ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Аяган Б.Г.,Ауанасова А.М.

Институт истории государства КН МОН РК


Номер: 5-1
Год: 2016
Страницы: 164-169
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Текст научной статьи

Геральдика, как оригинальный и своеобразный вид искусства имеет древнюю историю. Российский центр гербоведческих и генеологических исследований, предметно занимающейся данной проблемой, считает, что геральдика - одна из исторически сложившихся форм Эмблематики. ( Signum №2, М. 2000 г. (ответ редактор А.П. Черных) с. 1-4) На наш взгляд, историческая геральдика уходят своими корнями в цивилизацию Междуречья и Древнего Египта. Древние китайские и индийские правители использовали возможности геральдических знаков уже при создании первых государственных институтов. При этом надо иметь в виду, что составление печати, а затем и гербов находятся в неразрывной связи. Искусство древних племен Казахстана - саков, канглы и уйсуней активно использовали подобные символы при изображении печатей, полотнищ, или же при оформлении боевых доспехов или одежды древних царей. Одним из ярких образцов подобного оформления является одеяния сакского принца - «Золотого воина» найденного у города Есик Алматинской области. Необходимо отметить, что печати с изображениями мифологических коней, птиц (самрук) часто встречаются в древних памятниках (V-III вв до н.э.) во многих регионах Казахстана. Будучи студентом АГУ им. Абая, автор этих строк был в числе тех, кто нашел подобные изображения в древних курганах. (г. Талгар, Алма-Атинской области, 1976 г. Руководитель экспедиции А. Максимова). На печати, в головной части был мифологический крылатый конь, а одежда была обшита золотыми бляшками в виде зверей и птиц. Изделие было круглым и небольшим по размеру. Кроме того, она очень напоминала современные печати. Важный атрибут государственной символики - герб, в переводе с немецкого языка означает «наследство» или «доля в наследстве». История гербов на казахской земле начинается со времен появления на ней первых государственных объединений. Другими словами, история герба - это история государства. Как показывает мировой опыт, характерные особенности Герба отдельного государства позволяют отличать его от другого государства. Скажем, сакские племена эпохи раннего железа имели родовые тотемные знаки, позволявшие отличать их друг от друга. Тамга - означало особый знак, священный символ, родовая печать. На одежде «Золотого человека», найденного при раскопках Иссыкского кургана V века до нашей эры, было около 4 тысяч украшений, выполненных в «зверинном стиле» и изготовленных в виде фигурок барса, горного козла, архара, лося, коней и различных птиц. Отсюда позаимствован орнамент «қошқар мүйіз» (рога архара), являющиеся частью наци его Флага. За основу Герба были взяты, смотрящие в противоположные стороны, сказочные крылатые кони-единороги, которые располагались на головном уборе «Золотого человека». При сопоставлении символов государств со схожей историей, ясно видно, что на них изображены одинаковые животные, к примеру, грифоны и беркуты, львы или кони - верные спутники кочевых тюрков. Такие тотемные символы часто встречаются в уйсунских, тюрко-монгольских преданиях, особенно в легендах о Көкбөрі (Небесном волке). В мировоззрениях тюркских народов волк занимал особую тотемную роль. Во времена Тюркского каганата на знаменах тюрских войск был изображен «Көк бөрі». Поэтому в музыкальном произведении известного казахского акына Суйнбая, жившего в XIX веке, есть такие слова «Бөрілі менің байрағым, Бөрелі байрақ көтерсе, Қозады қай-қайдағым...». Казахский народ всегда считал волка символом смелости и мужества. В последующие времена казахи использовали родо-племенные тамги. Ученые насчитали 84 тамги казахских родов, произошедших от 43племен. Тамги, имеющие различные геометрические формы, использовались в качестве гербов и печатей. Также тамги служили для обозначения родовой, племенной и частной собственности. У казахов до наших дней сохранился обычай метить животных специальной тамгой, где выделяются имена или родовая принадлежность хозяина. В монографии «История формирования государственных символов Республики Казахстан» (Астана, 2012) данная проблема была рассмотрена частично. (История формирования государственных символов Республики Казахстан. Под общей редакцией д.и.н., профессора Б.