статьи

Современная русская поэзия объединяет совершенно разные направления и течения. В наши дни поэт ищет путь в литературном процессе, обращаясь к традициям прошлых поколений, свободно использует опыт поэтических школ ХIХ и ХХ веков. Однако мир современной поэзии, как и литературы в целом, заключает в себе не только большое разнообразие направлений, но и широкий круг имен самих авторов. Информационно-коммуникативные технологии ХХI века дают возможность любому человеку заявить о своём даровании, не имеет значения, владеет ли он талантом творчески мыслить, абсолютно каждый в равной степени может поделиться своим творчеством. В таких сложных условиях ученому-литературоведу важно не «потеряться» среди этого многообразия и правильно определить произведения, имеющие несомненную художественную ценность. Поэт, писатель, сценарист Юрий Арабов выделяется среди многочисленных авторов современной литературы, его произведения заслужили признание в научном мире. Правомерно уже сказать, что творения Ю.Арабова прошли испытание временем. В исследовании мы обратимся к раннему поэтическому творчеству Ю.Арабова. Первый сборник стихотворений Юрия Арабова «Автостоп» был опубликован в 1991 году. И конечно, общественно-политическая атмосфера, сложившаяся в этот тяжелый период, не могла не сказаться на мировоззрении поэта. Наиболее заметным стихотворением сборника, отразившим отношение поэта к происходящим событиям, стал стих, получивший название «Дом». Возвращение домой - главная тема стихотворения. В определении темы выражен символический контекст, который предполагает не физическое перемещение героя в пространстве, но исторический путь русского народа, имеющий своей целью восстановление исконных национальных ценностей и традиций. Стихотворение «Дом» было создано в 1989 году, в период начала глобальных исторических процессов. Поэт остро ощущает глубину происходящих событий, угадывает закономерность грядущих общественных потрясений. Размышления поэта о судьбе русского мира становятся центром проблемного поля стихотворения. Лирический герой не пытается остановить крушение эпохи, не находит сколько-нибудь оправданных причин, чтобы удержать утопические мечты гибнущей системы («Не стоит к мощам идти на поклон…» [1,12]), ему не жаль расстаться с прежними идеалами. Герой разочарован в существующих ценностных ориентирах, он не видит смысла в прежних устремлениях. Такой путь великого народа - путь запретов и наказаний - «суетен, да и скучен». Мысли героя устремлены вперед, в будущее, которое требует создание другого порядка, это необходимость, которая обусловлена природой человека, стремящегося найти новые пути существования. Предстоящая жизнь в родной стране представляется герою свободной, здесь нет места для не справедливости и лжи. Герой предчувствует великие события, пророчит иной миропорядок. В новом мире не будет силы, способной навредить становлению национального самосознания русского человека: «У дома, в который я возвращусь / и которого глубоководный щуп / не нащупает, будет цвести гречиха…» [1,12]. Образ гречихи выражает чувство любви к родине, её благополучие и процветание. В стихотворении возникает поэтический образ птиц - стрижей, который символизирует абсолютную свободу, олицетворяет обретение народом, прежде утраченного, духовного восприятия действительности («Лишь птицы помнят Отца и Сына» [1,12]). Тема возвращения человека в пространство сакрального мира включает в себя и другой образ - образ вешних вод, который выражает процесс пробуждения нового сознания. Герой уверен, что в прошлое уйдет всё зыбкое и поверхностное, не настоящее, чуждое истинным христианским ценностям. Образная структура стихотворения выстраивается таким образом, что все её элементы занимают определенное положение в пространстве поэтического мира. Дом находится в центре мироздания, его территория не досягаема для хаотических сил. Птицы, занимающие область над домом локализуют связь с небесным миром. Крыша дома, где «по-птичьи… шепнет солома» становится транслятором сакральных знаний. Подобное расположение художественных элементов в стихотворении Ю.Арабова «Дом» соотносится с поэтическим образом крестьянской избы у С.Есенина, репрезентирующего мифологические представления славян об устройстве космоса как Мирового древа, вершина которого небесный мир, а корни - земной [4,121-122]. Примечательно, что в стихотворении Ю.Арабова введено есенинское значение художественного образа соломы, который выступает в качестве культурного индикатора, апеллирующего к христианским ценностям [2,19]. В стихотворении «Дом» происходит активизация мифологического сознания. Е.Мелетинский отмечает, что миф стремится объяснить необъяснимое, дать простые ответы на метафизические вопросы человечества. Одним из таких вопросов становится определение цели истории. События в истории России ХХ века с позиции мифа трактуются как долгий путь на родину Одиссея, известного героя эпической поэмы [3]. Русский народ на десятилетия утратил связь с исконной многовековой национальной культурой, возрождение которой произошло лишь в конце ХХ века. Так, лирический герой стихотворения возвращается вместе с народом на родину, домой. В стихотворении «Дом», как во многих других стихах сборника «Автостоп», мы обнаруживаем влияние традиций русской футуристической школы. Поэт «играет» с формой стиха, часто нарушает заданный им самим стихотворный размер. Вследствие этого, звуковой строй стиха подвержен постоянным колебаниям. Однако выбранная поэтом «стратегия» все же работает на план содержания, даже больше, полностью соотносится с идейным миром стихотворения. Поэт изображает эпоху разрушения и хаоса, где ещё нет никаких ценностных ориентиров, не оформилась основа духовного и национального перерождения народа. Такой мир находится вне космоса (порядка), поэт обозначает неутихающее «брожение» в обществе, которое со временем насытит жизнь народа новыми смыслами. Это предельно ясно читается в формальных признаках стихотворения, здесь угадывается постоянная изменчивость мира. В поэтическом пространстве стиха есть отсылка к английскому детскому стихотворению «Джек», которое было переведено и адаптировано С.Маршаком. В контексте стихотворения «Дом» детский текст стиха приобретает новый «серьёзный» смысл: это влияние западного мира на жизнь русского народа. Поэт стремится отделиться от этого влияния, его «дом» должен остаться на русской земле.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.