РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ГАРМОНИЧНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Несипбаева З.С.

КазНУ им. Аль-Фараби


Номер: 4-3
Год: 2016
Страницы: 89-93
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

The article is dedicated to one of the topical problems of Education in Kazakhstan. It is focused on the role of teacher in student’s education and upbringing

Текст научной статьи

Воспитание личности ребенка приобретает Особенную важность в изменившейся социокультурной ситуации общества в новом тысячелетии, где сейчас востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, ответственность, актуальные жизненные позиции. Развитие духовно- нравственного облика подрастающего поколения является одной из приоритетных проблем общества на современном этапе. Решение этой проблемы требует изменений в системе образования, в частности, поиска новых подходов по решению проблемы формирования нравственности у молодёжи. Общество должно осознать и открыть для себя молодежь в качестве субъекта истории, исключительно важного фактора перемен, носителя новых идей и программ, социальную ценность особого вида. Следует проводить исследования, чтобы выявить причины, по которым эта проблема возникает. Необходима характеристика основных источников развития молодежи как социального явления и общественно - политического потенциала страны. И решение проблемы формирования нравственных ценностей возможно благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не только программы, учебные предметы, которые надо пройти, не только правила, формулы, даты, события, которые надо запомнить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духовное, физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способностей, в создании условий для свободного выбора профессии. Система воспитания и образования должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можем утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение в проблемы целей воспитания. Приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее учащихся мы надеемся возвыситься в общественном и личном развитии. В чём выражается духовное воспитание в школе? Это, прежде всего, формирование таких качеств, как умение отличать правду от лжи, добро от зла, совестливости(часто можно услышать: «Где же твоя совесть?», «Совсем совесть потерял!», «Наконец-то в тебе совесть проснулась!», « На что ты совесть свою променял?», «Кому ты продал свою совесть?», «Совесть нации», «Совесть человечества», «Ум, честь, совесть народа» и т.д.) На земле нет ни одного человека без совести, - утверждает Соловейчик. - как нет ни одного живого без сердца… Если мы будем исходить из того, что у ребёнка…нет совести, то воспитание станет невозможным. Воспитание- это питание правдой, развитие совести, побуждение жить по совести. Как же воспитывать, если считать, что совести нет? Воспитание духа, духовности- это воспитание совестливости, справедливости. Формирование духовности, честности, совестливости представлено нами в следующих схемах: Рис. 1. Формирование духовности, честности, совестливости Воспитание духовности - это воспитание великодушия, любви к людям, вне зависимости от рас, пола и возраста, (вернее доброжелательного, уважительного отношения к ним, сердечной тяги к людям), личного достоинства, чувства чести. Духовное - это бесконечное стремление человека к правде, справедливости, знанию, к идеалу, возвышенному, к светлому, вера в продолжение себя в детях, делах, своих устремлениях. Если мы воспитываем в наших детях эти качества, то мы сформируем духовную личность. Отсюда следует, что ведущая роль в духовно- нравственном воспитании школьников принадлежит учебному процессу. Содержание, организация его должны быть направлены на формирование нравственных взглядов, убеждений и привычек школьников. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. Опыт работы со школьниками средних школ, студентами, показывает, что именно несформированность морально-волевых качеств является главной причиной. Их неумение регулировать свои поступки, управлять собственным поведением на морально-волевой основе и невосприимчивости к положительным воспитательным воздействиям. В связи с этим особого внимания заслуживает концепт духовно-нравственной языковой личности, объединивший в себе качественные характеристики личности с большим интеллектом и, безусловно, имеющий будущее в условиях гуманистического полилингвального образования. На основе анализа результатов нашего теоретического исследования нами разработана модель духовно-нравственной личности. О каждом человеке можно говорить как об уникальной личности. Насколько совершенна конкретная языковая личность, может продемонстрировать модель, предложенная нами. Рис.2. Модель духовно-нравственной языковой личности Анализ проведенного нами исследования позволяет сделать вывод о возможности эффективного решения морально-волевого воспитания учащихся средствами уроков иностранного языка при условии их целенаправленного и обоснованного сочетания с общими методами и приемами воспитания. В гимназиях, с углубленным изучением иностранного языка педагогически оправданное сочетание в едином комплексе средств и методов нравственного и полилингвального воспитания оказалось важным фактором формирования гармонично развитой личности. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: «К юности больше всего применима закономерность, которая сможет быть сформирована следующим образом: благодаря воспитанию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе». С незапамятных времен идеал воспитания совершенного, гармоничного человека владел лучшими умами передовых людей в стремлении создания именно такой системы воспитания, вобравшей в себе внешнюю и внутреннюю красоту, гармоничное соответствие нравственного и эстетического в характеристике совершенного человека, в котором внутренний мир и внешний облик гармонически уравновешен, красота которого нам доставляет духовную радость, удовольствие рождает оптимизм. Хорошо сказано у П,Ф, Каптерева : «Учитель должен быть художником, творцом. У него должен быть широкий кругозор, солидная подготовка, но он должен отчетливо понимать власть захватывающую чувство и интерес». Духовно-нравственное формирование учащихся должно основываться на гуманизме учителя. Гуманизм учителя проявляется в заботе о будущем детей, в глубоком уважении их достоинств. Нормы, вытекающие из принципа гуманизма, обязывают любить детей, быть великодушным к их шалостям, непримиримым ко всему тому, что может искалечить их физически и нравственно, сделать униженными, порабощёнными, беспомощными существами. Гуманизм учителя проявляется в его педагогическом оптимизме, в светлой вере в торжество добра, справедливости, в способности человека к безграничному социальному развитию и моральному совершенствованию, в педагогической совести- внутреннем регуляторе педагогической деятельности, в его этической культуре. Существующие учебные программы образования, беря за основу гуманистическое воспитание, на первый план должны выдвигать мотивационные компоненты. В нашем университете (Казахский национальный университет имени аль-Фараби) каждому преподавателю важно, какое место занимает преподаваемая им учебная дисциплина в развитии ценностных отношений студентов, что позволит не только сориентировать их на философское осмысление окружающей действительности, но и обеспечить наполнение знаний личностным смыслом. Личностное развитие обучающихся во многом определяется его деятельностью. Все виды ее становятся условием, обеспечивающим развитие опыта личности, и, следовательно, учитываются в структуре содержания образования на уровне учебных дисциплин. При том, что будут созданы условия для преподавателей, способных в своей практической деятельности помочь студентам реализовать: себя, чувственность, свою необходимость для окружающих. В целом, весь учебный процесс обеспечивает гармоничное становление личности, способной осмыслить окружающую действительность, обеспечить наполнение знаний личностным смыслом. И, действительно объективны слова главы государства Н.А. Назарбаева : «…в образовании необходимо развивать традиции духовности, воспитывать не простое будущее поколение, а патриотов, духовно и физически образованных граждан, осознающих важность общечеловеческих ценностей…»

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.