Г. Аягана. Астана, 2012 г.) В Казахстане, а возможно и в многих других республиках Центральной Азии специальных работ, посвященных исторической геральдике, крайне мало. Ученые России, занимающиеся данной проблемой, констатируя подобное положение и в самой России, подчеркивают: «Для того, чтобы они появились в должном количестве и соответствующего уровня, студенты - историки как будущие специалисты должны не только усваивать элементарный «геральдический» курс, но и приобретать фундаментальные знания, позволяющие уверенно ориентироваться во всем комплексе эмблематической проблематики и работать с источниками. (Signum, №2, Институт всеобщей истории РАН, - М, 2000 г. с. 1.) В настоящий период, когда растет интерес к истории государственности, изучение и детальное ознакомление с символами государства, еще более усиливают актуальность исследования. Ученые - историки обращают внимание на недостаточную компетентность самих преподавателей, и чтобы разорвать образовавшийся порочный круг, предлагают обеспечить и студентов - историков и преподавательский состав обеспечить их добротной учебной литературой, а также открыть им доступ к источникам по эмблематике и геральдике во всех аспектах. (Signum, №2, Институт всеобщей истории РАН, - М, 2000 г.- с. 2) Вместе с тем, вопросы формирования Государственной геральдики Республики Казахстан и системное изучение деятельности Первого Президента Республики Казахстан и его роль в принятии новых символов в отечественной исторической науке изучена очень слабо. Как уже отмечалось имеются лишь отдельные исследования, где данный вопрос рассматривается в совокупности с другими темами. В представленной работе деятельность Первого Президента - Лидера нации Н.А. Назарбаев исследуется как отдельная тема. Коллектив авторов при изучении темы использовал как архивные материалы, так и вышедшие публикации по данной теме. Из изученных и введенных в научный оборота архивных материалов наиболее ценным является документы Верховного Совета республики восьмой сессии двенадцатого созыва. Эти документы в основном сгруппированы в фонде №2, опись №4 Государственного архива страны. В изученном стенографическом отчете восьмой сессии представлены итоги многомесячных обсуждений по принятию государственных символов, дискуссии и дебаты по представленным макетам. Как показали исследования, во время обсуждения проектов герба, гимна и флага нового Казахстана столкнулисьразличные взгляды. На наиболее «горячими» стали дебаты между сторонниками, отстаивавшими прежние, советские символы и теми, кто считал, что нужны новые дебаты по представленным макетам. Как показали исследования, во время обсуждения проектов герба, гимна и флага нового Казахстана столкнулись различные взгляды. На наиболее «горячими» стали дебаты между сторонниками, отстаивавшими прежние, советские символы и теми, кто считал, что нужны новые символы, отличные от тоталитарного прошлого. Во второй группе находились преимущественно ученые гуманитарного профиля - академики НАН РК С. Зиманов, С. Сартаев, М.К. Козыбаев и другие. Совершенно естественными и необходимыми были выступления самих разработчиков герба - Ж. Малибекова и Ш. Уалиханова, а также приглашенных специально культурологов - профессора Б. Байжигитова, дизайнера Т. Сулейменова. В то же время, как показывают, архивные материалы, Президент страны Н.А. Назарбаев часто выступал перед депутатами и даже перед разработчиками отстаивал те или иные фрагменты государственных символов. Его речь, как правило была лаконична, нередко после выступления Президента, прекращались прения и стороны приходили к консенсусу. Выступления и замечания Нурсултана Абишевича Назарбаева по данному вопросу вводятся авторами в научный оборот впервые. Столь важные вопросы для молодого государства, как принятие герба, флага и гимна страны были рассмотрены на восьмой сессии Верховного совета Республики Казахстан. (Материалы сессии хранятся в фонде №2, опись 4, дело №110 Национального архива Республики). 4 июня 1992 года на утреннем заседании парламента страны депутаты приступили к обсуждению принятия проектов флага, герба и гимна одновременно. В заседании принял участие Президент Республики Н.А. Назарбаев. Заседание вел председатель Верховного совета Республики С.А. Абдильдин. Вице-спикер парламента З.