ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЛИЧНОСТИ Неуймина И.В.

Уральский государственный университет путей сообщения


Номер: 4-4
Год: 2016
Страницы: 100-103
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

образ мира, значение и смысл, общественное и индивидуальное сознание, обыденное сознание, имплицитные представления и теории личности

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются теоретические основы субъективных представлений личности, рассмотрены особенности конструирования субъективных пространств личности, которое происходит при помощи компонентов психики: образа мира, значения и смысл, общественное и индивидуальной сознание, обыденное сознание, имплицитные представления и теории личности. Дан теоретический анализ этих понятий.

Текст научной статьи

Современная психология уделяет большое внимание построению субъективных пространств личности, и именно через эти пространства ученые пытаются глубинно постичь внутренний мир отдельной личности. В связи с усложнением внешнего мира происходят и серьезные изменения во внутреннем мире человека, который невозможно понять без определенных методов познания, которые сейчас представляют для исследователей огромный интерес. Построение субъективных пространств может осуществляться с помощью имплицитных представлений человека, а также с использованием семантических методов диагностики личности. Интересно в этом смысле было бы совмещение этих методов, которое проявляется в изучении имплицитных представлений с помощью конструирования семантических пространств, для этого надо более подробно разобраться в теоретических аспектах этих явлений. Конструирование субъективного пространства происходит при помощи, таких компонентов психики как, образ мира, который в свою очередь имеет свою сложную структуру; значения и смыслы, образующие сознания; общественное и индивидуальное сознание; обыденное сознание; имплицитные теории личности и представления. Рассмотрим отдельно компоненты психики с помощью, которых можно конструировать семантические пространства. Образ мира впервые этим понятием заинтересовались Дж. Брунер[3] и У. Найссер [9] в рамках когнитивной психологии. В психологию, оно было введено А.Н. Леонтьевым в 1975г, который писал: «Образ мира для субъекта - есть результат моделирования мира на языке субъективных переживания человека. Образ мира есть результат субъективного исполнения в терминах собственных интенций, потребностей, мотивов. Субъективная реальность зависит от условий жизни личности. В то же время образ мира выступает как определяющий и формирующий эти условия через поведение и ожидания человека. Восприятие любого объекта или ситуации, конкретного лица или отвлеченной идеи определяется целостным образом мира - всем опытом жизни человека в мире, его общественной практики. Следовательно, образ (или представление) мира отражает тот конкретно - исторический, экологический, социальный, культурный фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека» [8]. Восприятие человека его представления находятся в неком субъективном образе мира, который строится на опыте человека как личном, так и общественном то есть том знании о мире, которое он получает в процессе деятельности. Современные исследования подтверждают, что мир воспринимается человеком пристрастно, структурировано и характеристики этого мира связаны с эмоционально-нравственным опытом человека. Очень важным становится понимание структурю образа мира. Е.Ю. Артемьева [1] представила структуру субъективного опыта как состоящую из трех уровней: первый уровень соответствует сенсорно-перцептивному уровню развития психики. На этом уровне следы деятельности присутствуют в виде перцептивных образов, отражая свойство мира. Второй уровень - семантический, где следы деятельности зафиксированы в виде отношений к предметам этой деятельности и экспериментально регистрируются в виде семантических структур. Третий уровень - самый глубокий, ядерный, где формируется образ мира при участии понятийного мышления. Е.Л. Доценко [4] выделил четыре уровня субъективного мира. Первый - поверхностный уровень семантических отношений, он относится к предметному миру, имеет предметные характеристики и свойства, проявляет в себе пристрастность, субъективность. Второй уровень - это конструкты, которые закладывают те измерения, которые использует личность при взаимодействии с внешним миром. Результатом этого уровня являются имплицитные модели того или иного фрагмента реальности, к которым обращается человек. Этот уровень реализует интересы субъекта сознания человека. Третий уровень - это базовые допущения о мире. Несет основные интересы личности, мало доступный сознанию и устойчивый к внешнему воздействию. Четвертый уровень прототипных схем - самый глубокий. Он включает образцы субъективного опыта, которые используются как эталоны и позволяют опираться на эти образы в похожих ситуациях. Эти два подхода к структуре образа мира имеют общую черту, оба исследователя выделяют один из элементов структуры мира - семантический. Е.