ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАВЫКОВ СТРЕЛЬБЫ Ореховская Е.В.

Кемеровский государственный университет


Номер: 4-3
Год: 2016
Страницы: 99-102
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

стрельба, обучение, этические принципы, гуманность, shooting training, physical education, ethical principles, humanity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье приводится анализ этических аспектов ситуаций, связанных с возможной реализацией студентами навыков меткой стрельбы, полученных в результате обучения в рамках занятий по физвоспитанию. Приводится исследование мотивов обучения и рекомендации к воспитанию нравственных качеств.

Текст научной статьи

Пулевая стрельба является олимпийской дисциплиной с 1896 года, входит в ГТО и присутствует в программе обучения студентов 1-го курса КемГУ, как одно из направлений физической подготовки. Необходимый минимум стрельбы в рамках учебного курса составляет 35 очков из 50, малокалиберная винтовка на 50 м., средняя пробоина - «7». Диаметр окружности 7-го габарита мишени №7 на 50 м. составляет 58,4 мм. Увеличив расстояние до 400м. определяем, что величина габарита этого же угла разброса пуль составит 467,2 мм. Это показывает, что человек, овладевший правильным наведением, удержанием, прицеливанием, а так же плавным спуском, без отработки удержания оружия, т.е. с упора, способен поразить цель размером с фигуру взрослого мужчины на удалении до 400 м. В рамках работы нам важно понять, где и когда студент, обучившийся меткому выстрелу, может это применить и насколько этичным будет это применение. Наиболее вероятное применение этого навыка происходит в рядах Армии России, либо при поступлении на службу в силовые структуры (МВД, ФСБ, и др.) Использовать навыки меткой стрельбы человек может и в других обстоятельствах. Эти возможности мы разделим на условные группы: 1) для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости; 2) для охоты; 3) для нанесения вреда другим людям (месть, заработок преступным путём, вовлечение в преступную деятельность, в результате вербовки в бандитские и экстремистские организации, такие как ИГИЛ и др.) Применение оружия в любом случае обороны регламентировано законом (ст. 24 Закона «Об оружии») [1]. В случае, если студент будет иметь оружие, он должен проходить специальное обучение и получить лицензию на владение тем или иным видом оружия. Потому случаи применения оружия, где есть непосредственная угроза жизни, не рассматриваются нами с этической точки зрения. Случаи, если обучающийся применяет навыки меткой стрельбы, полученные в рамках учебного курса Университета, для отстрела живых существ, то есть для охоты, на наш взгляд признаются неэтичными. Мы это можем обосновать как стрельба «для развлечения», для снятия стресса, для отдыха. Но причинение боли и лишения жизни другого существа не может быть легким для современного культурного человека, имеющим сострадающее сердце, поскольку представляет разновидность убийства. Оправданием здесь может считаться: 1) охота для добывания пропитания. Многие народности, такие как шорцы, буряты, якуты и др. используют охоту для добывания пищи, поскольку это обусловлено средой. 2) стрельба для обороны от дикого зверя. Это можно отнести к первой условной группе: применение оружия в состоянии необходимой обороны. Охота для пропитания как крайность возникает, по всей видимости, лишь в удаленных от населенных пунктов местах, где выбор продуктов очень скуден, в тайге. Жители городов, как правило, не испытывают такие проблемы в мирное время. Потому необходимость лишать жизни несколько мелких существ просто для развлечения не могут являться этичным. Так, в буддизме, индуизме, а так же и в джайнизме нельзя приносить вред живым существам. В христианстве введены посты, которые занимают значительную часть календарного года, когда питание мясом млекопитающих так же не допускается. В других вероисповеданиях можно найти прямые запреты не применять в пищу мясо определенных видов животных: коров, свиней и т.