Л. Федотова, после небольших прений, предоставила слово руководителю рабочей группы по подготовке новых государственных символов Республики, Абдильдину Серикболсыну Абдильдаевичу. Обращаясь к президенту страны, народным избранникам, руководитель рабочей группы подчеркнул, что «в обществе назрело понимание того, что Казахстану нужны атрибуты государственности нового типа и нового содержания: флаг, герб, гимн. Символики очень много значат в жизни независимого государства, общества. Она олицетворяет прошлое, настоящее, будущее страны, отражает ее особенности, идеи, принципы». (5Национальный архив РК, ф.№2, опись №4, дело 110.) Было также подчеркнуто, что государственные гербы существуют тысячелетиями символизируя цели и устремления каждой конкретной страны. А нынешний герб, по словам оратора, в основе которого лежит герб образца 1937 года, по своему замыслу базируется на государственном гербе бывшего Союза СССР и не отвечает требованиям времени. На конкурсный отбор было подано 245 работ и 67 писем с предложениями на лучший проект государственного герба. Среди представленных работ предпочтение было отдано проекту, авторами которого являются Малибеков Жандарбек Малибекович и Валиханов Шота Идрисович. Описывая достоинства нового проекта, указывалось, что «в основе его художественного решения лежат уже упоминавшиеся шанырак, восьмиконечная звезда, а также мифологические кони, а также надпись: «Казахстан». Образ эпического коня, традиционного крылатого тулпара, символизирует высоту полета, мечту о будущем. Высоко поднятые крылья коней оберегают шанырак, общеказахстанский дом. ( там же, с.6.) Кольца же рогов мифологического коня имеют значение художественности, преемственности в древней истории. Во многих странах гербы выполнены из благородных металлов. По этой традиции и герб Казахстана, было предложено сделать в цвете золота. Таким образом, в новом гербе нашли отражение чаяния народа о мире, доброте и счастье, стремлении вновь рожденной суверенной Республики Казахстан к свободе и благополучию. Выносимые на рассмотрение депутатов проекты новых государственных символов Республики были одобрены Президиумом Верховного Совета. Во время прений, одним из первых выступил депутат Н.Б. Сандыбаев. Он отметил, что «Верховный Совет «несколько опаздывает с принятием прежних символов», а нынешние символы несколько похожи на прежние символы».( Там же, с.7) Депутат Б.Қыдырбекұлы выступил критично, подчеркнув, что ему не нравится, что «грива лошади похожи на уши овцы». Эмоциональным было выступление депутата А.Ф. Козлова, подчеркнувшего, что он «просто восхищен проектом нового герба. Авторы очень удачно выполнили его». Депутат У.А. Джолдасбеков, обратившись к президенту страны, а также обращаясь в Президиум сделал ряд серьезных замечаний. Он подчеркнул: «Шанырак здесь не виден, звезда как пятивосьмиконечная. Я окончил казахскую школу, неплохо знаю историю. Я никак не могу воспринять вот это животное - то ли это лошадь, то ли это вол. А причем здесь рога для лошади? Но здесь можно, конечно придумать, что рога - это символ силы, а у других народов, надо сказать, наоборот - отсутствие силы». Далее он едко заметил, что «у сильного мужчины рога никогда не будут расти». Депутат Смаилов К.С. безоговорочно поддержал проект герб, лишь добавив, что «тулпары должны остаться с крыльями, без рогов». (8Там же, с.8.) Обстоятельно, с ценными замечаниями по проекту выступил депутат Сулейменов Т. Как дизайнер, он сделал обстоятельный анализ проекта. Он заметил, что «моделью мира из древне считалось юрта - удивительное изобретение человечества, которое тысячелетиями не претерпело никаких изменений». Он обратил вниманиена цифру «7», подчеркнув, что « пресечение трех образующих - шесть элементов и остов этого шанырака - это седьмой элемент. Цифра «7» присутствует как составляющая, как Конструктав. Затем в прения вступил депутат Калматаев М.Д., который внес предложение «рассматривать символику в отдельности, иначе такой экскурс перебивает мысли». Депутат Уркумбаев М.Ф. неожиданно выступил с заявлением, что предлагаемый проект герба не выдерживает критики и внес предложение обсуждения проекта герба снять». (9Там же, с.15.) Его поддержал депутат Ш. Муртаза. Выступивший затем депутат Васильев Г.Б. предложил внести в изображения герба колос, олицетворяющий хлеб. После дебатов слово было предоставлено разработчикам Ш.И. Валиханову, С.