ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДУСТРИИ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ В РОССИИ И БАРЬЕРЫ НА ПУТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ Кетенчиева Э.А.

Кубанский государственный университет


Номер: 5-2
Год: 2016
Страницы: 63-65
Журнал: Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Ключевые слова

исламская финансовая система, инвестиции, нормы шариата, финансовые продукты, “исламофобия”, islamic financial system, investments, norms of Sharia, financial products, “islamophobia”

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

В статье рассматриваются условия становления индустрии исламских финансов в России, следствия и причины возникновения препятствий на пути внедрения мусульманских финансовых продуктов на российский рынок.

Текст научной статьи

Тема финансирования государственных компаний исламскими инструментами обретает особую популярность. “Главная дискуссия правительства - как обеспечить инвестиции, как поднять доходы населения и изменить структуру экономики”, отметил В.В. Путин во время прямой линии с населением (2016г.) [6]. Согласно реплике президента с уверенностью можно сказать о том, что поиск новых источников финансирования для России остается актуальным. Предпосылки развития рынка исламских финансов в России, в большинстве своем, связаны с введением многочисленных санкций против страны и ряда компаний, которые приобрели затяжной характер. По этой причине стало невозможным привлечение финансирования на европейском и американском рынках долгового заимствования, которые являлись традиционными. С учетом колебаний иностранной валюты финансирование в виде кредитов стало “золотым”. Цель создания исламского рынка капитала: направление сбережений в долгосрочные производственные инвестиции и замещение европейского финансирования. В исламском финансовом рынке все операции должны осуществляться в формах, которые не противоречат сознанию мусульман и исламу. Согласно религиозному законодательству, работа которого осуществляется по предприсанным законам шариата, данный рынок свободен от таких видов деятельности как ростовщичество (riba- сделка, при которой одна из сторон получает прибыль, при этом не приложив никакого труда), азартные игры (maisir) и неопределенность (gharar). Согласно этим законам деньги выполняют лишь одно свойство - средство обмена, поэтому взимание процентов запрещено и считается незаконным, равно, как и обогащение, возникшее из случайного стечения обстоятельств, например, выигрыш в лотерею или во время карточной партии. Контракты, которые подразумевают под собой неопределенность в отношении условий, например, предмета контракта, цены или времени поставки исключены из практики хозяйствования. Такой способ ведения бизнеса наиболее надежный и менее рискованный. Российская система исламских финансов предполагает открытие мусульманских финансовых компаний, предоставляющих широкий спектр услуг, наряду с традиционными, но отвечающими нормам шариата. Из простой теоретической модели вытекает, что благодаря функционированию таких компаний, которые предоставляют возможность свободного доступа к исламским продуктам благосостояние мусульманских граждан, а также населения, принципы которого не противоречат нормам шариата, может значительно увеличиться. Другие потребители также смогут извлечь прибыль от использования альтернативных финансовых инструментов, аналоги которых в традиционной системе отсутствуют (рис.1). Рис. 1. Результаты использования исламских финансовых продуктов в России Таким образом, разнообразие и потребность в использовании новых финансовых инструментов приведут, с одной стороны, к увеличению уровня сбережений, благодаря той части населения, которая склонна сберегать, а с другой стороны, к росту уровня инвестиций за счет той части населения, которая склонна к предпринимательству. Хотелось бы также отметить, что увеличение доходов мусульманской части населения, подавляющее большинство которой проживает в субъектах с невысоким уровнем жизни (КБР, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Татарстан, Башкортостан, Карачаево-Черкесия), приведут к значительному снижению различий в уровне социально-экономического развития регионов. Все это в свою очередь приведет экономику в стадию роста [1,45]. Однако существует ряд факторов, снижающих доверие к России со стороны исламских партнеров [6]: - санкции против РФ со стороны Европы и США. Многие исламские инвесторы имеют западных партнеров, к тому же многие исламские финансовые продукты регулируются английским и американским правом, что может привести к перестраховке российских контрагентов даже там, где этого не требуется; - присоединение Крыма; - позиция России по Ирану, являющемуся противником стран Персидского залива - лидеров в области исламских финансов; - позиция России по Сирии, не соответствующей коллективной позиции Организации Исламского сотрудничества (ОИС). Однако, наряду с вышеперечисленными экзогенными факторами, возникает не менее утешающий список эндогенных, которые могут затруднить процесс формирования исламских финансов [3,34]: 1. Низкий уровень финансовой грамотности потенциальных потребителей исламских инструментов. В настоящее время в мире существуют две модели исламских финансов: “консервативная”, которая ориентирована на строгое соблюдение шариата (Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Бахрейн и др.) и “облегченная”, ограничивающая использование внешних признаков (Малайзия, Великобритания и др.). Для России рациональней выбрать вторую модель, во-первых, дешевле, во-вторых, проще в политическом и организационном планах. 2. Нехватка среди представителей правительства специалистов по исламским финансовым продуктам. 3. Отсутствие осознанного спроса (проблема вытекает из первого пункта). 4. Неимение собственных шариатских экспертов мирового уровня. В роли шариатского эксперта могут выступать лишь те лица, которые специализируются в разделе исламского права - имущественные взаимоотношения (фикх муамалят аль-малия). Рядовой имам мечети не может выступать в качестве эксперта без знания фикх муамалят аль-малия и экономического образования. В противном случае необходимо привлекать специалистов из-за рубежа, в России в настоящее время проживают только два мировых эксперта. Оценив шариатских экспертов по количеству организаций, в которых они состоят, сформирован список 10 самых востребованных из 180 наиболее известных в мире (см. таблица 1): Таблица 1 10 самых востребованных шариатских экспертов мира, [1,42] ФИО Количество занимаемых должностей Abdul Satar Abu Ghuddah 101 Nizam Mohammed Yacoubi 95 Mohammed Ali Elgari 86 Mohammed Daud Bakar 43 Abdullah Sulaiman Al Manee 42 Abdul Aziz Khalifa Al-Qassar 41 Hussein Hamid Hassan 39 Ali Mohuddin Al’Qurra Daghi 35 Imran Ashraf Usmani 27 Essa Zaki Essa 27 Наиболее востребованные эксперты могут являться сразу членами нескольких организаций. 5. Отсутствие законодательных основ. Фактор ограничивает формирование правомерного обращения исламских ценных бумаг на финансовом рынке, препятствует мониторингу финансового рынка со стороны государства, что снижает доверие со стороны потребителей. Однако в Совете РФ создана рабочая группа по изучению возможностей формирования и развития исламского рынка в стране. 6. “Исламофобия” (боязнь, страх ислама). Наряду с 142 млн. человек, которые проживают в России, около 15 млн. составляют мусульмане - это огромный рынок сбыта, к которому присоединяются и просто заинтересованные лица (2015г.). “Исламофобия” статистикой никак не закреплена, однако сам факт ее существования очевиден. Одной из мер по устранения проблемы могло бы выступить внедрение в общеобразовательную программу предмета по изучению мировых религий, в том числе и исламской. Подведем итог, что получит Россия в случае внедрения исламских продуктов на финансовый рынок? Золотовалютные резервы ОИС составляют около 2 трлн. долл. (2014г.), в порядке распределения часть этих средств (1-3%, а это 100 млрд. долл.) может быть вложена в российский суверенный сукук (исламские облигации). В настоящее время в среднем за год размещается еврооблигаций на сумму 10 млрд. долл. - разница очевидна. При этом объем средств, которые инвесторы готовы вложить в исламские финансовые продукты составляет около 400-500 млрд. долл., при этом лимит для России может быть установлен до 10%. Таким образом, объем инвестиций от исламских продуктов может составить около 150 млрд. долл. [5,25]. Однако, чтобы получить такой объем денежных средств необходимо устранить барьеры, которые были описаны выше.

Научные конференции

 

(c) Архив публикаций научного журнала. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения администрации, а также с указанием прямой активной ссылки на источник.