ПЕРСПЕКТИВЫ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ МАСС-МЕДИА Ополев П.В.

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия


Номер: 4-4
Год: 2016
Страницы: 11-14
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

медиареальность, масс-медиа, социальный институт, социальное проектирование, media reality, mass media, social institute, social design

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются институциональные характеристики и функции масс-медиа в современном обществе. В настоящее время имеет место трансформация социальных функций масс-медиа. Наряду с посреднической функцией, выделяется функция социальной инженерии, вокруг которой собираются идеологическая, мифотворческая, мимикрическая, популяризационная и другие функции масс-медиа. Из источника социального информирования масс-медиа превращаются в источник социального проектирования.

Текст научной статьи

Постиндустриальное общество характеризуется тенденциями унификации культур, усилением роли информатизации и информационной деятельности. Современные макросоциальные изменения выражают слияние множества процессов различной направленности, которые формируют многомерную и противоречивую систему отношений солидарности и конфликтов, гармонии и напряженности в ходе взаимодействия общественных сил и удовлетворения общественных потребностей [3,136]. Следствием этих процессов оказывается проецирование общественных отношений в новое информационное пространство социального взаимодействия. Происходит «активная медиатизация различных общественных подсистем» [11,99], трансформация институциональных характеристик масс-медиа и их социальных функций. Развитие социальной системы определяется эволюцией составляющих его социальных институтов. Средства массовой информации являются динамично развивающимся социальным институтом, интегрированным в структуру современного общества. Для внесения методологической ясности отметим, что понятия «средства массовой коммуникации» и «масс-медиа» (при существующих оттенках смыслов) будут использоваться как взаимозаменяемые. Процессы оформления средств массовой коммуникации в том виде, как они представлены в настоящее время, связаны с осознанием масс-медиа как особого социального института. Социальный институт представляет собой относительно устойчивую форму организации социальной жизни, обеспечивающую устойчивость связей и отношений в рамках общества. Функции социального института варьируются в широких пределах, однако, сводятся к нескольким ключевым. Важнейшей функцией любого социального института, как известно, является удовлетворение потребностей. Вокруг этой ключевой функции выстраиваются все остальные: регулятивная, интегративная, контролирующая и т. д. Масс-медиа является общепризнанным каналом информатизации современного общества. В настоящее время исследования медийной реальности выходят на новый уровень и становятся еще более актуальными, в результате активного проникновения Интернета в жизненное пространство простого обывателя. Как подмечает У. Бек: «Электронная коммуникация делает возможным то, что было немыслимо прежде: активное, одновременное и взаимное установление контакта между отдельными личностями поверх всех границ между странами, религиями и континентами» [2,183-184]. Происходит формирование «новейших» масс-медиа с присущими только им свойствами и выразительными средствами. В конце XX в. приоритет среди средств массовой коммуникации смещается в сторону электронных медиа, где главенствующую роль занимает синтез телевидения, сети Интернет и виртуальной реальности. Их взаимопроникновение порождает ряд уникальных феноменов, которые начинают оформляться и оказывать существенное влияние на культуру и общество в целом. В лексикон простого обывателя проникают такие словосочетания как «электронные деньги», «электронное правительство», «электронная регистратура», «онлайн приемная» и т. д. Процессы синтеза телевидения и сети Интернет способствуют росту интерактивности, глобализации медиареальности и обуславливают изменения в институциональной составляющей средств массовой информации. Некоторые исследователи даже полагают, что современные средства массовой информации представляют собой не социальный институт, а «рынок идей» [5]. В результате возникают полифункциональные, а не специализированные сети коммуникационных и информационных служб, усиливающие обратную связь с источником информации. Более того, стирается граница между информационной и развлекательной составляющей, а аудитория становится все более свободной в выборе медиа-продуктов. Обратной стороной этих процессов оказывается усиление коммерциализации, отрыв от насущных жизненных потребностей общества и культуры, ретушь и стерилизация действительности [6, 31]. В результате медиапространство, наделенное мифологическими характеристиками, становится самоценностью, меняются