И. Рустамбекову, которые дали обстоятельное разъяснение. После перерыва слово было предоставлено председателю рабочей комиссии академику НАН РК С. Зиманову. Академик отметил, что комиссия работала довольно плотно, с января по май, заседали почти еженедельно. Как председатель отметил С. Зиманов, «я забыл где я работаю, почти не бываю в институте, где получаю заработную плату и так было четыре месяца. В целях разработки концепции, комиссия часто приглашала на свои заседания специалистов разных профессии: нумизматов, археологов, историков, философов, и тех, кто в Казахстане занимался и разбирался в теории геральдики. В результате этих усилии была выработана определенная концепция; были просмотрены около 50 вариантов эскизов, проектов флага. После обсуждений основными критериями были выбраны три эталона мировой практики, какими должны быть флаги и гербы. Первый принцип - историческая традиция. Флаг и герб должны отражать историческую традицию данного народа, данного государства. Второй мотив - государственность вчерашняя и государственность сегодняшняя. Третий мотив - критерий государственность должна развиваться как часть большого сообщества, мировой цивилизации. При выборе изображений, члены комиссии не принимали демонстрацию мощи и силы, когда, например, изображали человека с натянутой тетивой, на скаку вонзающего лук во что-то, с саблей или мечом в руках, или держащего скипетр и орла. Так должен был быть цивилизованным, мирным, спокойным. В целях демонстрации исторической преемственности, члены комиссии остановились на восьмигранной звезде, а не пятигранной или шестигранной. Секрет восьмигранной звезды - шанырак. Шанырак - это не только остов верхней части юрты. Круг - это движение, замкнутая вечность, единение. Шанырак олицетворяет Великую цивилизацию, через которую прошли все народы, и которая дала миру великих людей, и отражает особенности кочевой цивилизации. По гербу государства можно судить о стране, о народе, об истории этого народа. Шанырак как раз, по замыслу разработчиков, это представляет. (Там же, с.22.) Депутат Аксенов С.Г., вступивший в полемику, предложил взять за основу прежний герб Казахстана и его доработать. Его поддержал депутат Жотабаев Н.Р. Депутат Такежанов С. предложил поддержать представленный проект. В создавшихся условиях председатель поставил вопрос о внесении предложения рассмотреть проект герба, а вопрос о принятии рассмотреть позже. При проведении голосования, в предложенной редакции, проект герба был отклонен. Далее в дебаты по поводу проекта герба вступили депутаты А. Алимжанов, В.В. Чернышев, У. Байгельдиев, а также культуролог Б. Байжигитов. Причем ряд депутатов, (В. Чернышев) считали принять с доработкой прежний герб. Затем выступил основной разработчик герба Ж.М. Малибеков. Он отметил, что «проект герба отражает историю и обычаи народов, мир и дружбу народов, живущих в Казахстане. Особенности этого герба: в середине шанырак, тулпар с красивыми рогами, вокруг шанырака лучи, как символ солнца. Сверху на гербе изображены крылья. … Он изображает символ единства. Шанырак, если даже совсем износился, никогда не выбрасывают. Он всегда находится в святом месте. Изображая его, мы хотели изобразить дружбу народов, единство. Не зря у нас говорят: «Шаңырак биік болсын». Это означает идеализированное понятие, чтобы наша Родина процветала и пользовалась авторитетом. Когда поднимают шанырак, много людей объединяются, чтобы поставить юрту и каждый держит уык. Уык - это жерди, которыми поддерживают шанырак. Шестикрылый конь тоже является символом и идет из нашей древнейшей истории. На протяжении столетии его сравнивают с птицей, летящей с расправленными крыльями. Поэтому конь изображается с крыльями. В V - VIвека этот символ уже существовал, и в то время наша отчизна действительно процветала. В этой связи мы хотели, чтобы традиции, идущие оттуда, имели продолжение сегодня. Вы думаете, почему именно тулпар? Чтобы он изображал наше будущее. В этом смысле мы изобразили тулпар. Каким бы не было солнце, оно должно ярко гореть». Как видно из текста основной автор герба Ж. Малибеков, сильно волнуется. Его мысли разбегаются, теряется логическая связь изложения. Тем не менее, выступление автора проекта насыщенно новой информацией, пожалуй из всех выступающих, он наиболее подробно разъяснил депутатскому корпусу идеи, заложенные в проект нового герба. В рога, изображенные в проекте, объяснял автор, заложено много смысла - защита и поддержка. Чтобы рога, символически поддерживали наш дом, чтобы они сумели защитить. Изображения этого животного с рогами, объяснял он, есть на головном уборе Золотого человека. Выступивший затем А. Кекильбаев, поддержал проект Ж. Малибекова. Правда, депутат перепутал фамилию автора и назвал его «Жандарбековым». А. Кекильбаев подчеркнул, что «проект данного герба - самое грамотное, потому что здесь