ПРОЦЕСС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЭТАПЫ Стародубцев М.П.

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения


Номер: 4-3
Год: 2016
Страницы: 111-114
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

процесс, творчество, деятельность, методы, process, creativity, activity, methods

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуются проблемы профессионально-педагогической культуры и мастерства преподавателя, его творчества, Все эти проблемы освещаются с учетом достижений современной педагогической теории и практики, материалов исследований в высшей специальной школе.

Текст научной статьи

Если о культуре и мастерстве педагога уже выполнено ряд специальных исследовательских работ, то педагогическая деятельность как творческий процесс исследуется мало. Сказывается сложность проблемы, ее многогранность, проистекающая от неповторимости педагогических явлений, от того, что позволяет называть педагогику не только наукой, но и искусством. Это затрудняет понимание преподавателем логики, закономерностей педагогического творчества. Потребность же разобраться в сущности творчества педагога велика, так как в современных условиях это - один из принципов профессионального труда преподавателя. Профессиональное творчество педагога обычно рассматривается в двух взаимосвязанных и взаимообусловливающих видах: научное творчество и педагогическое творчество. Первое означает постоянный поиск, создание новых знаний, выявление новых закономерностей и обоснование принципов, существующих в педагогических явлениях (умение видеть приоритетные проблемы, их связь с другими проблемами; формулировать гипотезы, находить критерии для измерения изучаемых явлений; систематизировать, описывать интерпретировать научные факты, находить им место в теории и практике и др.). Основной задачей педагогического творчества является раскрытие и применение новых, оптимальных систем сообщения знаний, приобщения слушателей к уже найденному в науке и практике подготовки специалистов, развития у них умений самостоятельно работать, постигая вершины профессионального мастерства. Труд преподавателя всегда предполагает творчество, так как он постоянно связан с личностью студента - растущей, развивающейся, приобретающей знания, умения, убеждения, привычки. У каждого эти процессы протекают уникально, на фоне различного восприятия мира, неодинаковой степени развития мышления, способностей, природных задатков. Найти, сконструировать лучшие сочетания личностных качеств человека и условий его воспитания и обучения с учетом уровня развития - творческая задача преподавателя. Таким образом, творчество педагога целесообразно определить как индивидуально своеобразную систему его умственных и практических действий по обновлению учебно-воспитательного процесса путем разработки, конструирования его новых элементов, устранения устаревших средств, форм и методов работы. реализации принципиально новых, оригинальных, эффективных решений педагогических задач. Творчество преподавателя развивается под влиянием объективных и субъективных предпосылок. В качестве объективных предпосылок выступают: социальные отношения в стране, педагогическом и студенческом коллективах, прогресс в науке и технике, совершенствование условий и средств подготовки студентов, рост педагогического мастерства преподавательского состава[3]. Среди субъективных - система взглядов преподавателя на процессы, происходящие в обществе, его нравственность, духовные ценности, призвание к профессии, работе с людьми, стремление к самовыражению в педагогической работе, его личностные качества творца. Выявлены особенности педагогического творчества: сотворчество со студентами, спрессованность во времени, неповторимость ситуаций и задач, относительность получаемых результатов, органическое сочетание различных видов творчества и др[1]. Условия, в которых проявляется эта специфика, своеобразны: регламентация творчества преподавателя вуза нормативными документами; характер решаемых задач и др. Педагогическое творчество, как правило, различается по новизне, диапазону, устойчивости и значимости выдвигаемых педагогических идей, применяемых способов и средств решения учебно-воспитательных задач. По данным Г.А. Шабанова, в вузах - где проводилось исследование, 36% педагогов систематически выдвигают новые идеи и предложения, применяют оригинальные средства и приёмы преподавания, активно участвуют в научно-исследовательской работе, добиваются высокого качества подготовки специалистов. В то же время 27% преподавателей не проявляют творчества, используют стереотипные приёмы и средства, без достаточного учёта изменившихся обстоятельств и условий, редко участвуют в научно - исследовательской работе. Около 4,5 % педагогов отличает излишнее оригинальничание, базирующееся не на стремлении улучшить положение дел, а на желании показать себя супертворцом. По существу это своеобразный «педагогический экстремизм»[2]. Различие в проявлении педагогического творчества зависит в первую очередь от индивидуальных способностей преподавателя. Обычно выделяют три сферы творческой деятельности преподавателя: методическое творчество, коммуникативное творчество (взаимодействие со слушателями), творческое самосовершенствование. В сфере методического творчества наиболее плодотворны идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, В.Н. Футин и др.), суть которых в диалектике алгоритма и эвристики в процессе подготовки и реализации учебно-методического замысла преподавателя. Методическое творчество предполагает способность педагога к осмыслению ситуаций и разборке адекватных им моделей, на основе которых и принимается педагогическое решение; к конструированию содержания обучения и воспитания в соответствии с конкретной ситуацией и особенностями, как слушателей, так и самого преподавателя; примериванию материала и системы его построения, на свою творческую индивидуальность[4]. Несомненно важное значение здесь имеет знание психолого-педагогической теории и методики, творческое самопознание. Коммуникативное творчество преподавателя представлено, прежде всего, в работах А.А. Бодалева, В.