институциональные функции масс-медиа. Известный социолог М. Кастельс обозначил ряд предположений относительно влияния «новейшей» медийной реальности на социальную систему. Во-первых, эти процессы способствуют социальной дифференциации, что приводит к усилению противоречий между различными социальными группами. Во-вторых, создает единое семиотическое пространство, границы которого оказываются чрезвычайно подвижными [7,350-351]. Коммуникативное пространство социальной реальности под воздействием такого рода процессов изменяет свою структуру. Масс-медиа является одной из форм бытия массовой культуры и существенных способов её распространения. При всём многообразии исследований в данной области трудно выделить единство подходов как по отношению к феномену массовой культуры, так и по отношению к ёё формам. Опуская возможные дискуссии по поводу определений отметим, что смысловой диапазон явлений, связанных с массовой культурой, чрезвычайно широк и многообразен: от трактовки её как особой социальной реальности, пространства ценностного обмена, мира символических конструктов, до её характеристики в качестве упрощенной формы высокой культуры. Для нас ключевой особенностью массовой культуры является связь с медийной реальностью, благодаря которой массовая культура охватывает большую часть общества и подводит систему ценностей и нормы отдельного индивида к единому искусственно созданному образцу. Массовая культура (а, значит, и масс-медиа) обращена к нерефлексирующему субъекту, для которого ценности общества потребления оказываются приоритетными. Как подчеркивает А. Р. Тузиков: «Масс-медиа предлагают обществу образы социальных взаимодействий и институтов, которые, будучи ежедневно воспроизводимыми, во многом определяют, что в обществе считается нормальным, а что девиантным» [13,123-132]. С помощью современной масс-медиа происходит передача не только информации (знаний, оценок, опыта), но и формирование идентичностей, происходит десенсибилизация - табуированное поведение, вследствие воздействия масс-медиа, становится допустимым и даже поощряемым. Медиакультура - явление полимодальное и полифункциональное. Многообразие подходов, методологических принципов, аспектов самой медийной реальности в своей совокупности составляющих медиакультуру свидетельствует о сложности и многообразии самого объекта исследования. В результате само понятие «медиа» и его культурные и социальные функции оказываются размытым. В этом отношении можно согласиться с Ж. Бодрияром в том, что «теории масс-медиа не существует» [4,193]. Несмотря на то, что этот тезис выдержан в духе постмодернистской культурной логики, подчеркивающей ризоматичный характер масс-медиа, он имеет под собой ряд объективных оснований и, по нашему мнению, остается актуальным. Во-первых, любая теория должна обладать предсказательной силой. Сказать же о том, как точно будет развиваться масс-медиа не представляется возможным. Во-вторых, образы социальных взаимодействий и институтов, формируемые и воспроизводимые средствами массовой информации, изменчивы. При всем при этом также очевидно, что тенденции развития масс-медиа все же просматриваются, а формируемые образы и ценности хоть и изменчивы, но в определенных пределах потребностей общества потребления. Масс-медиа являются социальной институцией, которая изменяется под воздействием социальных трансформаций. В зависимости от социально-экономической ситуации и потребностей общества модели развития масс-медиа в качестве социального института изменяются в широких пределах. От либеральной модели, ориентирующей на действительно востребованные ценности, до модели радикальной, адаптирующей ценностные установки относительно состоявшихся или складывающихся групп влияния. От модели независимой (относительно, к примеру, государства) институции, до авторитарной модели, где присутствует жестко регламентированный набор задач, обслуживающий узкие государственные интересы. Тем не менее, вне зависимости от модели, общим местом для многих исследований является тезис о том, что «именно медиа являются основным способом и главным источником информирования общественности о трудностях функционирования социального «организма» [14,184]. В настоящее время из источника информирования средства массовой информации превращаются в источник социального конструирования и проектирования. Попытки, опираясь на эмпирические исследования систематизировать функции масс-медиа, многообразны и восходят к середине XX века. Традиционно выделяются три ключевые функции средств массовой информации: информационная, аналитическая и развлекательная [10, 114]. Существует множество их вариаций. Так, Д. Макквейл выделяет информирование, корреляцию, непрерывность, развлечение, мобилизацию в качестве базовых функций масс-медиа. Отечественный исследователь Н. Б. Кирилова в работе «Медиасреда российской модернизации» указывает