присутствует язык геральдики. Центральная и единственная фигура - это шанырак, который является композиционным сосредоточием». После голосования депутаты ушли на перерыв. Дебаты по принятию герба были продолжены на вечернем заседании. Председатель Верховного Совета С. Абдильдин подчеркнув, что необходимый кворум имеется, отмечает, что в перерыве депутаты обменялись мнениями и сделаны поправки к проекту. Например, «на гербе в середине, где уык шанырака, лучи сделать голубоватого оттенка. В конце, где надпись «Қазақстан» изображение сделать синего цвета, а «Қазақстан» написать золотыми буквами». И скорее всего, председатель шутя добавил: «с обртной стороны, как мы договорились, надпись «Чернышев». Затем он попросил депутатов вернуться к первому варианту герба. При этом он дает разъяснение мефологическим образом крылатого коня. Здесь же депутат Арюшенко Л.А. замечает, что конь похож на единорога. (там же, с. 32) В создавшихся условиях председатель высокого собрания, слово предоставляет Президенту страны Н.А. Назарбаеву. Президент Н.А. Назарбаев высказал свои соображения таким образом: «...я не считаю, что по гербу нам надо сильно спорить. Посмотрите на все гербы. Мне сейчас дали флаги и гербы. Вы знаете что Великобритания всегда со львом, Российская корона и другие - с двуглавыми орлами. Поэтому не надо делать упор на то, какой это конь: рогатый, единорог и т.д. Символика характеризует народ, его стремления. Мы создаем впервые в нашей истории первый государственный герб, первую свою геральдину. Самое главное, что наша геральдина никакой другой не повторяет. Я бы считал нужным сделать такую поправку. Депутат Васильев правильно говорил, что если фоном флага будет небо, то флаг смотрится хорошо. Но сделать одну пятиконечную звезду по середине и фон сделать голубым. И в таком виде принять». (Там же, с.33) Председатель ставит на голосование герб в цветном исполнении. На экран проектируется герб и пятиконечная звезда в цветном исполнении. За данное изображение голосуют 214 депутатов. Выступивший следующим депутат С.С. Сартаев говорит: «Мне по душе , например, предложение Президента, когда он говорил о цветном гербе. Другое дело, что печати-то не получится цветное, но зато на государственных зданиях, на всех сооружениях будет цветное изображение. Но с одним только условием. Не хотелось бы, чтобы на нашем гербе что-то напоминало, тоталитарную систему и что либо из плохих пережитков прошлого. Пятикончную звезду в России собираются сейчас менять. Теперь пятиконечная звезда прежде всего будет напоминать об общественной деятильности масонского двежения. ...Поэтому хотелось бы, чтобы там была восьмиконечная звезда, которая будет отвечать традициям нашего народа: «Джигит должен быть одного характера, но с восьмью гранями». И давайте оставим восьмиконечную звезду». Депутат Б.С. Айтимова предложила оставить голубой фон, остальное оставить золотистым, а звезду вообще убрать. Председатель - предлагает перейти к голосованию, а вопрос о звезде решить отдельно. Депутат Обухов В.В. предложил звезду, серп и молот убрать, а нанести изображение земного шара. А на земном шаре ограничить сушу и море и пометить маленьким штрихом Республику Казахстан, чтобы весь мир на гербе видел Казахстан. Председатель вновь возвращается к изображению звезды - семиконечную, восьмигранную и за пятигранную. После голосования, когда было подано 238 голосов, изображение герба утверждается. В завершении прений, председатель подвел итоги: «Уважаемые коллеги! Независимо от того, что какие-то предложения коллег по каким-то элементам герба не прошли, вы сделали громадное решение: приняли и утвердили герб, не похожий на существующие гербы в мире, а не только в соседних государствах». Далее он просит депутатов перейти к обсуждению флага. (Там же, с.c. 34-35) В своей работе «Казахстанский путь» Н.А. Назарбаев так охарактеризовал суть и смысл прошедшего: «Современные государственные и политические символы страны обозначают для казахского народа и представителей национальностей, населяющих республику, не просто замену старых, обветшалых атрибутов классового, тоталитарного общества. Это свидетельство окончательного поворота республики к построению демократического и правого государства, к созданию нового общества основанного на принципах суверенитета личности, единства его этнически многообразного народа». (Н.А. Назарбаев «Казахстанский путь». - Караганда, 2006. - с.146)

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.