д. С одной стороны, это является запретом из религиозных побуждений, с другой - дает возможность людям проявлять гуманность хотя бы по отношению к какой-либо избранной группе живых существ. Можно заключить, что эти правила, установленные для лиц определенной веры, являются весьма этичными. Остается последняя группа, в которой применение навыков обучения стрельбе не может быть оправдано никоим образом: ни с точки зрения закона, ни с точки зрения этики: это третья группа лиц, которая может нанести вред другим людям путем противоправной деятельности. Убийство осуждается законом (ст.105 УК РФ) [2], не оправдано ни в какой религии мира. Прямой запрет на это можно найти ещё в Заповедях Моисея: ««Не убивай» [3], в сказано Нагорной проповеди Христа: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» [4]. В буддизме указано на приоритетное проявления сострадания ко всем живым существам, исключающее насилие, а так же имеется прямой запрет на убийство: это действие относится у одному из видов неблагих деяний, идущих через тело, которых нужно избегать [5,11-12]. В исламе также «установлен запрет не только убийства, но и любой угрозы жизни мусульманина, даже в целях самообороны. Более того, запретен ущерб не только жизни, но и здоровью, и драчливость не составляет характерной особенности ни подростков, ни взрослых мусульман. <…> Это общее отношение к жизни распространяется и на животных: мусульманские авторы разрешают убивать только вредных животных и насекомых (муравьи, блохи), и то при условии, что они действительно досаждают человеку, безусловно запрещая бессмысленное убийство» [6, 243]. В той или иной степени эта заповедь выражена так же и в других религиях. Поэтому применение навыков меткой стрельбы для лишения жизни живого существа, чем бы они не были обусловлены в мирное время, не могут быть оправданы с этической точки зрения. Наблюдения, проводившихся автором в 1990-е годы во время межнациональных конфликтов, дают следующий вывод: чтобы поразить цель размером с человека, не нужно быть мастером спорта по стрельбе - его мастерство попадания в «10» размером с 1 см. не является необходимым условием, чтобы лишить жизни человека, хотя он мог бы сделать это весьма искусно (точно). Так, на 400 м. он способен поразить цель размером всего 8 см. Но габарит человека гораздо больше, как показали выполненные нами выше расчеты. В то же время, для попадания в цель размером с фигуру человека до 400м., достаточно иметь 2 разряд. Итак, если человек имеет даже незначительные навыки стрельбы, но обладает низкой нравственностью, нерелигиозен (не соблюдает заповеди «не убий»), либо жажда наживы для него важнее ценности жизни другого человека, то есть, фактически он является нравственно, и морально, и этически неполноценным человеком, то он способен совершить, причем совершенно сознательно, в том числе и такие действия, как стрельба по живому человеку - это не может считаться этичным. Поэтому этические принципы должны являться главным сдерживающим фактором в применении навыка стрельбы. Отдельное рассмотрим ещё одно из религиозных направлений, набравшее популярность в последний период времени: это фундаментальный ислам, и его проявление в религиозных организациях экстремистского толка: борьбу с «неверными», захват отдельных территорий, существующих по полукриминальным законам. С одной стороны, эти организации искажают сущность мусульманства, с другой стороны - его сторонники являются экстремистами - выразителями крайних взглядов. И в эти взгляды вполне логично вписывается уничтожение людей другого, «неверного» вероисповедания. Потому молодой человек, даже только вступивший на этот путь, уже находится в шаге от того, чтобы стать преступником, и с оружием в руках защищать свои «новые» идеалы. Для студентов университета такое развитие событий представляется маловероятным. Учитывая возрастающую популярность такого рода экстремистских организаций, мы можем задуматься о профилактике такого рода развития событий. Это в первую очередь, популяризация гуманного отношения ко всем живым существам; расширение сознания студентов путём широкого гуманитарного образования, которое студенты получают в период 4-6 летного обучения в университете; знакомство с Законами Российской Федерации в отношении применения огнестрельного оружия и последствий его неправильного использования; патриотическое воспитание студентов: воспитание любви к своей Родине, защите её