Л. Доценко дает более обширную структуру образа мира, что позволяет иметь полное представление об этом феномене. Итак, образ мира один из важных элементов психики человека, благодаря которому человек строит свою жизнь, взаимоотношения с окружающим миром и «вписывается» в систему общественных отношений. Следующими важными образующими компонентами сознания, являются, значение и смысл. По мнению А.Н. Леонтьева, «значение - это содержание сознания в более или менее обобщенное отражение действительности, выработанное человеком и зафиксированное в форме понятий, знаний, умений, норм поведения. Личностный смысл - пристрастное отношение субъекта к миру, выраженное в значениях, связано с мотивами и общей направленностью личности. Чувственная ткань зафиксирована в форме представлений, наглядных впечатлений, образов, которые порождаются в практической деятельности, и выступает связующим звеном между субъектом и внешним миром» [8]. Смысл говорит о том, что индивидуальное сознание не сводится к безличному значению, что он всегда пристрастен и значим для субъекта. Значение формируется и развивается внутри культурного целого, где исторически сложился некий опыт общения, мировосприятия, деятельности и индивиду надо его построить. Смысл индивидуален и динамичен. Его основная функция - создание и структурирование пространства жизни человека. Личностный смысл приспосабливает индивидуальное сознание к выполнению разнообразных задач, которые могут быть ограниченны личностными мотивами данного субъекта. При разнообразных подходах к понятию смысла в философии, психологии, семантике именно оно непосредственно характеризует человеческую реальность, значение обеспечивает общение и понимание. Через значение и смысл человек познает и формирует вокруг себя окружающий мир, в котором он живет и который он преобразует в случае необходимости. Таким образом, понимание таких феноменов как значение и смысл помогает приблизится к построению семантических субъективных пространств, которые могут помочь объяснить поведение личности. Следующий компонент - это индивидуальное и общественное сознание. Индивидуальное сознание представляет собой иерархически построенный набор универсальных категорий. Индивидуальное и общественное сознание гетерогенно, содержит житейские представления, социальные стереотипы, характеризующиеся той или иной степенью достоверности, суеверия и предрассудки, которые передаются из поколения в поколение и отражают определенные исторические, национально-культурные формы общественного сознания. Также определенные формы деятельности небольших социальных групп создают свои специфические, только им присущие «формы» сознания людей, реализующих эту деятельность. В индивидуальных представлениях каждого человека есть специфически, присущие только ему составляющие. Например, образы доброго, профессионального, лживого человека формируются через: непосредственное подражание, усвоение опыта из родительской семьи, из прочитанных книг, каналов массовой коммуникации и обуславливают организацию его жизни, определяют социальную направленность личности. Без сознания человека невозможно было бы существовать, оно является основой жизни, так как человек не один, то появляется и формируется так называемое «общественное» сознание, которое состоит из индивидуального, но не является суммой индивидуального сознания, оно строится и развивается по своим законам. Важный компонент в субъективных пространствах - это обыденное сознание. В психологии обыденное сознание понимается как совокупность представлений, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. На сегодняшний день четкого определения этого термина в психологии не существует. Обыденное сознание рассматривается как один из уровней индивидуального сознания. Обыденное сознание и его понимание позволяет нам строить алгоритмы поведения и прогнозировать способы поведения человека в различных ситуациях. Важным компонентом в построении субъективных пространств на наш взгляд - это имплицитные теории и представления личности. Если рассматривать понятие имплицитные представления, то начать нужно с понятия представление и как оно используется в психологии. Практически все психологические словари используют понятие представление как образ предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, то есть это понятие употребляется в психологии в контексте восприятия, воображения, а