ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ Ширкова И.В.,Одинцова Е.А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского


Номер: 4-7
Год: 2016
Страницы: 32-34
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

права человека, поликультурное общество, право, свобода, поколения прав человека , human rights, polycultural society, right, freedom, generations of human rights

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье исследуется формирование, развитие и реализация прав человека в поликультурном обществе

Текст научной статьи

События последних десятилетий показывают и доказывают, что права и свободы человека имеют статус важнейших ценностей цивилизации, выступают разнообразным и многоплановым явлением мировой культуры. Игнорирование, унижение, ограничение и ущемление прав и свобод неизбежно влечет к негативным последствиям: с одной стороны, деградацию человека как личности, с другой - торможение социального развития общества, вплоть до нарушения его целостности. Права и свободы человека - один из наиболее интересных и сложных феноменов современного обществоведения. И, очевидно, есть основания согласиться с высказанным в литературе видением, согласно которому «права и свободы человека - это, прежде всего, система философских, мировоззренческих представлений о назначении человека, его месте и роли в сообществе других людей»[1, 8]. Проблематика прав человека рассматривается по-разному, в зависимости от эпохи, ее идей, традиций, социальных приоритетов, исторических и социально-политических особенностей. Но в современном дискурсе прав человека еще не хватает философских методологических исследований сущности этого феномена, места понятия «права человека» в системе категорий, которые освещают бытие человека в современном мире. Несовершенство механизма реализации прав человека, а также коллективных прав создает необходимость поиска компромисса между интересами государства, с одной стороны, и индивидуальными и коллективными правами, с другой стороны. Актуальность исследования обусловлена недостаточной научной разработкой ряда вопросов, касающихся понимания содержания, закрепления, реализации прав человека в современном поликультурном обществе. Многие страны мира, является полиэтническими государствами, что определяет развитие на их территориях поликультурной среды (реального состояния общества, в котором в едином политическом поле сосуществуют несколько значимых культурных групп, желающих создать свою специфическую идентичность). То есть суть поликультурной среды можно определить как совокупность общественных материальных и духовных условий существования и деятельности человека, которые образуются в процессе проживания и коммуникации представителей многих этнических групп - и соответственно характеризуются одновременным использованием разных языков, традиций, обычаев [2, 375]. Нельзя не согласиться с М. Рудь, в том, что современное поликультурное общество стало закономерным результатом общественного развития. Оно представляет собой сложную систему, которая объединяет людей разных национальностей со всей совокупностью их форм взаимодействия, взаимозависимости и взаимовлияния» [3, 8]. Особенно интересным является исследование А. Гривы. В диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук автор связывает содержание понятия «поликультурность» с возможностью увидеть, услышать другого, допускать существование различий, предоставлять возможность представителям разных культур реализовать себя в контексте сосуществования. Исследовательница утверждает, что «поликультурная среда характеризуется совокупностью условий жизнедеятельности человека, которые определены творческим, паритетным взаимодействием в одном комплексе (территориальном, институциональном, культурно-историческом) культур (этнических, религиозных и т.д.), целью которого является взаимообогащение и дальнейшее развитие каждой из культур». Перспективой поликультурного развития не является интегрированный конгломерат унифицированных культур, а среда, где ценность каждой культуры должна расти и обогащать другие культуры, с которыми она находится в контакте [4, 13]. Содержание прав и свобод человека впитывает в себя значительную часть возможностей современного социума и характеризуется соответствующим уровнем социальной жизни в пределах государства и гражданского общества. Но настоящее требует упорядочения и обобщения научных данных о природе и закономерности становления, развития феномена прав человека, в первую очередь, на общетеоретическом уровне, а впоследствии - учет указанных положений в процессе правового совершенствования основных прав и свобод. Многогранность человека порождает неисчерпаемость его прав. Вместе с человеком, его уровнем развития и значению в социуме постоянно меняются и его права. Современный перечень прав человека - это результат длительного становления, зафиксированный во многих международно-правовых актах и ​​конституциях государств. То есть современные эталоны и стандарты в области прав человека, прежде чем стать нормой демократического общества, прошли развитие в несколько веков. Они формировались в процессе человеческой деятельности, которая определялась разнообразием поступков, потребностей, форм отношений, неизбежностью столкновений и противоборства интересов. Традиционным и устойчивым на сегодняшний день в теории прав и свобод человека является выделение трех поколений прав (предложил Карел Васак), которые продолжают свое развитие и при этом сосуществуют вместе. Каждый последующий период «открывает» новую страницу жизни прав человека, и «не закрывает» всех их старых проблем. Первое поколение - это гражданские и политические права, второе - экономические, социальные и культурные права, третье - коллективные (солидарные) права [5, 264]. Конечно, выделение трех поколений прав в значительной мере условно, но оно наглядно показывает последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области [6, 115]. Заметим, что концепция поколений прав человека синтезирует в себе философские, религиозные, нравственные, идеологические и другие культурные аспекты. Остановимся на третьем поколении прав человека. Потому что в поликультурном обществе, именно они приобретают особый статус. Идея таких прав начала формироваться из-за обострения глобальных мировых проблем после Второй мировой войны. Упоминание этих прав находим в статье 28 «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены» [7, 23]. В настоящее время выделяют шесть солидарных прав. Это такие права, как: право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение; право на экономическое и социальное развитие, право на пользование общим наследием человечества; право на мир, право на здоровье и безопасную окружающую среду, право на гуманитарную помощь. Итак, все шесть указанных прав относятся к коллективным правам, поскольку требуют усилия всех социальных сил. В то же время они выражают индивидуальные потребности людей. По мнению А. А. Лукаша, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут реализовываться сообществом (ассоциацией) [8, 4]. Такой позиции придерживается большинство ученых. Так, например, К. Васак к третьему поколению прав относит права, основанные на солидарности: право на развитие, на мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, право на достойную жизнь, на здоровую среду, на общее наследие человечества, на коммуникацию [9]. То есть, третье поколение прав человека называют правами всего человечества - правами человека и правами народов. Становление третьего поколения прав человека связывают с национально-освободительным движением стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны (право народов на самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения) [10, 213 - 214; 130; 116- 118]. Итак, третье поколение прав человека тесно связано с глобализационными процессами. И мы обращаем особое внимание именно на третье поколение прав, так как в условиях поликультурности как реального состояния общества, мультикультурности как идеологии поликультурных государств, фрагментированности как основного признака регионального социально-экономического разнообразия, акцент внимания человечества все больше смещается на коллективные права. Именно нарушение этих прав (например, право на культурное самоопределение, право на экономическое и социальное развитие) становится началом затяжных конфликтов (например, Египет, Сирия, Украина), что вовлекает в решение этих конфликтов большую часть человечества, то есть пренебрежение соблюдением этих прав грозит перерастанием локальных конфликтов в глобальные. Этот аспект прав человека сегодня приобретает важнейшее значение для анализа со стороны социальных философов и правоведов. Распределение всех прав и свобод человека и гражданина на несколько поколений является условным, ведь с развитием человечества появятся все новые и новые их виды. Однако оно наглядно демонстрирует последовательность развития этого института, показывает, что прогресс общества невозможен, если оно не вносит принципиально нового в положение человека и не получает дополнительных прав и свобод. В этом проявляется историческая связь времени и перспектива дальнейшего прогресса общества, особенно в условиях современной поликультурности. Без внимания к правам человека как объединяющей многообразие основы «танец культур», то есть диалог культур, будет невозможным.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.