И. Вдовюка и др. Оно предполагает умение налаживать и поддерживать взаимоотношения со студентами, творчески строить информационный поток, познавать студентов в процессе общения, использовать психологическое взаимовлияние в ходе педагогического процесса, осуществлять психологическую саморегуляцию. В совокупности три сферы педагогического творчества определяют конкретные задачи преподавателя. Среди них первостепенными являются: ориентация на профессию преподавателя как на творческую деятельность, требующую развития соответствующих способностей; формирование умений выявлять, формировать, анализировать и решать педагогические задачи нестандартными способами с учетом индивидуально-неповторимой личности студента; овладение инновационной педагогической технологией как прикладной эвристической системой умений; создание системы профессионального самопознания и самооценки как творческой индивидуальности[7]. Структура творческого педагогического процесса представляется следующим образом (Н.Д. Никандров, В.А. Кан-Калик): процесс осознания и решения педагогической задачи; система коммуникативных задач, решение которых необходимо для реализации методики воздействия; педагогическое взаимодействие[6]. Эвристическим ядром педагогического процесса является педагогическая задача, решение которой начинается с ее осознания, столкновения с новым. Не осознав, не разобравшись в сущности задачи, педагог начинает действовать по сложившимся стереотипам, привычными способами и утрачивает эвристический характер своих действий. Поэтому важной стороной развития творчества является, прежде всего, формирование умения видеть педагогическую задачу в ее целостности, новизне. Следующим этапом решения педагогической задачи является анализ исходных данных. Основными трудностями здесь является дефицит времени и информации, о явлении, процессе, его причинах, особенностях и т.д. Возникает творческая неопределенность, начинаются «муки творчества», скрытой работы. Дальнейший этап - выдвижение гипотезы, идеи, замысла, успех которого зависит от степени развития эвристического мышления преподавателя, его способности к прогнозированию, что обеспечивает сложное диалектическое единство теоретического анализа и практического мышления. Далее следует апробация гипотезы. На этом этапе проводится по существу мысленный эксперимент, опережающий реальную педагогическую ситуацию, учитывающий прогноз ее развития. Завершающий этап - этап критики, подтверждения и воплощения. По прохождению всех фаз решения педагогической задачи выбирается система методов ее решения. На этом этапе существенно важны: системность, гармоничность средств и приемов, их согласованность, оптимальность соотношения. Важно избежать наиболее часто встречающихся ошибок, особенно наблюдающихся у начинающих преподавателей: попытки решить задачу одним приемом, не связывая его со всем комплексом влияний на личность слушателя; решение задачи несколькими приемами, но не связанными в единую систему взаимодействий; решение без учета степени соответствия методов и приемов воздействия реальному психологическому фактору группы и личности студента; недостаточное осознание, в какой мере избранная система методов соответствует его творческой индивидуальности. Таким образом, процесс решения конкретных задач определяется не только педагогической логикой, но и взаимодействием с личностью преподавателя. Только в этом случае любой метод обретает результативность, приводит к реальному развитию студентов в требуемом направлении. Решение педагогической задачи, избрание системы методов, ещё не означает возможности действовать. Преподавателю нужно решить систему коммуникативных задач, то есть спланировать структуру предстоящего взаимодействия со студентами. Каждый методический приём важно обеспечить соответствующей системой общения, вне которой он не действует. Коммуникативная задача является производной от педагогической. При её построении преподаватель учитывает: педагогическую задачу, уровень общения со студенческой учебной группой, индивидуальные особенности студентов, стиль общения, планируемые способы и приёмы воздействия. Всё это обеспечивает процесса общения, решения педагогической задачи в целом[2]. Многообразны функции педагогического общения: обмен информацией, познание личности студента, организация взаимоотношений, реализация взаимовлияния и др. При продуманной и спланированной системе общения осуществляется продуктивное педагогическое взаимодействие, превращающее и преподавателя и студента в соучастников творческого педагогического процесса. Учитывая, что современная система подготовки преподавательского состава пока мало ориентирует педагога на творчество, способом формирования индивидуальности первостепенной значимости является организация профессионально-личностного самосовершенствования педагога. Оно осуществляется путём познания преподавателем своей личности в контексте деятельности, определения позитивных и негативных профессионально значимым качеств, создания индивидуальной программы самосовершенствования. На этой основе педагогические знания и рекомендации соотносятся с собственными личностными особенностями преподавателя, то есть весь процесс профессионального самосовершенствования будет осуществляться на индивидуально-творческом уровне. В научно-педагогической литературе разработаны уровневые характеристики педагогического творчества. Первый - элементарное взаимодействие с учебной группой. Преподаватель использует обратную связь, корректирует свои взаимодействия по её результатам, но действует по готовому образцу. Второй - начало оптимизации деятельности преподавателя: её планирование, осмысленный обоснованный выбор и сочетание уже известных содержания, форм и методов. Третий - эвристический, характеризующийся расширением творческих возможностей живого общения со слушателями. Четвёртый - самый высокий, предполагающий полную самостоятельность в применении преподавателем готовых методов и приемов, но лишь в той мере, в какой они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности слушателя, специфике состава учебной группы, конкретному уровню подготовленности обучаемых. Таким образом, любое педагогическое взаимодействие предполагает единство педагогического метода и личности преподавателя, в их совпадении возникает то, что называется творчеством.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.