РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Милютина И.В.

МБУДО «Центр внешкольной работы»


Номер: 4-7
Год: 2016
Страницы: 60-62
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

игра, хореографический образ, творчество, деятельность, play, dance, creativity, activity

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье раскрывается один из методов раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста по средствам игр на занятиях хореографией. Развитие образного мышления в танце, умение создавать хореографический образ.

Текст научной статьи

Творческие способности ребенка - это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей, создание максимально комфортных условий для их общения друг с другом и с педагогом - актуальнейшие проблемы современной педагогики. Становление способностей активно начинаются в дошкольном детстве. Развитию творческих способностей помогают различного рода игры детей. В играх по Л.С. Выготскому «первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструктивные, организаторские, художественно-изобразительские, иные творческие способности». Итак, по мнению Л.С. Выготского «занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей». Раскрытие творческих способностей детей на занятиях хореографией - процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей различных сфер искусства. Хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, пантомиму и т.д. Именно хореографии принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. На занятиях хореографии педагог создает условия для развития творческих способностей детей, старается помочь детям составить целостную картину ознакомления с искусством хореографии. Используя естественное стремление детей к познанию, к игре - экспериментированию. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему педагогом, который показывает ему общественно сложившиеся способы игровых действий. Вместе с тем, строить сюжетно-ролевую игру дети должны самостоятельно, педагог может участвовать в ней лишь как равноправный участник. Поняв способ построения игры, ребенок начинает делать это самостоятельно, осуществляется принцип активности и инициативности в развитии. Свободная игра, создает сюжет в голове ребенка, и он действует в игре исключительно по своей воле, игра имеет смысл и по сути дела становится самодеятельностью, это способствует психическому и личностному развитию ребенка. Во время игрового занятия развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у детей стимула к обучению. Развивается то, что будет нудно ребенку в творческом развитии при создании хореографического образа и так, знания и игра не противоречат друг другу. Навыки не даются в готовом виде, дети добывают их в самостоятельных опытах и открытиях. Это обеспечивается различными функциями игр, представляющему систему, охватывающую практически все потребности развития ребенка. Особенностью этого условия является наличие игр, исходящих от самого ребенка, и тех игр, которые в той или иной форме исходят от педагога. Последние аккумулируют механизм деятельности, ее содержание и форму, которые ребенок должен присвоить себе, сделать своим достоянием. Создавая тот или иной образ в игре, ребенок искренне верит тому, что изображает. Недаром К. С. Станиславский советовал актерам учиться у детей умению перевоплощаться. Игровой метод в работе с детьми хорош на любых занятиях. Поэтому игры всегда были и остаются традиционным средством педагогики. А значит, и занятие по хореографии, при определенной фантазии руководителя, тоже может стать увлекательной игрой. Каждый урок - это игра, иначе ребенку просто будет не интересно. Прыжки и другие танцевальные движения в образах: жуков, аистят, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут, а не помешают, освоит хореографию на базовом уровне. Придумать нужно сюжет простой, понятный и доступный для детей данного возраста. Первые игры- это игры, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной и независимой игровой деятельности. Можно выделить три класса игр: Игры возникающие по инициативе самих детей как своеобразная практическая форма развития ребенка. Здесь находятся самостоятельные игры- экспериментирования с игрушками, различными предметами, отображение поведения животных и самодеятельные сюжетные игры(сюжетно - отобразительные, режиссерские, сюжетно -ролевые и театрализованные ). Игры возникающие по инициативе педагога (обучающие и досуговые). Они приходят к детям от педагога, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр. Игры называемые традиционные или народные игры, возникшие в глубине этноса. Особый интерес представляют народные игры. Они позволяют оценить процесс становления игр, приобщить к универсальному общечеловеческому опыту и соответствующему ему механизма деятельности. В классе игры должны быть связанны между собой. Современная психология и педагогика игры дает возможность педагогу использовать достоинства всех трех классов игр при четком условии понимания их специфики, определяемой критерием инициативы. Предоставляя свободу во время любых занятий: свободу выбора материала, свободу выбора времени и продолжительности работы, свободу выбора партнера или партнерши, свободу общения с педагогом или другими детьми, но напоминая о соблюдении правил, помогает педагогу развивать творческие способности детей при создании хореографического образа. Тематика и содержание игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают знакомые образы. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога, выразительное исполнение музыки позволяет детям дать свои индивидуальные оттенки при исполнении игры. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность Одним из главных признаков игры является её добровольность, приносящая удовольствие. Вторым признаком можно назвать её неопределенность, непредсказуемость, импровизированность, где ребенок проявляет находчивость, сообразительность, творческое начало. Таким образом, игра - это ведущая деятельность, которая не должна уходить из жизни ребенка, как младшего, так и среднего школьного возраста. Благодаря игре, процесс вхождения в учение происходит плавно и легко, потому что психологически ребенок всё ещё бессознательно принимает игру. Ребёнок, увлеченный замыслом нового упражнения, не замечает того, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, требующими перестройки и поиска решения. В игре же дети сами стремятся научиться тому, чего они ещё не умеют и раскрывают знакомые им образы.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.