также в аспекте познавательного процесса памяти. Представления могут носить обобщенный характер, и относится не только к настоящему, но и к прошлому и будущему. Поэтому в психологии выделяют представления памяти и воображения. Представления более схематизированы и обобщены, но при этом менее ярки и детальны. Все предыдущие феномены психики о которых мы говорили выше существуют в виде представлений, которые человеком могут осознаваться и реализовываться в более ярких и конкретных образах либо менее осознаваться и носить менее яркий образ. В психологии под имплицитными теориями личности («наивной» концепции личности; теории личности «здравого смысла») понимают в «широком смысле - совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функциональных личностных образований. В узком смысле - неявные представления о связях между личностными чертами. Имплицитные теории личности позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях». [7]. Каждый человек строит свою собственную теорию относительно устройства мира. Один из первых проявил интерес к имплицитным теориям личности Дж. Брунер [3], который считал, что встречаясь в жизни с разными людьми, предметами, человек откладывает в своей памяти впечатление о них, которые в основном касаются внешности и на основании которых человек выносит суждение о качествах человека или предмета. Современное понимание имплицитных представлений, к примеру у Дукман А.А.[5], основывается на образе конструктивного общения в когнитивных представлениях о нем, который определяет мотивационные предпочтения и возможный поведенческий репертуар личности в отношении фрагмента мира. Имплицитная теория личности - это система представлений, существующих в сознании субъекта восприятия, и на нее влияют характеристики самого субъекта. Среди множества предложенных факторов, определяющих его имплицитные теории личности, субъекта познания выделяют социально-демографические, социально-психологические и психологические характеристики. Жизненные наблюдения накладываются друг на друга, образуя категории. Взаимодействие с предметами, субъектами напоминает субъекту тот образ, который отложился в памяти и отнесен к той или иной категории и субъект бессознательно начинает приписывать этим объектам признаки, которые имеют другие объекты из данной категории. Если имплицитная теория верна, то она способствует быстрому формированию точного представления о другом человеке, объекте, даже при отсутствии достаточной информации о нем. Если же теория неверна, то это может провести к построению ошибочного образа объекта, породить неправильное представление о нем. Именно имплицитные теории лежат в основе конструирования субъективных пространств личности. Термин имплицитная теория личности был введен Дж. Келли [6] в его теории личностных конструктов. Личность понимается Дж. Келли через особенности ее мировосприятия. Люди воспринимают мир при помощи схем или моделей называемых конструктами. В западных концепциях под имплицитными теориями личности понимаются - специфические, ненаучные, бессознательно существующие теории относительно личности других людей, которым присущи обыденные представления. В своей основе они имеют систему допущений о взаимосвязи личностных особенностей и поведения. Считается, что человек будет действовать в соответствии с системой этих представлений. А.Г Шмелев дает следующее определение «имплицитной теории личности - это не вполне осознаваемая концепция личности, которая хранится в опыте практически у каждого человека в виде, прежде всего, системы связей между чертами» [10]. Современные исследования, к примеру, Ю.С. Белицкая [2] определяет имплицитную теорию как - «фрагмент образа мира, моделирующей релевантный фрагмент мира в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара». Можно предположить, что имплицитные представления и теории личности будут основополагающим элементом в конструировании субъективных пространств, а также возможность исследовать эти категории с помощью семантических методов совмещая традиционный опросник и методы семантического конструирования пространств. Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, о сложности и многогранности субъективных представлений личности, а также о том, что зная психологические особенности формирования субъективных представлений личности можно влиять на определенные свойства, процессы и состояния личности. Теоретические аспекты этой проблемы показывают, что необходимо разрабатывать специальный инструментарий для исследования данного феномена, с целью осознания и понимания как строятся субъективные пространства личности и что является основополагающим в этом процессе.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.