интересов; знакомство с основными положениями ведущих мировых религий, исповедующих любовь к ближнему своему, сострадание и прямой запрет на убийство (заповедь «Не убий»), а так же воспитание культуры, терпимости, гуманности, доброго отношения к людям, то есть повышению этичности. В заключение приведем следующую статистику, полученную на основе анкетирования в начале периода обучения стрельбе, где ставился вопрос: «Зачем Вам умение метко стрелять?» Предлагалось девять вариантов ответов, один из которых отрицал умение как ненужное, а в одном намерения были скрыты: «другое». Можно было выбрать не более трех вариантов ответов. Большинство видит смысл обучения стрельбе в самосовершенствовании (71,4%), к которым можно прибавить и желающих овладеть спортивным разрядом (12,2%); итого: 83,6% опрошенных. Ответ «для защиты Родины» (26,5%) можно отнести к патриотической мотивации - чтобы полученный навык был полезен Родине. Практическое применение навыкам меткой стрельбы видят 16,3% студентов, желающих в будущем выбрать службу в силовых структурах, где владение оружием является обязательным условием, а так же «для самообороны» - 40,8%. «Таков курс учебной программы» указали 53% студентов и, не будь введена такая подготовка в Университете, они бы не стали тратить время на овладение этого навыка, не отрицая, впрочем, и других причин. Тем не менее, все вышеперечисленные мотивы вполне этичны. Отрицают всякую заинтересованность в этом виде обучения 4% опрошенных, половина из которых не исключают применения его для защиты Родины. Очень интересным представляется быть вариант «другое», который указали 6,1%. Он мог бы дать повод усомниться в положительной мотивации студентов к обучению стрельбе и законному применению этого навыка. Но в дальнейшем выяснилось, что у 2/3 из них мотивы были вполне благие: в том числе указано «самосовершенствование», и «детям рассказать», то есть положительный стимул в приобретении нового навыка и передача опыта. Намерения ещё 1/3 этой группы, то есть 2% опрошенных нам неизвестны: указано «другое», дополнительно стояла так же охота. Занятие «заниматься охотой», которое указали 12,2% студентов, подвергнуто нами сильному сомнению с этической точки зрения, и было определено нами выше как неэтичное, поскольку лишение жизни живых существ исполняется только ради удовольствия, азарта, охоты, и не может служить необходимостью в наше время. Исключение - это студенты, выходцы из семей, занятие и быт которых традиционно связаны с промыслом. Из этого числа у 33% занятие родителей было связано с охотой, у 16% - сотрудник силовых структур, военнослужащий, то есть наклонности обусловлены спецификой деятельности родителей. Студент должен иметь осознанный выбор между необходимостью такого рода применения навыка стрельбы, которому его обучили (защита от зверя, добыча ценного меха для заработка) и желанием легкого убийства в целях развлечения. Воспитанию и разъяснению подобного рода вопросов так же необходимо заниматься в рамках обучения стрельбе, как проработке вариантов возможного применения навыка в жизни. Итак, в результате данного исследования мы можем заключить, что навыки меткой стрельбы важны для самосовершенствования студентов, для защиты Родины и в будущей специальности, тем, кто построит дальнейшую карьеру в государственных силовых структурах. Все эти мотивации могут получить положительную оценку и признаются вполне этичными. Неэтичными признаются нами лишение жизни живых существ в результате охоты, убийства. Студентов с отрицательной мотивацией, либо тех, кто в будущем мог бы применить полученные навыки для криминальных целей, либо экстремистской деятельности, выявлено не было с вероятностью 48:1, или 2%, где другая причина для занятий стрельбой нам неизвестна, и мы можем предположить 1:1 как отрицательный (сокрытие истинной причины - неэтичной, незаконной), так и вполне этически оправданный вариант, не указанный в других ответах. Вывод: в процессе обучения стрельбе необходимо уделять время воспитанию правильного гуманного и этичного мировоззрения, осознанию ответственности за свои действия, и возможному применению полученных навыков на позициях этики и гуманизма.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.