на следующие функции: информативная, коммуникативная, идеологическая, релаксационная, креативная, интеграционная, посредническая [8,43-50]. Наряду с вышеназванными функциями можно выделить специфические функции: консолидирующая, дезинтеграционная, функция культурной диффузии, виртуализации действительности, мимикрическая, функция регулятора массового сознания, нормализации, популяризации, функция формирования актуальности. По мнению Е. В. Поликарповой, ключевыми функциями масс-медиа являются аксиологические, а медиарельность представляет собой особое пространство ценностного обмена [12]. Безусловно, вышеназванные функции имеют место быть. Недостатком этих и некоторых других исследований является отсутствие иерархического видения институциональных функций масс-медия. Существуют также разночтения относительно того, какая функция является системообразующей и возможно ли вообще редуцировать её деятельность к реализации какой-либо одной функции. Именно поиск системообразующей, интегральной функции, составляющий её онтологический центр, позволит точнее обозначить место и роль данного социального института в обществе. Несмотря на заявленный нелинейный, ризоматичный характер масс-медиа, по нашему мнению, системобразующей функцией средств массовой коммуникации остается посредническая функция. Слово «посредник» в одной из своих коннотаций означает того, кто содействует связи, нечто среднее, занимающее промежуточное положение. С одной стороны, посредством масс-медиа происходит «удвоение реальности» (Н. Луман) [9,13]. С другой стороны, наблюдается «инверсия реального» (А. Гидденс). Посредническая функция масс-медиа в обществе диалектична. В настоящее время она балансирует между противоположностями: реальным и ирреальным, чувственным (материальной культурой) и рациональным (духовной культурой), глобальным и локальным, конструктивным и деструктивным, терминальным и инструментальным, интеграцией и дезинтеграцией и т.д. Все это способствует, с одной стороны, социальной дифференциации и усилению амбивалентности социальных позиций. С другой стороны, глобализации и стиранию культурных различий между социальными слоями. Так же необходимо заметить, что актуальной проблемой является поиск адекватной методологии для исследования амбивалентной природы современных масс-медиа, способной ухватить её нелинейную структуру. Такого рода методологией, по нашему мнению, способна стать синергетика с её ключевыми категориями и принципами. Посредническая функция масс-медиа оказывается полисемантичной и амбивалентной. Именно по отношению к посреднической функции, в качестве ведущей, выстраиваются такие значимые функции как информационная, интеграционная, функция социальной связи и многие другие. В зависимости от социально-культурной ситуации или социального заказа одна из функций выходит на первый план, становится наиболее выпуклой, при этом сохраняя свою посредническую сущность. Средства массовой информации выполняют функцию посредника между заданным социокультурным образцом и аудиторией. Иначе говоря, масс-медиа создают особое глобальное коммуникативное пространство, которое выступает одновременно условием и пространством взаимодействия элементов социальной структуры. Это позволяет нам утверждать, что средства массовой информации оказывают существенное и при этом противоречивое воздействие на ключевые социальные институты: семьи, образования, науки и религии. Можно даже предположить, что бытие целых социальных институтов оказывается зависимым от того, насколько они представлены в медиареальности. Здесь, по нашему мнению, реализуется функция социальной инженерии, вокруг которой собираются идеологическая, мифотворческая, мимикрическая, популяризационная и другие функции масс-медиа. Если ранее данная функция была латентной, то в настоящее время она является явной. Тем не менее, проектирование социальной и культурной действительности, зачастую, подчиняется коммерческому интересу, что вызывает асимметрию между должным и сущим. В результате коммерциализированный, узкий интерес групп влияния детерминирует складывающиеся ценностные установки. Масс-медиа являются противоречивой, но динамично развивающейся социальной институцией. Время, когда основной функцией средств массовой информации в обществе оказывалась наиболее объективная трансляция информации, безвозвратно ушло. На фоне процессов коммерциализации посредническая функция масс-медиа остается определяющей, но приобретает острый противоречивый характер. Мы полагаем, что перспективы трансформаций социальных функций масс-медиа будут связаны с функцией социальной инженерии, будут определяться не только внутренней логикой развития общества, но и формированием прямой зависимости от интересов (государственных, национальных, политических, экономических, и т.д.) групп влияния.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.